Последние новости

Реклама

Историческая правда или политическая целесообразность? Часть 4
Продолжаем публикацию работы известного крымского историка и краеведа Валерия Борисова о коллаборационизме в Крыму в промежуток времени нацистской оккупации и о попытках ряда современных историков и политиков исказить исторические факты об этом явлении, сообщает издание «Новоросс. info».

Провокационные игры на исторической памяти Камиля АМЕТОВА

В начале последней декады декабря 1943 года в ходе широкой операции, проводимой войсками 17-й немецкой армии по созданию мертвой зоны вокруг партизанских районов в горно-лесной местности Крыма (операция носила название «Огонь и Меч»), упомянутая ранее деревня Улу-Сала была разграблена и сожжена с частью её жителей.

В ходе эксгумации из 36 трупов были опознаны 25. Произошла трагедия, которую, безусловно, необходимо помнить и помнить её жертвы. Тем не менее, это не основание, чтобы дата уничтожения этой деревни с довольно сложной и противоречивой историей в военный промежуток времени истории советского государства отмечалась на региональном уровне как день памяти уничтоженных гитлеровцами всех населённых пунктов Крыма. Тем более, это не первый населённый пункт в Крыму, который был истреблен фашистами. Их уничтожение началось ещё с начала 1942 года с партизанского посёлка Чаир.

4 февраля 1942 года знаковая дата этой трагедии. И именно она должна быть утверждена на республиканском уровне как День памяти уничтоженных гитлеровцами населённых пунктов Крыма. Об этом направлено соответствующее ходатайство от научной общественности в Государственный Совет Крыма ещё в полтора года назад(37). Тем не менее, республиканские чиновники, несмотря на заявленную заинтересованность в решении этого вопроса(38) до сих пор отмалчиваются, видимо решив, что проблема как-то рассосётся сама собой.

Такой неконструктивный подход провоцирует председателя татарской общественной организации «Инициатива» Камиля АМЕТОВ на фактический обман и другие неправые действия по разыгрыванию провокационных игр на исторической памяти(39).

Большая роль в этой вызывающей истории отводится так называемому памятнику, установленному самовольно в селе Синапное (бывшая деревня Улу-Сала) председателем Верхореченского местного меджлиса З.Р. ХАЛИКОВЫМ 1993 году на месте, где, якобы, захоронили эксгумированных после трагедии 1944 года жителей деревни Улу-Сала. Что вызывает серьезные сомнения в этой версии с могилой?

Во-первых, точно никто не помнит места захоронения: то ли здесь была воронка от бомбы, то ли яма, оставшаяся от могилы немецких солдат, тела которых были вывезены гитлеровцами при отступлении.

Во-вторых, мемориальная надпись на камне: «На этом месте захоронены свыше 100 жителей сел: Улу-Сала, Авджи-Коя, Стиля, сожженные в декабре 1943 г.» не подтверждается документально в части количества жертв, их эксгумации и перезахоронения из других сел.

В третьих, довольно странным выглядит факт, что на камне не увековечены пофамильно 25 опознанных жертв согласно акта от 22 декабря 1944 года(40). Значит задача установщиков этого «памятника» была иная – застолбить это место как знаковое для чего-то иного, возможно, мемориализации какой-то легенды.

В четвертых, в течение последних лет Камилем АМЕТОВЫМ через СМИ внедряется в общественное сознание легенда, что на месте установки памятного камня похоронены уже 215 жертв гитлеровского террора. В основу версии этой лежит не вызывающая доверия запись в обзорном документе (без соответствующих ссылок на первичный документ), составленный в 1947 году через три года после происшедших трагических событий в деревне. В других рекламных проспектах, выпущенных Камилем АМЕТОВЫМ, фигурирует уже цифра 250 жертв.

В пятых, если бы на месте установки и вправду было захоронение, то крымские татары более уважительно относились бы к нему, а не топтались по месту «захоронения» и не восседали на нем (фотографии выставлены в СМИ), тем самым оскорбляя память о погибших.

Есть ещё один факт, который разоблачает ложь Камиля АМЕТОВА о количестве жертв фашистского террора в деревне Улу-Сала в декабре 1943 года. С 12 по 21 ноября 1947 года в Севастополе проходил судебный процесс, названный «Севастопольским Нюренбергом», над группой военных преступников, которым вменялось в вину активное участие в проведении карательной политики германского оккупационного режима в Крыму и на Кубани. К суду были привлечены 12 обвиняемых, ключевой фигурой из которых являлся бывший командующий 17 - й немецкой армии в промежуток времени с 1 июня 1943 по 30 апреля 1944 года, генерал - полковник Эрвин Еннеке. Согласно обвинительного заключения, он был обвинен, в том числе и в создании «в ноябре - декабре 1943, для борьбы с партизанами, так называемой "мертвой зоны" вокруг партизанских районов горного Крыма, в полосе от Карасубазара (Белогорска) до Бахчисарая, общей площадью 800 кв. км. В ходе операции по созданию этой зоны было сожжено 30 деревень и расстреляно около трёхсот их жителей»(41). Над обвинительным заключением трудилась целая бригада квалифицированных следователей, и каждый пункт их подготовленного обвинительного заключения был документально подтвержден. Это относится и к количеству жертв террора. Неужели в одной деревне Улу-Сала, по заявлению Камиля АМЕТОВА, было уничтожено от 215 до 250 мирных жителей, а 50 – 85 человек стали жертвами в оставшихся 29 деревнях? Задокументированная общая цифра жертв гитлеровского террора под кодовым названием «Огонь и меч» вскрывают отвратительный обман Камиля АМЕТОВА в произвольном многократном завышении погибших мирных жителей указанной деревни.

В настоящее время этим же Камилем АМЕТОВЫМ, используя административный ресурс и протекционизм, осуществляется попытка узаконить самовольно установленный данный сомнительный «памятник», кроме того, в ближайшем будущем построить на его месте мемориал. Согласно его заявления, озвученного в программе «Учь Фильджан Къаве» (три чашечки кофе) 21 февраля 2017 года(42), у него уже есть договоренность о реализации этой идеи с Председателем Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым Зауром СМИРНОВЫМ. Соответственно факты коллаборационизма жителей села Улу-Сала господин Камиль АМЕТОВ специально скрывает.

Так делается провокация

На своем информационном портале Улу-Сала Камиль АМЕТОВ не только выкладывает недостоверную информацию о трагедии этой деревни происшедшей в конце 1943 года, тем не менее и распространяет ложь о якобы имевшей место трагедии на Арабатской стрелке после выселения из Крыма 18 мая 1944 года крымских татар(43). Кратко сюжет вымысла таков. Якобы в сентябре 1944 года, по другим «источникам» в июне 1945 года (!) более чем через год после выселения крымских татар из Крыма, в рыбацком поселке на Арабатской стрелке, в результате отдаленности (в Крыму отдаленность?!) оказались неотправленными на спецпоселение крымские татары – рыбаки и их семьи. Советские карательные органы, боясь ответственности за подобную оплошность и не желая вносить коррективы в отчеты, решили скрыть данный факт, загрузили крымских татар на баржи, вывели их в Азовское море и затопили.

Данный чудовищный миф, над которым, видимо, его авторы в тайне смеются, активно внедряется в сознание крымских татар через СМИ. «Жертвам Арабатской стрелки» посвящаются памятные стихи, рисуются апокалиптические картины, проводятся поминальные молебны, торжественно опускаются в Азовское море цветы.

Тем не менее, жизнь значительно прозаичнее вымысла. Никаких документальных свидетельств об этом происшествии нет. Историками доказано, что крымские татары на Арабатской стрелке не проживали (44).

Зачем эту провокационную, надуманную историю перепечатывает и комментирует на своем информационном портале Улу-Сала Камиль АМЕТОВ?

«Две трагедии – на Арабатской стрелке и в деревне Улу-Сала – это кровоточащие раны в сердце крымско-татарского народа – пишет он. Судьбы ни в чем не повинных людей, обыкновенных жителей крымско-татарских селений, чьи жизни в одночасье чудовищным образом были преданы воде и огню, болью и страданиями отзываются в умах и душах всего человечества».

Ловкие манипуляторы на одну чашу весов ставят трагическое реальное событие – уничтожение гитлеровцами татарской деревни Улу-Сала в конце 1943 г. и провокационно распространяемый миф о затоплении «советскими карательными органами» на барже в сентябре 1944 года или июне 1945 года крымских татар – рыбаков с Арабатской стрелки.

Так реализуется в области идеологии меджлисовская теория о двух противоборствующих диктаторских режимах Гитлера и Сталина и их невинных жертвах – крымских татарах. А далее последует и ревизия истории партизанского движения в Крыму.

Фальсифицированная память

На центральной бахчисарайской улице Ленина, рядом с памятником А.С. ПУШКИНУ находится историческое место, связанное с событиями Великой Отечественной войны. Здесь, как утверждали старожилы Бахчисарая, в феврале 1942 года фашистами были повешены пять советских патриотов.

Исследовательской работой, связанной с поиском документов, касающихся этой расправы, для последующего увековечивания памяти героев, занялась историк Новелла ВАВИЛОВА. Об этом своей книге «Уроки разгневанной Клио» (45), она пишет следующее:

«С 1986 по февраль 2001 года шёл поиск фамилий казненных. В Госархиве АР Крым (ф. П-849, оп. 1, д. 198, л. 19-20) была найдена выписка из оперативных сводок немецкого командования о карательных мероприятиях против партизан и подпольщиков на Украине и в Крыму. В документе сказано, что в феврале 1942 года в Бахчисарае повешены «Ибраимов, Таиров, Пидворко, Гуриенко, а так же одна партизанка-шпион. Дальнейший поиск позволил уточнить полный список казненных:
- Пидворко Константин Трофимович – командир Севастопольского партизанского отряда;
- Гуриенко Мстислав Трифонович – комиссар того же отряда;
- Таиров Юсуф – председатель Бахчисарайского райпотребсоюза, участвовавший в создании лесной базы Бахчисарайского партизанского отряда;
- Ибраимов Абла – начальник угрозыска Бахчисарайского НКВД, участвовавший в создании той же базы;
- Аединова Люфтие – юная выпускница детского дома с. Староселья, помогавшая в отправке в лес типографии.

Создание новой мемориальной доски с пятью именами казненных задерживалось. Хороший проект архитектора В.Н. Борисова из-за отсутствия средств не был осуществлен, хотя была идея сделать это в 2002 году, к 60-летию казни.

А время шло. И вот весной 2005 года совершилось беззаконие. Группа бахчисарайских меджлисовцев совершила своего рода самозахват, на это раз самозахват истории. На указанном месте были установлены новые мемориальные доски, на которых помимо пяти названных, появились четыре новых татарские фамилии, не имеющие к этому лобному месту никакого отношения: Османов Халил, Куршутов Алим, Фетаев Юнус, Джепаров Усеин. В нарушение правил работы с документами государственных архивов данные имена взяты со страниц художественного альманаха «Звезда Востока» за 1989 год, который не может считаться документальным источником.

Мне не хочется оскорбить память этих людей. Возможно, они погибли от рук оккупантов, тем не менее где-то в другом месте, и чтобы это доказать, необходимо провести поиск и подтвердить факт гибели людей документами. Пусть бы меджлис занялся этим.

А пока мемориальный комплекс на ул. Ленина в нашем городе фальсифицирован».

Провокация чиновника

Нельзя оставить без внимания и провокационное публичное заявление бывшего главного архитектора Бахчисарайского района Э.С-И. КЕРИМОВА, сделанное в 2015 году, последовать примеру немцев, перезахоронивших своих солдат с территории Ханского дворца, погибших при взятии Севастополя и при осуществлении ими карательных операций против партизан в 1941-1942 годах, и перенести из исторической части Бахчисарая мемориальный комплекс, где покоятся около тысячи советских воинов – освободителей Крыма, погибших в 1944 году при освобождении Севастополя, комсомольцы-подпольщики, расстрелянные фашистами, а так же жертвы оккупационного террора 1941-1944 годов, перезахороненные из Бахчисарайского «Бабьего яра»(46).

Вы думаете, что Э.С-И. КЕРИМОВ, который публично озвучил старую мечту известного лидера ОПГ «меджлис» Рефата ЧУБАРОВА, понес хоть какое-либо наказание? И не мечтайте! Ничего подобно не произошло…

Уничтожение исторической территории

На территории Бахчисарая, на прилегающей к водохранилищу голой сопке Эгиз-оба, летом 1942 года находился самый страшный фашистский концентрационный лагерь в Крыму под названием «Толле», который прошли почти все последние защитники Севастополя, взятые в плен после его падения. Здесь на площади в 20 гектаров одновременно находилось под открытым небом до 40 тыс. советских пленных. На территории лагеря находились 72 братские могилы (где погребено около1 500 человек), в которых хоронили умерших и расстеленных в лагере. В настоящее время территория бывшего лагеря имеет статус территории, где размещаются зеленые насаждения общего пользования, утвержденное охранное зонирование этой исторической территории состоит из двух зон – охранной, в которую входят южные склоны возвышенности Эгиз-оба, и зоной регулирования застройки, занимающей его северные склоны.

Ныне территория бывшего концлагеря сильно захламлена бытовым мусором и постепенно самовольно захватываются жителями прилегающей улицы им Мичурина (большинство из которых крымские татары). Власти города Бахчисарая молчаливо бездействуют.

Вывод 7. Примеров деструктивной деятельности ниспровергателей исторической памяти в Крыму множество.

Сохранение исторического наследия времен Великой Отечественной войны, незамутненной временем исторической памяти, истинной истории партизанского движения в Крыму будут сталкиваться с большими проблемами и дальше, если не будет целенаправленной государственной поддержки и сознательного отхода крымских татар от навязываемых им деструктивными элементами ложных символов, стереотипов и вымыслов относительно прошлой истории.

Как снять болезненное отношение к депортации со стороны крымских татар?

Как изменить ситуацию к лучшему? Во-первых, требуется снять болезненное отношение к депортации со стороны крымских татар. Подход к разрешению этой проблемы наиболее системно разработан кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории и международных отношений Севастопольского филиала МГУ А.В. СТАВИЦКИМ. В этот день, я считаю, это главная задача российской власти в Крыму. И работы А.В. СТАВИЦКОГО в этом отношении заслуживают особого внимания.

О разрешении этой проблемы он пишет следующее:

«Чтобы разобраться в проблеме, доставшейся нам от прошлого, требуется понимание объекта исследования. В первую очередь - понимание самой эпохи, которой данный вопрос касается и через которую только и может быть раскрыт. Понимание эпохи такой, какой она есть, через её исторически сложившиеся и ей имманентно присущие черты, формирующую её особую логику, определяющие её социокультурную цельность и самодостаточность.

Главным условием этого является задача анализировать исторические процессы в алгоритме исследуемой эпохи, изучать эпоху сообразно с её собственной логикой. В противном случае в процессе исследования ускользнут те социальные смыслы и факторы, какие являются для неё основополагающими. Вот почему игнорировать это требование – значит не понять исследуемое, а искать в нем те желанные ответы, какие делают историю служанкой власти либо тех политических сил, какие в этих ответах заинтересованы»(47).

О событиях Великой Отечественной войны на территории Крыма, их правильной оценке и её значении в современных международных условиях борьбы за власть А.В. СТАВИЦКИЙ пишет:

«один из самых интересных и актуальных вопросов этого периода касается осмысления роли «мусульманских легионов» крымских татар в Великой Отечественной войне, кроме того, политики Советской власти в годы Великой Войны в контексте как логики самой Системы, так и логики войны. Её современный анализ, в частности, показывает, насколько упрощенной и однобокой, а, следовательно, крайне мифологизированной, была подача информации в промежуток времени «перестройки», вошедшей в историю под лозунгами демифологизации и возвращения к исторической правде. Тогда было не очень понятно, что за всем этим кроется, и кто за этим стоит. Тайные пружины этих процессов тогда ещё не проступили, механизм их развертывания был не вполне ясен. Тем не менее проявившиеся во всей своей мощи в последнем десятилетии ХХ века после победы США в «холодной войне» контуры глобализации вынуждают нас воспринимать данные процессы как маленькую, тем не менее очень важную составляющую новой Большой Игры… Игры, в которой народы снова будут объектом политики и средством, а их исторические обиды будут использоваться в борьбе за мировые ресурсы для их разъединения, максимального ослабления и подчинения новым победителям, какие рассчитывают, что так будет всегда»(48).

Обязаны определиться

А что же крымские татары? Они обязаны определиться, на чьей они стороне и принять одну из них. На стороне тех, кто ведет Большую Игру против России или объективно разобраться в исторических обидах, отвергнув их, принять случившийся факт переселения из Крыма в контексте логики системы в эпоху Великой войны. Это необходимое условие межнационального мира на полуострове. Иначе известное повторение событий 1941-1944 годов неизбежно.

Моральный долг крымских татар

Как реально снять причину недоверия между крымскими татарами и остальным населением Крыма в части принципиально разного отношения к татарскому коллаборационизму в промежуток времени Великой Отечественной войны и восстановить историческую справедливость? Очень точно и емко сформулировал эту мысль ещё в 2012 году Виталий ИОФФЕ (49). Применительно к изменившимся условиям, сложившимся после вхождения Крыма в состав России в 2014 году, она формулируется следующим образом.

«У крымских татар был и остаётся моральный долг – публично признать факты сотрудничества с оккупантами и участия в войне на стороне гитлеровской Германии в таких масштабах по отношению к численности татарского народа, каких не было у других народов СССР, и осудить такое поведение. Сейчас ещё не поздно провести детальное расследование по теме «Крымские татары в Великой отечественной (Второй мировой) войне», используя документы из крымских, российских, украинских и германских архивов, обнародовать результаты расследования и дать им политическую и нравственную оценку. Важно также установить, сколько крымских татар достойно выполняли свой долг по защите Родины в рядах Советской армии, сколько из них погибло при этом, сколько было награждено орденами и медалями…

В расследовании и обнародовании фактов участия крымских татар в войне заинтересован, в первую очередь, сам крымско-татарский народ, потому что только открыто признав правду, осудив тех, кто сражался на стороне Гитлера, и отдав дань уважения памяти тех, кто достойно выполнял свой долг, он завоюет уважение других народов…».

Вывод 8. Для сохранения межнационального мира в Крыму, восстановления исторической справедливости(50) и ликвидации причин для спекуляций на истории полуострова, способных, словами Н. СТАРИКОВА, быть использованными Киевом, Вашингтоном и Брюсселем для организации кровопролития на полуострове, требуется, чтобы крымские татары выполнили свой моральный долг в отношении признания фактов участия в коллаборационизме, отказались от борьбы с исторической правдой, умышленным искажением истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и создания альтернативной истории антифашистского движения в Крыму на основании мифов, слухов и домыслов.

Хватит лицемерить и лгать. Пусть история будет не пропагандой, а наукой. Только тогда она выполнит одну из своих главных целей - сохранение межнационального мира.

История учит: истина объединяет людей, а ложь их разъединяет. Гражданский долг обязывает: сделаем правильные выводы на собственных ошибках, чтобы не повторять их в будущем.

ПРИМЕЧАНИЕ

37. Борисов В.Н. Закону и по уму. http://c-eho.info/obshchestvo/item/2001-po-zakonu-i-po-umu

38. В республике должен быть установлен единый день памяти уничтоженных фашистами населённых пунктов Крыма. http://crimea-news.com/politics/2016/02/29/177285.html

39. Борисов В.Н. Провокационные игры на исторической памяти. http://c-eho.info/znat-i-pomnit/item/2927-provokatsionnye-igry-na-istoricheskoj-pamyati

40. Государственный архив Республики Крым. Ф. П-156. Оп.1. Д. 33. Л. 11- 12.

41. Колонтаев А.В. Севастопольский Нюрнберг. http://istor- vestnik.org.ua/203/

42. https://www.youtube.com/watch?v=_TEZylyS9pI

43. https://ok.ru/group52672787775563/topics

44. Миф или реальность – о крымских татарах утопленных в 1945 году на барже в Азовском море. http://www.liveinternet.ru/users/4768613/post329211046

45. Вавилова Н.Е. Уроки разгневанной Клио. Цит. соч. С. 146-147.

46. В. Борисов. Семена, посеянные Чубаровым, дают всходы. http://old.kr-eho.info/index.php?name=News&op=article&sid=13544

47. Ставицкий А.В. Мифы Великой войны: депортация крымских татар. Альманах «Крым». Москва. Этносоциум. 2015. С. 16-17.

48. Ставицкий А.В. Переселение крымских татар в контексте логики системы. Вторая мировая война: человек, общество, государство: Материалы международной научной конференции (Крым, Ялта, Ливадийский дворец-музей, 11-12 мая2006 г.) Симферополь. Издательский дом «Крым». 2006 г. С. 81-82.

49. Виталий Иоффе. Выселение крымских татар в 1944 году – трагедия неосуществимых амбиций.
http://русскоедвижение.рф/index.php/articles/42-articles/12949-----1944

50. Указ Президента РФ от 21 апреля 2014 г. N 268 "О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, итальянского, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития" http://base.garant.ru/70641266/

Валерий Борисов

Заслуженный архитектор Республики Крым,
почётный гражданин города Бахчисарая

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля