Последние новости

Реклама

До завершения 2018-го осталось две недели – подходит время подводить итоги. О том, каким данный год выдался для Севастополя, планах на будущее и сложностях в работе губернатор города Дмитрий Овсянников сообщил корреспонденту Крым, передаёт «РИА Крым».

– Дмитрий Владимирович, перечислите основные достижения правительства Севастополя, которых удалось достичь за данный год.

– Результаты должны оценивать, по большей части, жители. Идёт ремонт дорог, обновление общественного транспорта, благоустройство парковых пространств и дворовых территорий. Восстанавливаем освещение там, где его не было много лет: в селах Сахарная Головка, Штурмовое, на улицах Инкермана, Симферопольском шоссе, Ялтинском кольце, более полутора сотен городских дворов. Идёт реализация федеральной целевой программы социально-экономического развития регионов крымского полуострова – сейчас одновременно строится 26 объектов.

В этом году уже построили два детских сада, до конца года сделаем скверы у Свято-Георгиевского монастыря и Владимирского собора – усыпальницы адмиралов. Мы заканчиваем год с тем, что смогли включить новые проекты социальной инфраструктуры в наши планы. Речь идёт о 52 объектах, и данный процесс (формирования списка строительства новых социальных учреждений) пока ещё не завершен. Благодаря правительству Москвы мы нашли источники финансирования под наши текущие программы, по этой причине уже в конце этого года запускаем новые проекты: это касается ремонта подъездов, замены лифтов, более качественной работы по освещению города, ремонтам школ, больниц, дорог.

По результатам года у нас существенно растут показатели по средней заработной плате – порядка 10% — сейчас это 29,6 тыс рублей. В Севастополе будут выполнены показатели майских указов по бюджетникам. У нас будут хорошие цифры по росту налогов – в сравнении с прошлым годом порядка 700 млн рублей. У нас растет промышленное производство – за десять месяцев текущего года более, чем на 10%. Инвестиции в основной капитал – свыше 23 млрд рублей.

В этом году утверждён ряд стратегических документов, по большей части, – концепция развития улично-дорожной сети. Мы подготовили и запустили ряд крупных проектов – новое общественное пространство между Артбухтой и улицей Катерной. Определились с переходом через Севастопольскую бухту – это будет мост, а не тоннель. Был проделан большой объём проектных работ – то, что даст возможность выполнить наши обязательства по строительству социальных объектов в последующие годы.

– Вы удовлетворены темпом ремонта дорог и благоустройства города?

– Темп стал выше, тем не менее объективно наш дорожный комплекс не справляется сейчас. Объёмы порядка 10-12 км капитального и порядка 50 км текущего ремонта в разрезе года. В следующем году планы больше на 30%. Постараемся справиться, дооснастим техникой «Севавтодор» (ГБУ, которое ремонтирует и содержит городские дороги).

– По вашим оценкам, сколько надо времени, чтобы привести все дороги в городе в нормативное состояние?

– Это задача с множеством неизвестных. Хватит ли бюджетных средств? Он у нас не безграничный. Всегда идёт борьба приоритетов: дороги, школы, детские садики, больницы, зарплаты. Объективно деньги в бюджете есть не на все. Второй ограничитель — это сам дорожный комплекс. Если он не готов строить в высоком темпе, то ещё долго не будет больших объемов дорожных работ. Третье – возникает множество попутных сложностей: у нас на самом деле любой объект сталкивается с вопросами археологии, неучтенными коммуникациями, правами третьих лиц и так далее. Четвертое – всё время увеличивается количество дорог – мы ставим на учет, паспортизируем даже такие дороги, которые раньше таковыми и не считались. Это снижает общий показатель соответствия дорожной сети нормативам. Тем не менее работа ведётся, и думаю, в обозримом будущем трёх-пяти лет мы радикально поменяем ситуацию.

– Мост через Севастопольскую бухту. Некоторые архитекторы говорят, что реализовывать такой проект целесообразно, если на двух берегах проживает от одного миллиона человек. Реализация проекта оправдана?

– Изначально вариант перехода через Севастопольскую бухту рассматривался как решение транспортной проблемы Северной стороны. Очень важно обеспечить доступность жителям этого района социальных и государственных благ, которые в основном сосредоточены в центральной части. Когда мы стали рассматривать мост и его увязку с Гераклейской рокадой (новой сетью дорог) — через улицу Брестскую — увидели, что это по сути разгрузка центра и возможность попасть на Северную сторону быстрее.

Важно, что возведение моста даст импульс развития Северной стороне – именно там требуется развиваться городу, ввиду того, что город закрыт в Южной части садоводческими массивами и сельскохозяйственными землями.

На Северной стороне есть потенциал неиспользуемой земли — возникает вопрос строительства новых объектов социальной инфраструктуры, строительства гостиничных комплексов. Мы ушли от той логики, как решить вопрос транспортной доступности, а перешли к логике, что требуется развиваться в Северном направлении – создавать новые микрорайоны, новые социальные объекты.

– Какие планы не удалось реализовать и почему?

– Все эти моменты известны. Все, что у нас даже теоретически может не получиться, — сразу попадает в СМИ. Сложные моменты, которые мы никогда не скрываем: парк Победы подрядчиками не сдан в срок, и мы сейчас принимаем дополнительные меры, чтобы закончить ремонт объекта.

Это генеральный план, поскольку появилось множество сложностей, в том числе вмешательство исполнителя в документацию генплана. Лично я не готов выносить такой генплан на общественное обсуждение. После учета всех поступивших замечаний он стал напоминать документ 2005 года.

Сложная ситуация с канализационными очистными сооружениями «Южные».

– Как будет решена проблема с этими очистными?

– Один из способов — расторжение договора с подрядчиком, тем не менее сейчас такое развитие ситуации он блокирует через суд. Другой вариант – подрядчик выполняет обязательства в рамках контракта путём поставки оборудования. На этой неделе я провел совещание с участниками проекта, лично контролирую ситуацию. Тем не менее базовый сценарий – расторжение контракта и повторное его заключение.

– По генеральному плану: расторгнут договор с разработчиком, что будете делать теперь?

– Доработка генерального плана будет проходить силами подведомственного учреждения департамента архитектуры.

– Чиновникам хватит сил, опыта и знаний?

– В подведомственном учреждении все же работают не чиновники, а архитекторы. Все основные моменты разработаны. Я думаю, справятся.

– На какие показатели по выполнению ФЦП и освоению бюджета город выйдет по результатам года?

– разумеется, требуется стремиться к максимальному выполнению задуманных планов, тем не менее качество не должно страдать. Допускаю, что будет не освоена часть средств. Повторюсь, сложные объекты КОС «Южные» и парк Победы. По остальным двигаемся в рабочем порядке.

Поймите, освоение средств бюджета – это не самый главный показатель. То, что он будет освоен на 80-100%, это не означает, что будут построены объекты. В частности, за счёт оплаты работ по большим дорогостоящим объектам, таким, как трасса «Таврида», можно показать высокое освоение средств, тем не менее скрыть большое неосвоение по маленьким: школам, садикам и так далее. Самый главный показатель – ввод новых объектов.

– В конце ноября были выданы первые сертификаты на покупку жилья бывшим украинским военным. До конца года деньги должны получить ещё 65 семей. Сколько таких сертификатов будет выделено в 2019 году?

– В следующем году будет порядка 75 семей. Все, что заложено в федеральном бюджете согласно указу президента, будет выполнено.

– По некоторым данным, в Севастополе в квартирах нуждаются более 500 бывших украинских военных и силовиков, и окончательный подсчёт ещё не завершен.

– У нас есть несколько категорий лиц, которые нуждаются в жильё, и по каждой действуют отдельные программы. Есть военнослужащие-пенсионеры, уволившиеся в запас во времена СССР, которые не получили квартиры — всего 31 семья.

Другая категория – военнослужащие, которым были выданы квартиры министерством обороны в украинский промежуток времени, тем не менее они не были оформлены должным образом. Эти квартиры Минобороны России передаёт городу, а город передаёт их бывшим военнослужащим. В начале года было направлено около 200 таких квартир, в текущее время передается ещё около 200 и столько же в следующем году.

Есть третья категория – бывшие украинские военные, которые получают денежную компенсацию. До конца года сертификаты получат 65 семей, о чем мы говорили выше.

– Когда в этом вопросе будет поставлена точка?

– Я думаю, за три года мы решим вопрос. Мы выполняем сугубо технические функции – передаем квартиры военнослужащим.

– Не так давно появилась информация, что в самое ближайшее время правительство Севастополя выставит на аукцион первый застроенный микрорайон города для реновации территории. Расскажите подробнее об этом проекте.

– Пока мы к этому не готовы. У нас нет подготовленных решений, хотя идея не нова и реализуется в некоторых субъектах Российской Федерации. Для этого требуется подобрать площадки и учесть мнение жителей. В Москве это вызвало очень бурную дискуссию. В любом случае в этом направлении требуется двигаться – мы не можем все время жить в ситуации переселения из аварийного жилья. Эта программа имеет конечный срок. Постепенно стареющее жильё, имеющее потенциал для реновации, должно сноситься для строительства современных микрорайонов.

– Когда это возможно?

– Когда все будут согласны.

– Не думаете, что в Севастополе такого может никогда не произойти?

– В Москве смогли найти подход, каким образом реализовать данную программу. Тем не менее мнение жителей требуется учитывать. Как пример, у нас было несколько проектов по достройке нескольких верхних этажей малоэтажных зданий в Балаклаве. За счёт этого предлагалось сделать капитальные ремонты зданий, а не ждать 20-30 лет. По итогу проекты реализованы не были. Если бы жители были согласны – это был бы хороший способ получить капитальный ремонт своего дома, благоустроить территорию. Также и реновация – будет согласие, начнётся работа.

– Во время «Диалога с городом» (прямой эфир с участием горожан на местном телеканале) вы раскритиковали деятельность руководства «Севморзавода». Недавно на предприятии сменился директор. Вы уже встречались с ним? Ожидаете перемен на заводе?

– Пока не встречался. Для нас важно развитие «Севморзавода». Разумеется, как губернатор города я пристально слежу за ситуацией на наших крупнейших предприятиях. Оказываем помощь в поиске заказов, в решении земельно-имущественных вопросов. Когда руководитель не выполняет свою непосредственную функцию, его надо менять. Новый директор, я убежден, постарается оправдать доверие работников завода.

– В ближайшие три года Москва выделит Севастополю более 22 млрд рублей на ремонт и возведение объектов социальной сферы и инфраструктуры. Каким образом столица будет участвовать в этих проектах, для примера, контролировать расходы средств?

– Нам важны не только финансовые средства, тем не менее и методическая поддержка. Мы нуждаемся в определенном кураторстве. Речь не столько о ремонте и реконструкции конкретных объектов – нам нужна переподготовка учителей, внедрение новых образовательных программ, многое другое. Аналогично и в здравоохранении. Грамотные управленческие решения не требуют денег, они требуют знаний и опыта.

– Как это будет работать на практике?

– В Севастополе будут развернуты проектные офисы, за которыми будут закреплены специалисты из Москвы, которые окажут помощь в реализации планов. В сфере образования и здравоохранения разработаны дорожные карты. На реализацию проектов уже выделено 2,5 млрд рублей на 2019 год.

– 22 млрд – серьезные деньги. Тем не менее на здравоохранение, образование, городское хозяйство предусмотрены значительные средства в бюджете. Деньги Москвы дадут дополнительный импульс преображению города?

– Структура городского бюджета построена следующим способом. У нас недостаточный налоговый потенциал. Хватает, чтобы покрыть все наши операционные расходы – зарплаты, коммуналку, текущее содержание. Соответственно капитальные расходы у нас не помещаются в имеющийся бюджет.

Речь идёт о капитальном ремонте зданий, и в этом плане нам Москва «подставила плечо». Все новые объекты – школы, садики, парки – это ФЦП. В результате, теперь у нас есть три источника на реализацию проектов. В качестве примера приведу дороги: содержание дорог и ямочный ремонт – средства бюджета Севастополя, капитальный ремонт – средства Москвы, возведение новых объектов дорожной инфраструктуры, в частности, «Таврида», шоссе в Казачку – ФЦП. В результате, мы сформировали достаточную базу бюджета.

– Севастополь благодарен Москве за поддержку. Со стороны города предусмотрен какой-то «реверанс» в сторону столицы?

– Они ожидают от нас исполнения взятых обязательств – не более: ремонт дорог, освещение города, ремонт объектов здравоохранения, образования и т.д. И я вижу готовность в дальнейшем наращивать объём поддержки Севастополя. Для нас это вызов. Мне было сказано: ты не средства получаешь, а проблемы, поскольку ты должен все построить и отремонтировать. Я ответил: у меня другого варианта нет.

Вы помните ситуацию со школой №12. Заранее — ещё в начале года — директору этой школы дали 35 млн рублей на ремонт, и она «захлебнулась» в нем. Не потому что директор школы плохая, а потому что сложности с подрядчиками, с исполнителями. А представьте, в следующем году 15 директоров школ получат деньги. Думаете, не «захлебнутся»? Я прогнозирую, что у нас у всех будут большие сложности, тем не менее не добиваться этих средств, не браться за работу – нельзя.

Наша ответная реакция Москве – сделать все то, что мы вместе задумали.

– У правительства Севастополя, как видим, отношения с Заксобранием складываются непросто. В этом противостоянии возможен компромисс?

– Компромисс необходим всегда, тем не менее когда нарушаются законы, когда искажается, перевирается любой шаг правительства при поддержке подконтрольных депутатам СМИ – сложно вести диалог. Тем не менее мы вынуждены в этих условиях действовать, развиваться, строить, искать варианты. Другого пути нет. Выборы в 2019 году, наверное, данную ситуацию разрешат.

– Компромисс – это шаг на встречу друг другу…

– Абсолютно не вижу готовности к таким шагам со стороны большей части парламента. Даже желания разговаривать, обсуждать. Ни в 2016-м, ни в 2017-м, ни в 2018 годах – ни разу не увидел попытки диалога по поводу того, что требуется заложить в бюджет. Все касалось или дополнительных ставок в 2016 году – попросили три специалиста в аппарат Заксобрания, в 2017 году – повышения зарплат аппарата Законодательного собрания и контрольно-счетной палаты, и больше ничего не обсуждали – ни школы, ни ремонты. Также и в этом году.

Если бы коллеги сели и сказали — а давайте сделаем такой-то проект, давайте так-то посмотрим на ситуацию, разумеется, мы бы стали разговаривать.

– Вы сказали, что после выборов ситуация может измениться. А что если в парламент опять изберут тех же депутатов, что будет тогда?

– В любом случае это будет новая ситуация.

– Почему?

– Я думаю, что давно назрела пора, когда в Законодательном собрании должны быть представлены лица, и вправду отражающие интересы горожан, разных отраслей, профессий – и предприниматели, и учителя, и руководители медицинских учреждений, и общественники. Не те, которым платят зарплату на постоянной основе, а люди, которые и вправду думают о развитии города.

И бюджет, может, по-другому будет обсуждаться, и программы реализовываться. Я надеюсь, что всё же прибудут новые лица, мне подходит любой состав Законодательного собрания.

– Вы удовлетворены работой правительства Севастополя? Что планируете поменять в этой работе?

– Не удовлетворен. После Нового года будут приняты кадровые решения. Это будут касаться и высшего руководства, и прочих уровней. Решение по результатам достигнутых результатов в 2018 году будет принято.

– Какие задачи вы ставите перед правительством на 2019 год?

– Задача простая – грамотно планировать, учитывать мнение людей, определять приоритеты. В частности, где надо дорогу делать, а где нет. Второе – объём задач на следующий год по сути увеличивается на 30-40%. Не было ни ремонта подъездов, ни освещения, ни дорог. Если в этом году около 1,5 млрд на ремонт дорог, то в следующем — 2,7 млрд рублей. Надо быть готовыми выполнять задачи.

Третье – не забывать, что развитие города осуществляется путём реализации крупных проектов и важна поддержка этих проектов. Это существенно изменит экономическую ситуацию к лучшему. Надо не говорить о строительстве торгового центра, а найти инвестора, не говорить о строительстве моста, а начать работу. Не говорить о строительстве яхтенной марины в Балаклаве, а приступить к реализации.

ФЦП: если сейчас у нас одновременно строится 26 объектов, то в следующем году — порядка 70, станет ещё жестче для службы заказчика – нашего департамента капитального строительства. Требования другие, суммы другие – порядка 17 млрд рублей. Тут мы должны уже кардинальное решение принимать.

Объективно и Севастополь, и Крым не справляются с этими объемами строительства. Можно винить Овсянникова, Аксенова, ещё кого-то, тем не менее при этом объеме финансирования у нас служба заказчика 100 человек. Это не серьезно.

– Вы доносите до руководства данную задачу?

– Да, я об этом говорю, обращаюсь за помощью, для примера, по привлечению подрядных организаций на контракты свыше 100 млн рублей. Пока помощи нет. У нас очень плохая ситуация в строительных расценках, которые закладываются в проект и во многих случаях оказываются ниже рыночных. Я во все «колокола» об этом бил. Полушаг мы сделали – расценки были подняты порядка на 7%, тем не менее это полумера. Много сложностей на пути, которые приводят к тому, что не приходят компании на конкурс.

– меры стран Запада также отпугивают подрядчиков?

– Все вместе. Это качество проектов, это расценки, это сложности с логистикой и с организацией строительства во всем, это отсутствие кредитных ресурсов и банков, готовых выдавать гарантии и кредиты. Поверьте, их нет. По этой причине появляются такие ситуации.

– Рассматривается вариант создания государственных компаний, которые могли бы заменить коммерческие структуры?

– Это провокационный вопрос. Я, в частности, противник увеличения государственной сферы, тем не менее вопрос такой обсуждается. Создание нормального строительного треста лет на десять, который будет строить эти объекты.

– Каким, по вашему мнению, будет Севастополь через пять лет?

– Я вижу, что будет решена большая часть инфраструктурных ограничений, которые есть в дорожной сфере, в ЖКХ. Я вижу, что будет улучшение по благоустройству и созданию комфортной городской среды, будет построено достаточное количество социальных объектов, которые существенно изменят обстановку во всех отраслях: в образовании, в здравоохранении, в культуре. Это то, что непосредственно влияет на людей, на наше развитие.

Мы, безусловно, будем демонстрировать другие темпы экономического развития. В структуре нашей экономики производственный сектор никогда не будет преобладать, тем не менее те области, которые мы в стратегии определили: судостроение, судоремонт, виноделие, туризм и т.д. будут развиваться. По всем этим отраслям мы покажем существенный рост.

В целом город как был, так и останется южной патриотической столицей России, городом, в котором должен побывать каждый россиянин. Чистым, благоустроенным, с экологически чистым транспортом, гостеприимным городом.

– меры снимут?

– Я думаю, нет. Не все готовы смириться с выбором севастопольцев и крымчан, отдавших свои голоса за воссоединение с Родиной весной 2014 года. Севастополь – это русский город, южный форпост России в Причерноморье. Любые попытки оспорить данный выбор обречены на провал.

Как показала практика – и в условиях санкций можно развивать экономику и менять город к лучшему. Даже наоборот, как я уже сказал, в этот день в городе наблюдается рост налоговых поступлений, стабильно высоким является объём инвестиций в основной капитал.

У нас увеличивается количество реализованных проектов и созданных рабочих мест. Уверен, что и в дальнейшем мы справимся с задачами по развитию экономики Севастополя.

– Как вы планируете провести Новый год?

– Возьму отпуск, чтобы провести его с семьей. Всем читателям хочу пожелать в Новом году, по большей части, любви, внимания и заботы всех тех, кто дорог вам, и кому дороги вы, благополучия и достатка в ваших домах, здоровья и реализации всех намеченных планов!

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля