Последние новости

Реклама

Как обуздать нарушающий закон майнинг криптовалют в России? Сейчас это зависит только от губернаторов – такая возможность им предоставлена федеральным правительством. В декабре 2022 года дифференцированные тарифы на электроэнергию ввёл Кузбасс. При этом другие регионы Сибири, где частные потребители традиционно пользуются электроэнергией по низким тарифам, ввести аналогичные меры пока не решились. Хотя люди продолжают погибать…

Об этом сообщило издание «Комсомольская Правда».

Свежий пример. В ночь на 14 февраля (да, сегодня!) в селе Введенщина Иркутской области произошёл пожар, уничтоживший баню и автомобиль. В огне заживо сгорел хозяин имущества. Ещё один сибиряк, которого для строительства нанял погибший, получил ожоги руки и лица. Со слов чудом выжившего мужчины, накануне хозяин приехал из Ангарска на участок с новыми машинками для добычи криптовалюты. Их он установил вместе с остальными «асиками», которые находились на веранде бани. В результате электрическая сеть не выдержала напряжения, что спровоцировало пожар. Человек погиб.

А сколько гибнет и страдает ни в чем не виновных людей?

«МЫ СИДИМ, А ДЕНЕЖКИ ИДУТ»

«Строение было оборудовано охранно-пожарной сигнализацией, от звуков которой и проснулся в ночное время работник, - рассказали в пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области корреспонденту «Комсомольской правды» - Иркутск». - Он увидел, что помещение заполняется дымом, а открыв дверь, обнаружил горение майнингового оборудования. Выбравшись на улицу, он начал кричать хозяину, ночевавшему на мансардном этаже, чтобы тот прыгал вниз. Но мужчина решил пойти к выходу, хотя путь к нему был отрезан дымом и огнем».

Сейчас по факту пожара проводится доследственная проверка. Наиболее вероятная причина трагедии – электротехническая.

Аналогичные истории систематически проходят в ряде регионов Сибири, где установлены низкие тарифы на электроэнергию. Криптовалютчики маскируются под обычных потребителей и размещают нелегальные фермы в жилых домах, дачных поселках, а изредка и в муниципальных учреждениях. Вместе с тем, дело не только в ущербе экономике регионов. Перегруз электросетей все чаще провоцирует аварийные отключения (еженедельно – десятки!) и во многих случаях оказывается причиной пожаров.

Людей можно понять. Помните, 20 лет назад в рекламе МММ Леня Голубков мечтал: «Мы сидим, а денежки идут». Так вот мечта падких до легких денег людей осуществилась! Покупаем оборудование для майнинга криптовалют, подключаем его к электрической сети и… все. Денежки капают.

СУБСИДИРУЕТ ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Доходит до курьезов. На днях в психбольнице под Иркутском обнаружили две майнинговые фермы.

«Сейчас Россия находится на третьем месте по объемам майнинга, — цитирует депутата Законодательного собрания Красноярского края Дениса Терехова «МК». — Тем не менее если взять весь российский рынок майнинга, то 90% его будет сосредоточено практически в двух регионах — в Иркутской области и Красноярском крае. Понятно, почему. Здесь могучие реки, на которых стоят гидроэлектростанции, а гидропотенциал — это самая дешевая электрическая энергия».

От незаконной деятельности серых майнеров страдают не только население и энергетики. Со слов заместителя директора Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерия Дзюбенко, «высокие тарифы были и будут причиной для возмущения потребителей, ведь всю нелегальную деятельность криптовалютчиков оплачивают легальный бизнес и бюджетные организации, в том числе поликлиники, детские сады, а также другие учреждения».

Эксперт подчеркнул, что льготные тарифы, которые сейчас установлены в стране для населения, субсидируются за счёт легального бизнеса. Возникает иллюзия дешевого тарифа. Но потом бизнес перекладывает издержки, которые несёт из-за льготных тарифов, в стоимость своей продукции. То есть в итоге весь этот майнинг происходит за счёт людей, которые на нем не зарабатывают. В первую очередь за счёт социально необеспеченных.

Вместе с тем, «запрещать и непущать» криптовалютную индустрию бессмысленно – майнеры просто ещё глубже уйдут в подполье.

Эксперты предлагают более удачное решение.

«Один из вариантов, который утверждён правительством, – это введение справедливых стимулирующих тарифов на электроэнергию с дифференциацией по объемам потребления: так, чтобы потребление, превышающее потребление домохозяйства (бытовые нужды), оплачивалось за полную цену. Это позволит получить двойной эффект: ограничить нагрузку на сети со стороны майнеров и прочих серых предпринимателей, а заодно и сократить объёмы перекрестного субсидирования», - отметила в интервью «Независимой газете» заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике Наталья Назарова.

РИСК РАЗВИТИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

К такому же выводу пришли как власти, так и население. В сентябре 2022 года губернатор Иркутской области Игорь Кобзев обратился с письмом к курирующему ТЭК вице-премьеру Александру Новаку с жалобой на подпольных майнеров. В письме отмечалось, что в 2021 году потребление электроэнергии населением в регионе выросло на 159%.

«Анализ ситуации свидетельствует о лавинообразном росте энергопотребления со стороны подпольного майнинга криптовалюты по тарифам для населения, что дополнительно ухудшается введенным властями Китая запретом на майнинг и перебазированием значительного количества оборудования в Иркутскую область», – сообщал губернатор. Это приводит к существенным нагрузкам на электросети с рисками развития аварий и чрезвычайных ситуаций. Кобзев также подчеркивает, что эта ситуация усугубляет задачу перекрестного субсидирования в энергетике.

Чтобы бороться с энергопотреблением майнеров, губернатор предложил Александру Новаку дифференцировать тарифы для населения по примеру Крыма и Севастополя. Таким образом при росте потребления в домохозяйстве тарифы постепенно увеличиваются.

Позже жители Иркутска собрали тысячи подписей в поддержку инициативы. Письмо с подписями было направлено в администрацию президента, но пока на введение дифференцированных тарифов решились только на Кузбассе.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля