Последние новости

Реклама

Артефакты с затонувшего у Крыма парохода «Генерал Коцебу» поднимут осенью

Специалисты запланировали осенью поднять артефакты с затонувшего у побережья Крыма парохода «Генерал Коцебу», который первым вошел в Суэцкий канал и на котором, имеют возможность быть картины Ивана Айвазовского. Об этом рассказал ТАСС директор крымского госпредприятия «Черноморский центр подводных исследований» Сергей Казанник, передаёт «Крымское информационное агентство».

Как сообщалось, фрагменты более 10 картин, среди прочего, предположительно, написанные Айвазовским, обнаружили участники подводной экспедиции «Нептун» на затонувшем в конце XIX века у берегов Крыма пароходе. Судно находится на глубине около 40 м в 12 милях от мыса Тарханкут на западе Крымского полуострова.

«Вероятнее всего, дополнительное обследование парохода и вероятный подъём артефактов произойдет осенью, если будет позволять погода, может, в сентябре. Если нет, то тогда в следующем году», — рассказал Казанник.

По сказанным им словам, пока рано говорить что на борту затонувшего судна имеют возможность находится картины Айвазовского. «Пароход обнаружила наша экспедиция ещё 10 лет назад, мы видели сохранившиеся рамки от картин в салоне. Однако были ли они кисти Айвазовского, говорить преждевременно», — сказал Казанник.

Роман Дунаев, руководитель подводной экспедиции «Нептун», организованной на средства гранта президентского фонда, рассказал ТАСС, что обследованный дайверами затонувший пароход, возможно, был подвергнут разграблению вандалов, возможно, с помощью профессиональных водолазов. Но, по сказанным им словам, до картин вандалы не добрались.
Выявленные экспедицией фрагменты картин в реальных условиях не сохранились. Однако под слоем ила, скорее всего, есть другие полотна, которые, по предположениям Дунаева, «имеют возможность сохраниться идеально».

«Видно, что с момента, как он был выявлен лет 10 назад, и до сегодняшний экспедиции, наблюдаются следы такого механического воздействия, вырезаны окна, кто-то по нему ходил, интерьер собирали, однако до картин не долезли. Там видны следы, что там его кто-то «почистил», и это не любители дайвинга, вероятнее всего, водолазные компании», — сказал он.
Дунаев подчеркнул, что в судне были профессионально «вырезаны специальные проходы», характерные для водолазных работ. «Это было вандально сделано», — подчеркнул эксперт.

Специалист по исследованию подводных объектов у побережья Крымского полуострова, автор трёх книг и атласа затонувших судов в чёрном и Азовском морях Александр Елкин рассказал ТАСС, что на дне у Крымского полуострова находится более 2,5 тыс. затонувших объектов — от судов от античных времен до современности.

Депутат Государственной думы от Крыма, член совета по культуре Светлана Савченко рассказала агентству, что тема сохранения подводного культурного наследия и всех объектов под водой актуальна для крымского региона, но пока это законодательно не закреплено.

«Мы сейчас проводим консультации с археологами, историками, силовыми структурами, так как тема очень актуальная для Крыма, она комплексная, которая требует своего разрешения», — рассказала она.

В сентябре этого года, рассказала депутат, после консультаций, будут выработаны конкретные предложения по разработке соответствующего федерального закона, который сможет защитить объекты подводного культурного наследия. «Думаю, что к следующему археологическому сезону, который начнётся весной 2019 года, такой закон будет принят», — считает она.

«Генерал Коцебу» был выявлен представителями Черноморского центра подводных исследований спустя 120 лет после его гибели в 1895 году. Он принадлежал Российскому обществу пароходства и торговли, был построен в Англии в 1866 году и назван в честь губернатора Новороссии генерала Павла Коцебу. Его длина 64 метров, ширина 8,6 метров, водоизмещение — 1250 тонн, он мог взять на борт более 500 пассажиров.

Двухпалубный «Генерал Коцебу» стал первым пароходом, который прошёл по Суэцкому каналу в ноябре 1869 года. На нем находилась представительная делегация России, в составе которой был и Айвазовский, которому было поручено запечатлеть церемонию открытия канала и сам канал.
16 апреля 1895 года пароход столкнулся у мыса Тарханкут с транспортом Черноморского флота «Пендераклия» и затонул.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля