Последние новости

Реклама

Закон об инвестиционном Крыме сделал земли полуострова игральными картами в руках раздающего Могилева

Крым получил долгожданный закон об особенностях инвестиционной деятельности, призванный стимулировать экономику полуострова и превратить в туристическую «жемчужину Украины». Пока документ находится на подписании президента Виктора Януковича, а его однопартийцы изливаются хвалебными речами по поводу «судьбоносного для Крыма» решения, «Новый Регион» решил проанализировать положения закона и выяснить, насколько он соответствует задекларированной цели.

В первую очередь надо отметить, что законопроект был разработан ещё в 2010 году в поддержку принятой крымским правительством во главе с Василием Джарты Стратегии развития Крыма на 2011-2020 годы. Первоначально документ вторил содержанию Стратегии — 2020 с пятью приоритетными направлениями и назывался «Об основах развития Автономной Республики Крым и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на её территории». Итоговый вариант, принятый 10 октября Верховной Радой, утратил все «основы развития», сократив свою цель до инвестиционной деятельности.

Потеряв «основы развития», законопроект лишился статей, связанных с определением приоритетов развития автономии: реформирование санаторно-курортной и туристической отрасли, формирование агросектора XXI века, модернизация отраслевой структуры промышленности, развитие транспортного потенциала и создание среды, благоприятной для жизни. Также исчезли полномочия Верховного Совета Крыма по определению приоритетов, утверждению местных программ по приоритетным направлениям и предоставлению налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности.

Обеспечивать привлечение инвестиций законопроект поручал Совету министров Крыма, который получал полномочия инициировать создание специальных экономических зон.

Также Совет министров становился органом по лицензированию некоторых видов деятельности: сбора и заготовки вторсырья, торговли удобрениями, централизованного водоснабжения и канализирования, производства отдельных видов тепловой энергии, её поставки и транспортировки по магистральным и местным теплосетям, а также туроператорской деятельности. Средства за выдачу лицензий законопроект направлял в бюджет Крыма.

Для привлечения дополнительных поступлений предлагалось создать целевой фонд, как составную часть республиканского бюджета развития. Порядок формирования фонда и расходования средств предстояло разработать Совмину, и утвердить Верховному Совету Крыма. Отдельно законопроект оговаривал возможность внутренних заимствований для наполнения бюджета развития, и получения средств международных фондов и организаций для реализации инвестпроектов.

Первоначальный проект закона предусматривал возможность удешевления кредитов субъектам хозяйствования за счёт средств республиканского и местных бюджетов, и упрощение процедуры получения разрешений на добычу полезных ископаемых. Кроме того, законопроект предусматривал уточнение в части полномочий органов исполнительной власти Крыма в сфере земельных отношений и охраны окружающей природной среды, какие приравнивались к территориальным представительствам центральных органов власти.

К полномочиям Совета Министров законопроект в первозданном виде относил утверждение проектов, стоимостью от 30 до 100 млн гривен, в строительстве которых задействованы бюджетные средства, а также регистрацию инвестиционных проектов, стоимостью не более 100 млн евро.

Непосредственно для инвесторов законопроект сулил следующее: с момента регистрации инвестиционного проекта субъект хозяйствования получал налоговые льготы, какие предстояло прописать отдельной строкой в Налоговом Кодексе Украины. Сроки освобождения от уплаты налогов законопроект не оговаривал, тем не менее со слов его разработчиков речь шла о пятилетнем моратории на взимание НДС и налога на прибыль. В самом законопроекте была отражена пятилетняя льгота по уплате таможенной пошлины за ввоз на территорию Украины оборудования для реализации инвестпроектов в Крыму. Дополнительные налоговые преференции, в соответствии с законопроектом, могли предоставлять как Верховный Совет Крыма, так и местные советы, на территории которых реализуется проект. Например, отказавшись от взимания земельного или подоходного налога. Отдельно авторы закрепляли норму о внесении изменений в ст. 134 Земельного кодекса, благодаря которой земельные участки государственной, или коммунальной формы собственности, предоставляются инвестору, минуя земельные торги.

В итоговом варианте, утвержденном Верховной Радой, приоритетные направления для привлечения инвестиций сократились до туристической и рекреационной отрасли, а также внедрения энергосберегающих и экологически приемлемых технологий производства. Исчезли специальные экономические зоны, право Совета Министров лицензировать отдельные виды деятельности и утверждать проекты из госбюджета, создание целевого фонда в бюджете развития, финансовая планка по регистрации на местном уровне инвестиционных проектов, удешевление кредитов за счёт республиканского бюджета, упрощение процедуры для добычи полезных ископаемых и делегирование Рескомприроды и Рескомзему реализации государственной политики в сфере земельных отношений и охраны окружающей природной среды. Из первоначального проекта в итоговый вошла единственная норма, закрепляющая за Министерством курортов и туризма Крыма присвоение категории объектам курортной инфраструктуры автономии. Предоставлять услуги по размещению туристов без категоризации закон запрещает, при этом мера ответственности за подобное правонарушение не указана.

Но самое главное, что закон не предусматривает обещанных пятилетних налоговых преференций. Статья 8 относит особенности налогообложения субъектов инвестиционной деятельности в автономии к Налоговому кодексу, а уплаты ввозной пошлины – к Таможенному. Раздел XX «Переходные положения» Налогового кодекса содержит чёткий перечень операций, какие временно освобождаются от уплаты НДС – самолетостроение, судостроение, космическая отрасль, производство биотоплива, книгоиздательская деятельность и отечественная кинематография. Нулевая ставка налога на прибыль применяется к инвестиционным проектам до 31 декабря 2017 года, вне зависимости от момента его регистрации. Таможенный кодекс дает субъекту хозяйствования, реализующему инвестиционный проект, получить отсрочку от уплаты ввозной пошлины за оборудование сроком до 1 января 2018 года, если оно не делается на Украине, не было в употреблении и было произведено не позднее, чем за 3 года до регистрации инвестиционного проекта.

Утвержденный проект сохранил норму о предоставлении под инвестпроекты земельных участков в Крыму в обход аукционов. Тем Не Менее в собственность надел перейдет после завершения срока реализации проекта при выполнении инвестором всех условий, закрепленных в договоре.

При этом Совмин утратил право на регистрацию инвестиционных проектов, если их поддержка выходит за рамки бюджета автономии. Правительство Крыма может лишь отбирать подходящие, и направлять в Кабинет Министров Украины для предоставления налоговых и таможенных льгот, и только после одобрения в Киеве заключать договор с субъектом хозяйствования о реализации инвестиционного проекта. При этом третьей стороной соглашения могут выступать местные органы власти, на территории которых предполагается реализация проекта.

Отметим, что законопроект претерпел существенные изменения между первым и вторым чтением. Автором ликвидационных поправок стал первый зампред Комитета ВРУ по инвестициям и промполитике, депутат от «Батькивщины» Сергей Фаермарк. При этом крымские нардепы-«регионалы» Борис Дейч и Елена Нетецкая пытались отстоять пятилетний запрет на ввозные пошлины, и дополнить проект другими преференциями для инвесторов. Например, дать им право на трехлетнюю оплату природного газа, услуг по теплоснабжению, водоотведению и канализации по ценам для населения. Куда интереснее внесенная нардепами правка о предоставлении инвесторам участков в границах прибрежных защитных полос вдоль морей, морских заливов, лиманов и на островах в обход аукционов и без ограничений хозяйственной деятельности. Такие предложения Дейча и Нетецкой были отклонены.

По сути, принятый закон об особенностях осуществления инвестиционной деятельности на территории Крыма сводится к одному – утвержденные Кабмином по предложению Совета Министров инвестиционные проекты будут гарантированно получать земельные участки. В праве выбора приоритетных инвестиционных проектов Верховный Совет Крыма, как орган представительской власти, остался не у дел, и остается в роли статиста Совета Министров. В преддверии принятия указа президента об изменении границ Ялтинского горнолесного природного заповедника, подразумевающего изъятие 750 га ранее недоступной территории на Южном берегу Крыма, закрепление за Совмином права наделять инвесторов участками без аукционов выглядит как делегирование крымскому премьеру статуса главного по распределению «золотой» южнобережной земли.

Добавим, что Стратегия — 2020, ради реализации которой и задумывался закон об улучшении инвестиционной привлекательности Крыма, закрепляет поступление до 2014 года 33,5 млрд гривен инвестиций. Тем Не Менее для этого требуется приятие ещё одного документа – Соглашения о региональном развитии с Кабмином Украины. Документ предусматривает реализацию до 2015 года мероприятий на 4,8 млрд гривен, из которых 3,9 млрд гривен должно выделить государство.


По материалам информационного агентства nr2.ru

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля