Последние новости

Реклама

Как молодым людям с ограниченными возможностями здоровья получить профессию

Как молодым людям с ограниченными возможностями здоровья получить профессию и готовы ли их принять вузы и работодатели. Об этом и не только «Крымская газета» говорила с Юлией Глузман – доктором педагогических наук, заведующей кафедрой социально-педагогических технологий и педагогики девиантного поведения ялтинской Гуманитарно-педагогической академии, сообщает издание «Крымская газета».

В 2017 году вуз стал одним из 16 ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с (ОВЗ) ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) в России. И на сегодня является единственной в Крыму структурой, занимающейся реализацией и популяризацией высшего инклюзивного образования.

1. Юлия, в каком формате сегодня могут получать высшее образование молодые люди с инвалидностью?

– Сама идея обучения и поддержки студентов с инвалидностью получила развитие в 2001 году, с момента разработки концепции и модели обучения студентов с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Связано это было в первую очередь со спецификой Крыма как санаторно-курортного региона. В дальнейшем, в 2003 году, в Ялте, на базе Крымского гуманитарного университета (сейчас Гуманитарно-педагогическая академия) был создан единственный в Украине специализированный факультет для студентов-инвалидов. С 2008 года студенты-инвалиды начали обучаться в формате специализированных групп. В 2010 году концепция обучения и сопровождения была пересмотрена, студенты с ОВЗ получили возможность обучаться в обычных академических группах.

2. При поступлении для них есть квоты или они идут наравне со всеми абитуриентами?

– Согласно существующим для всех вузов правилам приёма, есть 10-процентная квота от бюджетных мест на каждое направление подготовки. Опять же, дети с инвалидностью имеют право поступать не по результатам ЕГЭ, а сдавать внутренние вузовские экзамены. У нас было много разных ситуаций. К примеру, учился мальчик из Джанкоя без двух рук. Он приезжал и сдавал тестирование с помощью ног. Мы обеспечили ему для этого условия – он сидел на полу, на коврике и ногами ставил «галочки» напротив правильных ответов. Или, к примеру, закончил нашу академию по специальности «Информатика» студент, у которого были сильные нарушения опорно-двигательного аппарата и тяжёлая речь. Когда он поступал, у него был помощник – писарь, который отмечал вариант ответа, когда юноша говорил ему, что надо отмечать. В нормативных документах Министерства науки и высшего образования РФ все требования к организации доступных условий при поступлении и обучении прописаны. В каждом российском вузе учитываются потребности и возможности такого студента – всё делается индивидуально.

2. По-вашему, насколько у нас люди с ОВЗ чувствуют себя на равных с теми, у кого нет физических проблем?

– К сожалению, таких небольшой процент. Хотя и среди лиц с ограниченными возможностями здоровья есть такие, кто часто занимает иждивенческую позицию. И среди наших студентов иногда встречаются те, кто считает, что им все должны и обязаны. Но так как диплом о высшем образовании они получают такой же, как и все, мы адаптируем образовательную среду с учётом их потребностей, создаём доступную среду, организуем сопровождение, но не учимся вместо них.

3. Образовательная программа для всех одна?

– Да. Но у студентов с инвалидностью есть право получить индивидуальный учебный план, который расписывается конкретно для него. И как минимум им могут на один год продлить обучение. Но, как показал опыт, практически ни в одном вузе в этом не было необходимости, студенты с ОВЗ справлялись с программой обучения. К тому же специалист нашего РУМЦ, который обязательно входит в приёмную комиссию, ещё на этапе поступления беседует с такими абитуриентами или их родителями, даёт им рекомендации, на какое направление подготовки пойти учиться. Есть Приказ Минтруда РФ 2014 года, в котором указан перечень рекомендуемых профессий для каждой нозологии. Кроме того, Рособрнадзор прислал всем вузам рекомендательное письмо о том, что мы не можем что-то запрещать.

4. Тем не менее студент с ОВЗ может выбрать только из определённого перечня профессий?

– Конечно. Например, когда абитуриент с тяжёлыми нарушениями слуха и речи говорит, что хотел бы стать воспитателем в детском саду, мы объясняем ему специфику этой профессии, почему это невозможно. Да, он может учиться на этом направлении подготовки, но трудоустроиться потом ему вряд ли удастся. Поэтому надо выбирать приемлемый вариант. Тем более что сейчас профессионалы с инвалидностью уже востребованы. Опять же, потому что государство проводит правильную политику в этом вопросе – если у предприятия штат сотрудников 35 человек и более, то в нём обязательно должны быть и лица с инвалидностью. Всех наших ялтинских студентов с ОВЗ разбирают, наверное, ещё и потому, что предприятия не хотят выплачивать штраф за нарушение этой нормы. К тому же есть программа, когда за организацию стажировки для молодых инвалидов предприятие получает средства на это через Центр занятости. А сотруднику, который был куратором стажирующегося инвалида, выплачивается зарплата. И самому студенту за то, что он прошёл эту стажировку, тоже. Есть и программа, по которой работодателю выделяются средства на создание специализированного рабочего места для специалиста с ОВЗ – чуть более 72 тысяч рублей, а если у лица с инвалидностью тяжёлые нарушения здоровья – 100-120 тысяч.

5. У таких ребят есть кураторы, помощники, возможно, из числа студентов? Не каждому дано стремиться помочь инвалиду?

– В идеале такое стремление должно быть у каждого. Но в то же время надо знать особенности психофизиологии людей с ОВЗ. Есть студенты с очень тяжёлыми нарушениями, которые внешне видны, и это часто тяжело принимается окружающими. Бывает, что не каждый преподаватель готов работать с ними.

Мы развиваем инклюзивное волонтёрство. 7 декабря у нас завершила работу ІІ сетевая волонтёрская школа «Инклюзивное волонтёрство в университете», на которой обучали студентов помогать однокурсникам и другим лицам с инвалидностью. Это обязательное всероссийское сетевое мероприятие для всех РУМЦ России. Радует то, что студентов-добровольцев, желающих учиться помогать лицам с инвалидностью, у нас очень много. Но на самом деле и молодёжи с инвалидностью надо дать возможность быть самостоятельными и активными.

6. Как абитуриент с инвалидностью может понять, какой вуз ему выбрать?

– В России создан федеральный портал высшего инклюзивного образования инклюзивноеобразование.рф, на котором можно найти информацию о любом вузе и узнать, какие там созданы условия и подходят ли они для абитуриента с ОВЗ. Кроме того, на портале представлены истории успеха выпускников с инвалидностью из разных регионов России, которые после окончания вуза трудоустроились и добились определённых результатов.

7. Потребность того, чтобы школы и средние профессиональные учебные заведения, вузы были готовы к приёму и обучению лиц с ОВЗ, увеличивается?

– К сожалению, да. Связано это в первую очередь с тем, что, как утверждают медики, спасают тех новорождённых, кого раньше не могли. И проблема не в том, плохо это или хорошо, а в том, что для такого ребёнка в той же сельской местности нет центров ранней диагностики, центров реабилитации. И родителям надо ехать с ним либо в столицу, либо обращаться за помощью в какие-то частные клиники. И получается, что многие проблемы со здоровьем у такого ребёнка, которые можно убрать или минимизировать на раннем этапе, остаются и усугубляются. В итоге мы имеем то, что имеем. И поэтому в 2016 году утверждён федеральный государственный образовательный стандарт по обучению детей с инвалидностью в начальных классах обычных школ наравне с другими ребятами. Для них создают доступную среду, готовят учителей. Эти дети вырастут, пойдут учиться в средние профессиональные учебные заведения или вузы. В свою очередь Министерство науки и высшего образования РФ в рамках госпрограммы «Доступная среда» реализует соответствующие мероприятия, чтобы потом спокойно принять выпускников школ с ОВЗ, а не ломать голову, как построить пандусы и прочие приспособления.

8. Какой процент от общего числа студентов составляют молодые люди с инвалидностью?

– В России это пока только 3%. За рубежом в вузах обучаются 5% студентов с инвалидностью от общего количества студентов. Сейчас и у нас ситуацию пытаются исправить. Более того, в процессе аккредитации вуза эксперты Росаккредагентства, я тоже вхожу в их число, обязательно проверяют доступность высшего учебного заведения для лиц с инвалидностью. Поэтому вузы, опасаясь не пройти аккредитацию, начали активно обеспечивать доступную среду. Причём довольно-таки толково. Что радует. А что касается количества студентов с инвалидностью у нас и за рубежом, то надо иметь в виду, что большое число российских абитуриентов с инвалидностью изначально о себе не заявляют и поступают в общем потоке. Но потом, уже став студентом, узнав, что есть право на социальные выплаты, а это хорошие суммы, они заявляют о своём статусе. Поэтому и статистика у нас постоянно меняется.

9. Насколько студенты с инвалидностью готовы отстаивать свои права?

Есть студенты с очень активной позицией. Сейчас на юридическом факультете учится такой парень – колясочник из Туркменистана. Для нас он как индикатор, где мы плохо или хорошо сработали. Изначально мы предлагали ему обучение у нас в Ялте. Но была проблема – в нашем общежитии пока нет лифта – тендер прошли, наружный лифт на пять этажей будет закуплен и установлен. Но есть мобильный ступенькоход. Мы были готовы сделать всё, чтобы этому юноше было комфортно – наши парни могли бы его на руках носить или поднимать на ступенькоходе. Хотя это неправильная наша позиция. Каждый должен иметь возможность самостоятельно приехать на занятия, съездить на экскурсию, в магазин, посетить выставку. И молодой человек отказался и пошёл учиться на юридический факультет в Симферополе, где есть подходящие для него условия. А сейчас у него возникла проблема с прохождением практики – не готовы наши учреждения принимать таких студентов. Да, у здания есть поручни, кнопка вызова, но выше первого этажа его никто не ждёт. Будем думать, как решить этот вопрос.

10. Вы отслеживаете дальнейшую судьбу своих выпускников?

За последнее десятилетие выпускниками стали более 400 человек. У каждого из них своя судьба. Студенты продолжают обучение в магистратуре, аспирантуре, трудоустраиваются по специальности, успешно реализуют себя как грамотные специалисты и находят своё предназначение в жизни. Мы поддерживаем с ними контакты и сотрудничаем, так как часть наших выпускников устраивается на работу в социальные и образовательные учреждения, в которых есть такая же категория детей и взрослых. Они понимают их проблемы, знают, как их решать. Многие наши выпускники работают переводчиками, художниками, педагогами, информатиками, экономистами. Получив однажды такую поддержку, они в дальнейшем проявляют социально активную гражданскую позицию и стараются помогать людям с ограниченными возможностями добиваться определённых успехов, поверить в себя и находить силы преодолевать преграды.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля