Последние новости

Реклама

После третьего звонка

«Крымская газета» интересовалась в закулисье фестиваля «Земля. Театр. Дети» проблемами и возможностями современных детских и молодёжных театров, сообщает издание «Крымская газета».

В чём заключается предназначение театра — мнение известных российских режиссёров и критиков.

Не надо вранья

Главный редактор «Петербургского театрального журнала», профессор Российского государственного института сценических искусств, арт-директор международного театрального фестиваля «Пять вечеров» имени А. Володина Марина Дмитревская:

- Это очень большая тема, она всегда актуальна, поскольку детский театр переживал разные периоды. К примеру, в 80-е годы люди, которые желали сказать что-то живое, уходили в ТЮЗы, наименее подцензурные, подконтрольные. Это промежуток времени расцвета ТЮЗов. Сейчас также есть коллективы, которые понимают, что только живое, не поросшее мхом, можно противопоставить ребёнку, который только что вылез из гаджета. Его можно удивить человеческой интонацией, тишиной, потаённым разговором о том, что ребёнка волнует.

Также, подростку можно дать проблемную драматургию. Она есть. Много пьес, особенно европейских, которые поднимают вопросы детей социальной адаптации детей. Есть специальный класс – драматургия, с которой можно выезжать в школы и вместе с психологом обсуждать с ребятами их насущные проблемы. Хорошие театры делают такие экспериментальные сцены на небольшое количество зрителей с обсуждениями. Подростковой драматургии очень много, тем не менее наши отечественные театры (может быть, они не знают лабораторий, которые проводятся на данный счёт), предпочитают одеваться зайками и куклами, навешивать в сознание ребёнка формы театра бабушек и дедушек.

Количество вранья в детском театре, наверное, такое же, как во взрослом театре. Тем не менее взрослый зритель всё-таки в состоянии отличить подлинное от неподлинного, а дети — нет. И театр опаивает их этой крысиной отравой с песнями, плясками, приклеенными носами и нарядными юбочками, а дальше у ребёнка атрофируется чувство живого.

Театр — это живое, это энергетическое искусство, по этой причине проблем в детском театре очень много. Это достаточно элитарное искусство. В театр ходит 4% населения. Ребёнок, который пришёл в театр, должен получить впечатление о прекрасном, о высоком вкусе, об изяществе, о грации. Эстетический ужас он и так видит в телевизоре и интернете, по этой причине театр — это прививка эстетического вкуса, а с подростками — это разговор о чём-то серьёзном.

Лишние в театре

Актёр и режиссёр, художественный руководитель новокуйбышевского театра-студии «Грань» и Всероссийского театрального фестиваля «ПоМост» Денис Бокурадзе:

Сейчас говорят: мало кто смотрит телевизор, ходит в театр, читает книги, как правило все сидят в интернете. Тогда можно всё убрать. Тем не менее у каждого направления есть своя аудитория и она есть у театра. Театр — он вечный. С периодичностью бывают взлёты, в какие-то моменты он уходит в тень, идут изменения, новшества, поиски. Театр — это элитное искусство, оно не для всех. И не надо тащить всех в театр — нечего там всем делать. Кому это дано, привито, близко, тот пусть этим занимается. Ведь театр можно и убить, и театр можно отравить. Всё зависит от того, кто данный театр строит.

Если бы театр был настолько не значительным и не имел никакого значения, так никто бы не обращал внимания, а театр – это очень серьёзный инструмент. Инструмент политический, и творческий, и художественный. Всё зависит от того, как этим инструментом пользоваться. Театр — это огромная сила.

В какие-то повороты жизни появляются те личности в театре, которые его изменяют, дают ему другой вектор движения, направления, новое дыхание. А когда и как появиться этим личностям, на каком сломе, срезе времени, в какой конфликтной ситуации — это как звёзды складываются. Никто не желает ставить плохие спектакли, все желают войти в историю, создать что-то уникальное.

Редкое чудо

Александр Мальцев зав. каф. театральной режиссуры Самарского государственного института культуры, главный режиссёр Самарского молодёжного драматического театра «Мастерская»:

Наш театр был основан на базе выпускного курса. Это не редкость в столицах, поскольку есть курс Фоменко, Брусникина — они отделяются и становятся самодостаточными театрами. В регионах единичные случаи, когда удалось организовать труппу с готовым репертуаром из выпускных спектаклей. Честь и хвала администрации города, которые нашли такую возможность.

На мой взгляд, это редкое в стране явление, поскольку мы сейчас не занимаемся культурой, искусством. Мы занимаемся экономикой, вещами далёкими от развития духовной личности. Говорят: куда столько театров, надо закрывать, а там оставить, пусть живут дальше, как желают. Тем не менее птица не может лететь с одним крылом: одно крыло — это художественная составляющая труппы, а другое — финансовая поддержка администрации.

Мы молоды, нам всего год, в обозримом будущем у нас большое развитие. Организация, идёт тяжело. Мы находимся в Самаре спальном районе, в котором не было никогда ни одного театра. В первые месяцы на наших спектаклях было 10-20 человек, которые непреднамеренно заходили, тем не менее сейчас мы набиваем по 100-200, причём без какой-либо рекламы. По этой причине я считаю, что это большая удача: в нетеатральном районе найти своего зрителя.

Современная молодёжь мало читает. В качестве некого образовательного и воспитательного рычага, театр ещё может выступать, поскольку сейчас развито какое-то визуальное восприятие всего происходящего. Я думаю, что если это достойные работы и драматургические произведения, то театр как кафедра воспитания духовности человека, разумеется, превалирует.

Доступ закрыт 

Председатель комитета по культуре и вопросам охраны культурного наследия Госсовета РК Нина Пермякова:

- Самая большая проблема, которая есть и в профессиональных театрах, и в театрах, где играют дети, — это кадровые вопросы. Работать с детьми и для детей — очень сложно. Требуется быть настолько высокопрофессиональным человеком, убедительным, воспитанным изнутри, эстетика должна быть такая, чтобы ты имел право ставить спектакли для детей и юношества. Плохо, когда театры неверно подбирается репертуарная политика, то есть берутся взрослые вещи и дети стараются изображать из себя взрослых. Это такая узкая грань и огромная ответственность! Кадры как режиссёрские, так и актёры, и особенно работники цехов — это, разумеется, большая проблема, она существует везде в России.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля