Последние новости

Реклама

Наталья Кармазина: требуется менять систему управления культурным наследием

Что такое культурное наследие, кто должен его сохранять и как это происходит на практике, сообщила «Крымской газете» председатель совета Крымского республиканского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Наталья Кармазина, пишет издание «Крымская газета».

– Наталья Валерьевна, одним из майских указов Президента РФ предписано при разработке национальной программы в сфере культуры особое внимание обратить на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов нашего государства. А потому, что культурное наследие – неотъемлемая часть культурных ценностей, получается, оно официально объявлено основой российской идентичности?

– Именно так. Ведь всё, что создали люди, населявшие Россию на протяжении веков, – это культурное наследие. Культурное наследие – неотъемлемая часть генетического кода жителей любой страны. Именно оно во многом формирует наш менталитет, подчёркивает преемственность гуманитарных ценностей и традиций. Статья 44 Конституции РФ говорит, что каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

– Вы возглавляете Крымское республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). Каковы приоритетные направления его деятельности сегодня?

– В нынешних реалиях, учитывая тенденции пересмотра истории, искажения, а порой и откровенной подтасовки фактов, сохранение культурного наследия становится, без пре-увеличения, важнейшим фактором государственной политики и основой для консолидации всего российского общества. А миссию сплочения гражданского общества вокруг идеи сохранения национального культурного достояния и решения наиболее острых проблем его сохранения как раз и выполняет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Причём сегодня оно является единственной массовой общественной организацией, имеющей структурные подразделения на большей части страны, среди них и в Крыму.

 – Вы сказали «массовой организацией». Кто может состоять в её рядах?

– Членами общества имеют возможность быть совершеннолетние дееспособные граждане, среди них иностранцы и лица без гражданства, независимо от вероисповедания, национальности и места проживания, кроме того, юридические лица, признающие устав общества и содействующие достижению цели и решению задач организации. Специальная профессиональная подготовка для участия в акциях и событийных мероприятиях общества не необходима. Тем не менее, чтобы решать сложные вопросы, разумеется, нужно иметь определённый опыт профессиональной деятельности. В обществе ведётся единый реестр членов, в который заносится информация о каждом. На сегодняшний день в нём их около 100. Также к мероприятиям привлекаются более 100 волонтёров.

– Кто из известных крымчан сегодня активно помогает сохранять культурное наследие полуострова?

– Назвать всех в газетной публикации невозможно, по этой причине прошу извинения у этих уважаемых людей. Тем не менее, пожалуй, нет сегодня в Крыму человека, который бы не знал известного учёного, декана исторического факультета Таврической академии КФУ Александра Германовича Герцена. Он стоял у истоков создания общества. Многое сделал для становления организации и сегодня продолжает активно работать уважаемый в Крыму историк Владимир Николаевич Гуркович.

Есть у нас и коллективные члены. К примеру, Керчь-Еникальское общество истории и древностей. Его президент Станислав Матвеев выстроил систему эффективного взаимодействия с администрацией города и реализует ряд успешных проектов. Общество проводит конкурс «Керченские закоулки», основной задачей которого является популяризация и сохранение историко-культурного наследия региона через привлечение к этой деятельности всех заинтересованных лиц. В 2018 году было положено начало ещё двум программам: «ЯКерчанин» и «Керчь-Еникальский смотритель». Обе получили поддержку со стороны органов местного самоуправления и на уровне Республики Крым. Программа «ЯКерчанин» даже была профинансирована в рамках грантовой поддержки НКО. Её цель – решение проблемы низкого уровня знания истории родного края между детей и юношества, развитие местного патриотизма и любви к малой родине.

В ходе реализации программы «Керчь-Еникальский смотритель» было сформировано добровольческое движения через социальные сети. Организовано информационное сопровождение. Проведено 15 субботников, благоустроено 13 братских могил. Можно сказать, что удалось создать волну, которая спровоцировала повсеместную активизацию органов местного самоуправления, общественных организаций и всех неравнодушных людей в деле ухода и контроля за состоянием ОКН (объектов культурного наследия).

И таких бойцов в наших рядах немало. Ведь Общество охраны памятников истории и культуры функционирует в Крыму с 1966 года. При его активном содействии были отреставрированы церковь Иоанна Предтечи в Керчи, усадьба Палласа и Петропавловский собор в Симферополе, мечеть Джума-Джами в Евпатории, церковь Иоанна Златоуста и Армянская церковь в Ялте, фонтан Айвазовского в Феодосии, а также другие объекты культурного наследия, которые сегодня являются визитной карточкой полуострова. По инициативе крымской организации общества изготавливались охранные знаки на памятники, сооружались монументы, проводились реконструкции и благо-устройство мемориальных мест.

– Вряд ли это могло осуществиться без тесного взаимодействия с академическим сообществом Крыма...

– Естественно. Ведь у истоков нашей организации стоял историко-филологический факультет Крымского педагогического института имени М. В. Фрунзе. Его выпускник, доктор исторических наук, профессор Сергей Анатольевич Секиринский, закладывал основы деятельности общества в Крыму. И сегодня исторический факультет Таврической академии КФУ имени В. И. Вернадского принимает активное участие в жизни общества. К примеру, научно-педагогические работники вуза участвовали в организации и проведении охранно-спасательных археологических исследований на обнаруженных объектах археологического наследия в ходе создания проекта «Сооружение электросетевого энергомоста Российская Федерация – полуостров Крым». И это лишь один из многочисленных фактов.

Также совместно с НИЦ крымоведения и охраны культурного наследия РК мы ведём целенаправленную работу по определению историко-культурной ценности обнаруженных объектов культурного наследия, подготовке актов историко-культурной экспертизы в целях обоснования целесообразности их включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Этот перечень пополнился более чем на 20 объектов, подготовлено порядка 80 актов историко-культурной экспертизы.

 – После возвращения Крыма в Россию ситуация в сфере охраны культурного наследия как складывается?

– С 2014 года многие социальные практики и общественные инициативы предыдущих десятилетий приобрели новые форматы и названия. Наибольшую популярность с 2015 года получило волонтёрское движение в молодёжной среде, когда на добровольных началах стала проводиться активная работа по сохранению военно-мемориального наследия Крыма.

В последние два года получила распространение практика проведения всероссийских волонтёрских субботников под эгидой ВООПИиК. В 2019 году в канун Международного дня охраны памятников и исторических мест они прошли на практике во всех субъектах РФ.

– И всё же наверняка эффективно сохранять культурное наследие получается лишь тогда, когда вместе с общественниками работают соответствующие государственные структуры?

– После возвращения Крыма в состав РФ началось настоящее возрождение плодотворного сотрудничества общественности с органами государственной власти. Государственную финансовую поддержку в форме грантов стали оказывать общественным организациям соответствующего профиля. Тема поддержки волонтёрского движения в сфере сохранения наследия получила отражение в национальном проекте «Культура».

Площадкой, консолидирующей общественность для поиска совместных с госорганами решений по сохранению памятников истории и культуры, является Общественный совет при Госкомитете по охране культурного наследия РК. В него входят представители КРО ВООПИиК, Общественной палаты Крыма, рабочей группы по культурному наследию Общероссийского народного фронта и прочих организаций. Члены совета проводят независимую антикоррупционную экспертизу принятых нормативных и правовых документов, рассматривают работы по созданию генеральных планов населённых пунктов Крыма. Одними из основных инициатив Общественного совета, на мой взгляд, стали создание службы главного архитектора Республики Крым, инициирование модернизации градостроительных органов, восстановление памятника Екатерине Второй. Кроме того, систематическое проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Госкомитета по охране культурного наследия РК, постоянный общественный мониторинг реализации ФЦП по объектам культурного наследия РК и общественные обсуждения хода работ на объектах культурного наследия.

– Крымским общественникам всегда удается достучаться до чиновников?

– Уточню, ВООПИиК – единственная всероссийская общественная организация, уставными задачами которой является охрана и профессиональное содействие государству в деле охраны, сохранения, современного использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России. По этой причине общество работает в тесном контакте с федеральными органами власти, государственными органами охраны памятников в регионах, Общественной палатой и Союзом архитекторов РФ, другими творческими союзами и общественными объединениями. Девиз общества: «Мы за конструктивное взаимодействие».

Что касается достучаться… к примеру, в 2018 году мы рассмотрели десятки обращений граждан по вопросам сохранения объектов культурного наследия. На их основе были направлены письма в адрес Госкомитета по охране культурного наследия РК, администраций городов и районов региона, инициированы заседания Общественного совета Госкомитета по охране культурного наследия. Совместно с Госкомитетом мы проводили мероприятия по контролю за состоянием и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, расположенных в крымских городах (особняк Э. Я. Динцера в Симферополе, Ханский дворец в Бахчисарае, Воронцовский дворец, памятники архитектуры центра Евпатории).

– Каким объектам культурного наследия в Крыму сегодня нужно экстренно помогать?

– На территории республики находится 218 объектов культурного наследия федерального значения, 1809 объектов регионального, 2567 обнаруженных объектов культурного наследия, из них 2290 – объекты
археологии. Всего на сегодняшний день у нас насчитывается 4594 памятника истории и культуры федерального и регионального значения, кроме того, несколько тыс. нововыявленных объектов культурного наследия. Вопросы их изучения, паспортизации, консервации, реставрации, охраны, музеефикации и популяризации имеют первостепенную важность для полноценного социально-экономического и культурного развития региона. Отдельное внимание нужно уделить мониторингу за их состоянием. В первую очередь это касается усадьбы Арендтов-Ребец, усадьбы Шлее в Сакском районе, дома графини Монжене в Симферопольском районе.

Главной проблемой крымских городов остается застройка исторических центров. Чтобы её решить, нужно разработать проектную документацию для установления статуса исторических поселений минимум 25 населённым пунктам. В перечень должны войти Феодосия, Евпатория, Бахчисарай, Керчь, кроме того, некоторые населённые пункты в Большой Ялте и прочих регионах Крыма. 

По оценкам Госкомитета по охране культурного наследия, для этого понадобится несколько сотен млн. рублей.

– А остальные объекты культурного наследия имеют возможность подождать?

– Чтобы «не бить по хвостам», а работать на опережение и предупреждение, нужно менять систему управления культурным наследием, применять системные действия, которые смогут изменить ситуацию коренным образом. Согласитесь, это ненормально, когда 160 тыс. памятников висят на госбюджете, ненормально, когда дорогостоящая недвижимость, некогда украшавшая наши города, находится в плачевном состоянии или даже в руинах. В данном случае разделяю мнение федеральных чиновников, ведущих московских специалистов сферы культуры, что первостепенная задача – даже не увеличение бюджетных инвестиций, а создание цивилизованного рынка объектов культурного наследия с разнообразными формами государственно-частного партнёрства, на который может прийти меценат, инвестор, предприниматель.

И, конечно же, в рамках реализации стратегии государственной культурной политики нужно перейти к реальному проектному управлению, которое позволит в обозримые сроки решить многие проблемы, сформировавшиеся в Крыму в этой сфере за два последних десятилетия. Это касается изменений в законодательстве и реформы реставрационной отрасли, перемен в области историко-культурной экспертизы и внедрения эффективного зарубежного опыта, изменения ментальных подходов к культурному наследию. По этой причине Крым необычайно нуждается в новом классе управленцев комплексных проектов реставрации, понимающих не только в реставрации, тем не менее и в экономике культуры, урбанистике, современных адаптивных технологиях. Об этом сегодня всё время идёт речь на различных федеральных и региональных форумах.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля