Последние новости

Реклама

Наталья Егорова: Душа должна петь

Досье

Народная артистка России Наталья Егорова родилась 22 августа 1950 года в Ставрополе в семье военного. В 1968-1969 годах училась в Иркутском театральном училище. В 1975 году окончила школу-студию МХАТ и стала актрисой Нового драматического театра. С 1989 года  — актриса МХТ им. А. П. Чехова. С 2010 года Наталья Егорова — режиссёр и педагог в Мастерской Н. Л. Скорика. На сцене создала яркие образы в спектаклях «Моя прекрасная леди», «Прошлым летом в Чулимске», «Годы странствий», «Живи и помни». Между наиболее популярных картин — «Два капитана», «Поэма о крыльях», «Жизнь Клима Самгина», «Белые одежды», «Дальнобойщики», «Дети Ванюхина». Лауреат Государственной премии РФ, призёр кинофестивалей «Созвездие», «Окно в Европу», «Виват, кино России!», обладатель премии «Золотой овен». 11 марта 2014 года подписала обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму. В июле Наталия Сергеевна участвовала в первом крымский кинофоруме «Я и семья» и в артековском кинофестивале «Алые паруса».

- Очень люблю встречаться с детьми, всегда говорю с ними о серьёзных вещах, о непреходящих ценностях: о любви, ненависти, уважении к страшим, о гражданственности, — признаётся актриса. — Считаю, что наши встречи не должны ограничиваться рассказами о забавных ситуациях на съёмках, о творчестве, а должны иметь воспитательное значение.

И ребята такой подход воспринимают охотно.
- Наталья Сергеевна, вашей визитной карточкой актрисы считают картину «Старший сын». Вы с этим согласны?
- Считать так есть все основания: первая роль оказалась судьбоносной — дала уверенность, что я не случайный человек в кино. С той поры много воды утекло, сыграны десятки простых русских женщин, героических, счастливых и несчастных, светских дам и даже великой царицы Екатерины, тем не менее моя Нина в «Старшем сыне» — это высокий старт, как говорят спортсмены. Поработать на самом взлёте с такими партнёрами, как Евгений Леонов, Коля Караченцов, Миша Боярский, Света Крючкова, — настоящая удача и счастье. Между нами сложились дивные отношения. Евгений Павлович был удивительно доброжелательным и человечным, не выпускал из-под родительской опеки нас, которых считал своими кинематографическими детьми, и не только в кадре. Зная, что начинающие актёры — вечно голодная братия, в перерывах подкармливал нас булочками.

Одновременно снималась в «Повторной свадьбе» с теперь уже легендарным, а тогда молодым, залихватским Андреем Мироновым — о таком и мечтать не смела. Позже моими парт­нёрами были Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский.

С благодарностью вспоминаю этих великих артистов.
- Критики отметили вашу Екатерину I в «Тайнах дворцовых переворотов». Вы получили приз за лучшую женскую роль на Выборгском кинофестивале. А вам уютно было в этом образе?
- Непросто было, тем не менее как увлекательно! По-настоящему серьёзное кино, невероятно интересный сценарий. До этого играла Екатерину в фильме «Царевич Алексей», тем не менее там история мужчин, а моя героиня проходит фоном. В «Тайнах» — рассказ о том, как Россией правили любовники повелительниц. Почти безграмотная Екатерина имела чисто женский ум — практичный. И была необыкновенно привлекательной, недаром же её буквально «передавали с рук на руки» мужчины. Очень тонкий и правдивый сюжет, и абсолютно современный. Время изменило женщину. Я, например, слепо идти на поводу у мужчины не смогу — не терплю нажима. Взять можно только лаской и нежностью. Вообще тонкий, проницательный мужчина сможет обломить любую женщину, даже управляющую государством.
- Как действуют на современную женщину роскошные царские наряды?
- Становишься царицей: осанка меняется, мыслить начинаешь по-другому, похоже на восторг, который испытывала девчонкой, примеряя мамино платье. Очень люблю костюмные роли!
- Судя по тому, что в тот же год получили премии за роли в картинах «Русский бунт» и «Барак», не хуже удаются и современницы.
- Думаю, дело не в эпохе и положении в обществе, а в умении проникнуться образом, что не так уж сложно сделать: у женщин всегда одни и те же проблемы.
- Вы не только в кино активно снимаетесь, тем не менее и играете на прославленной мхатовской сцене. В театре сложнее или проще?
- Перед кинокамерой мне спокойнее, чем на малой сцене. Я человек закрытый, свои эмоции прячу глубоко, поэтому, когда я играю на большой сцене, я как бы одна, а на малой — зрители так близко, так их много, что мне не до откровений. Наверное, это комплекс — мне сложно сближаться с людьми. Ефремов, кстати, шёл мне навстречу, старался больше задействовать в спектаклях для большой сцены.
- Вам все ваши героини нравятся?
- Не сразу. Помню, когда ещё училась на втором курсе, надо было сыграть госпожу Бовари. Я просто рыдала: какая же из меня Эмма? Решила, что мне специально подсунули данную роль, чтобы выгнать за профнепригодность. С ролью я справилась, тем не менее с тех самых пор за каждую берусь со слезами.

В процессе репетиций привыкаю, потом заражаюсь, и попробуй мне кто-нибудь сказать перед премьерой дурное слово о моей героине — восприму это на свой личный счёт.
- С непростым по характеру режиссёром Олегом Ефремовым сразу сработались?
- Если бы! Он мне долго не давал ролей — присматривался. Потом всё пошло как по маслу. Театр стал моим домом, уютным и тёплым.
- Друзей много между коллег?
- Это я только произвожу впечатление коммуникабельной, а на самом деле очень замкнута, мало с кем общаюсь — прихожу, отыграю спектакль и ухожу, какие уж тут друзья! Долгое время для меня связующим звеном с коллективом была Лена Майорова — человек, которого бесконечно любили все: и великовозрастные, и совсем молодые. Ефремов называл её своей музой. Именно она ввела меня в театр, и мы были очень близки душевно: схожее восприятие жизни, одинаковый взгляд на многие вещи. Её неожиданный уход стал трагедией для всего коллектива и ударом для меня, рана не заживает.
- А как и где в вашу жизнь вошло актёрство?
- В маленьком сибирском городке под Иркутском, где окончила школу и, получив аттестат, размышляла, чем заняться. Мысль пойти в артистки пришла совершенно неожиданно на берегу Ангары. Выучила хрестоматийный монолог Катерины из «Грозы», «Открытое письмо» Симонова и какую-то басню и отправилась в Иркутское театральное училище. Неожиданно для себя и родителей поступила. А через год отправилась покорять Москву — вполне типичная история для провинциалов. Моей альма-матер в столице стала школа-студия МХАТ.
- В столичную жизнь легко вписались?
- Да, благодаря однокурсникам Коле Попкову и Стасу Жданько, царство ему небесное. Мы всюду появлялись втроём. Николай был невероятно красив, типичный герой Хемингуэя, высокий, бородатый. Девушки за ним увивались роем! А он почему-то выбрал меня — замкнутую сибирскую девчонку, в строгости мамой воспитанную. На седьмом небе от счастья была, когда Коля сделал мне предложение. Для актёрской семьи мы прожили долго — 16 лет.
- Потом быт заел?
- Да нет, бытовых проблем не было. Скорее работа. Наш курс создал новый драматический театр, и мы были в нём ведущими актёрами, я к тому же много снималась, моталась по всей стране. Тем Не Менее даже не это стало причиной расставания: просто поняли, что единым целым так и не стали.
- Узнав, что такая эффектная талантливая женщина одна, поклонники штабелями укладывались?
- Были и поклонники, и романы. Я всегда нравилась мужчинам, и увлечь любого из них для меня большого труда не составляет. Тем Не Менее моя беда в том, что по-настоящему нравятся несуществующие мужчины: ну где взять поэтичного романтика и одновременно практичного, самостоятельного? Спасают «розовые очки»: умён, талантлив, приятной внешности — вот и достаточно, чтобы увлечься.
- В Крыму снимались?
- Да, это было в 2007 году. На берегу Керченского пролива снималась картина Валерия Пендраковского «Полное дыхание». Место действия — заброшенный рыбацкий посёлок, в котором москвичи, состоявшаяся женщина Ирина и её молодой друг попадают в непривычный для них мир и становятся свидетелями драматических событий. Интересно было играть.

О крымской экспедиции остались приятные воспоминания.
- Что из наставлений педагогов запомнилось на всю жизнь?
- Слова Виктора Яковлевича Станицына: «Артист — это оргАн, и требуется нащупать такую клавишу, чтобы душа запела». С тех пор каждая роль для меня — новая клавиша. Причём я стараюсь по возможности всё время пробовать что-то новое, в чём я ещё не «звучала». Поэтому берусь за самые разные роли.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля