Последние новости

Реклама

Интервью с депутатом Госдумы В.Н. Тетекиным.
- Вячеслав Николаевич! Бюджеты регионов трещат по швам. По ряду оценок, 20 регионов находятся в дефолтном состоянии. В правительстве в качестве меры по борьбе с задолженностью предложили отсрочить выплату долгов по кредитам коммерческим банкам до нового года. Плюс ко всему нуждающимся обещают выделить 310 млрд. руб. Насколько действенна программа спасения регионов от банкротств?

- Попытку сократить долговую нагрузку регионов трудно назвать даже полумерой. Глава правительства напоминает Дон Кихота, который боролся с ветряными мельницами. Правда, разница между вымышленным и вполне себе реальным персонажами существенна (не в пользу, правда, последнего). Литературный герой, по крайней мере, имел настоящих коня и копье, а ещё неподдельное стремление одолеть мельницы. У г-на Медведева на вооружении лишь уже везде с треском провалившийся набор неолиберальных идей, которыми он лихо размахивает направо и налево.

Сегодня проблемы испытывают все регионы, даже регионы-доноры. Кстати, именно у них самый высокий уровень закредитованности. Общий объём задолженности около 2,1 трлн. руб. Так что дополнительная финансовая помощь около 15% реальных долгов, как говорится, что мертвому припарка. Более того, как показывает практика, она часто несвоевременна, а критерии распределения таких средств туманны…

- Для чего тогда все это делается?

- Намерение властей понятно – любыми способами потянуть время. Ведь на повестке дня – выборы в ГосДуму, а затем и президентские. Кстати, именно в предвыборном 2017 году предстоит пик выплат по долгам региональных бюджетов. И было бы очень некстати для нынешней власти, если экономика страны обрушится раньше, чем верхушка РФ вновь продемонстрирует безоговорочную поддержку народа и сядет в уже привычные мягкие кресла.

Поэтому самое главное для власти – не допустить социального взрыва сейчас. Отсюда и перенос выборов депутатов в ГосДуму на сентябрь. Ей требуется поскорее провести выборы, пока все не грохнулось. А после переизбрания – гори оно все огнем.

Ну и никуда не улетучивалась вера в то, что цена на нефть рано или поздно вырастет. А там, глядишь, и Запад смилостивится и снова можно будет брать западные кредиты.

- Но может не все так плохо? Ведь утверждают, что 32 региона за прошедшие полгода сократили долговую нагрузку. То есть бремя выплат с начала года снизилась…

- И Вправду, по данным Минфина, долг коммерческим банкам несколько сократился с 888 млрд. до 719 млрд. руб. Но требуется иметь в виду, что долговая нагрузка уменьшилась за счёт простого перекредитования. Кредиты коммерческих банков регионы заместили займами из бюджета под меньший процент.

Нужно иметь в виду, что сумма долгов по сравнению с 1 июля 2014 года возросла на 21%, а значит и возросла нагрузка на бюджеты. Но финансовое положение регионам вряд ли получится поправить. На фоне сокращения ВВП, спада промышленности, замедления роста прибыли в корпоративном сегменте и номинальных доходов населения снизились поступления в бюджеты регионов по налогу на прибыль и НДФЛ – основным источникам доходов субъектов РФ.

Одновременно с этим вопрос даже о краткосрочной приостановке майских указов о росте зарплат и соцпособий не рассматривается. Это непопулярная мера. Рейтинг Президента превыше всего. А ведь именно данные указы тянут регионы на дно, лишая их средств на развитие.

При общем росте номинальных расходов бюджетов на 43% за 2009-2014 гг. рост финансирования по социальным статьям был почти вдвое выше, их доля в расходах увеличилась с 49 до 62%. Из-за резкого роста социальной нагрузки при нехватке доходов регионам пришлось утроить долг и сокращать другие расходные статьи. Но возможности оптимизации несоциальных расходов близки к исчерпанию.

У федерального бюджета дополнительных средств для помощи нет. Наоборот, доля трансфертов в доходах регионов сократилась с 23% в 2010-2011 гг. до 18% в 2014 г. Поэтому регионы предоставлены сами себе. И кроме как увеличивать дефицит и долг им ничего другого не остается.

- Какой может быть выход из сложившейся ситуации?

- Тенденция последних лет состояла в том, что центр, скажем так, освобождался от «непрофильных» активов, коими для него являлись регионы. На регионы он навалил кучу обязанностей при том, что финансы забирает себе. Таким образом, при нынешней налоговой системе, когда львиная часть доходов провинциальных бюджетов уходит в центр, изменить что-либо вряд ли получится. Это тупиковая ситуация.

Необходим возврат к Бюджетному кодексу по принципу 50 на 50. Когда половина доходов остается в местном бюджете, а другая часть уходит в Москву. Да, таким образом регионы становятся более самостоятельными и менее зависящими от благосклонности московских чиновников. Ведь существующая ныне система распределения средств унизительна, когда все зависит от твоей лояльности власти.

Более того, у регионов появляется стимул работать и зарабатывать. Сейчас же, когда действует принцип «сколько не зарабатывай – все равно все отнимут», стремления что-либо делать начисто отсутствует. Да и губернаторы будут больше времени проводить в своих губерниях, а не обивать московские коридоры власти и выпрашивать финансирование. Плюс экономия на командировочных расходах.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля