Последние новости

Реклама

23 ноября исполнилось 140 лет со Дня рождения А.В. Луначарского

23 ноября 2015 года исполнилось 140 лет со Дня рождения Анатолия Васильевича Луначарского, советского государственного деятеля, одного из создателей социалистической культуры, писателя, критика, искусствоведа, академика АН СССР (1930). Члена Коммунистической партии с 1895 года.
Анатолий Васильевич Луначарский (11(23).11.1875, Полтава, ‒ 26.12.1933, Ментона, Франция) родился в семье крупного чиновника. Гимназистом вступил в кружок марксистского самообразования нелегальной общеученической организации в Киеве (1892), вёл пропаганду в рабочих кружках.

В 1895‒98 ‒ в Швейцарии, Франции, Италии; слушал курс философии и естествознания в Цюрихском университете; изучал труды К.Маркса, Ф.Энгельса, а также сочинения классиков французского материализма 18 века и немецкой идеалистической философии 19 века; сблизился с группой «Освобождение труда».

С 1898 вёл революционную работу в Москве; в 1899 арестован, сослан в Калугу, затем переведён в Вологду, Тотьму (1900‒04). После 2-го съезда РСДРП (1903) - большевик. В ссылке вёл пропагандистскую работу. Сотрудничал в периодических изданиях. В 1904 А.В. Луначарский по предложению В. И. Ленина уехал за границу, вошёл в состав редакций большевистских газет «Вперёд», «Пролетарий», активно участвовал в борьбе с меньшевизмом. Работал под руководством Ленина, который высоко ценил литературный и пропагандистский талант Луначарского. На 3-м съезде РСДРП (1905) выступал с докладом о вооружённом восстании, участвовал в работе 4-го съезда (1906). Представитель большевиков на Штутгартском (1907) и Копенгагенском (1910) конгрессах 2-го Интернационала.

В 1904‒07 Луначарский играл большую роль в борьбе за революционную тактику Ленина. В то же время между ним и Лениным существовали серьёзные философские разногласия, какие в годы реакции 1908‒10 углубились. Луначарский вошёл в группу «Вперёд», стал участником фракции партийных школ на острове Капри и в Болонье, под влиянием философии эмпириокритицизма проповедовал идеи богостроительства («Религия и социализм», т. 1‒2, 1908‒11; «Атеизм», 1908; «Мещанство и индивидуализм», 1909). Политические и философские заблуждения Луначарского были подвергнуты Лениным острой критике в работе «Материализм и эмпириокритицизм». Но в эстетике Луначарский оставался последовательным защитником реализма, критиком декадентства, сторонником связи искусства с идеями социализма и революционной борьбы, теоретиком пролетарского искусства («Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907; «Письма о пролетарской литературе», 1914; статья о пьесах М.Горького и др.).

В промежуток времени 1-й мировой войны 1914‒18 ‒ интернационалист. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к «межрайонцам», вместе с которыми на 6-м съезде РСДРП (б) (1917) принят в партию. В октябрьские дни 1917 выполнял ответственные поручения Петроградского ВРК. После Октябрьской социалистической революции, в 1917‒29 нарком просвещения. В годы Гражданской войны 1918‒20 уполномоченный РВС Республики на фронтах и в прифронтовых районах. С сентября 1929 председатель Учёного комитета при ЦИК СССР. С 1927 заместитель главы советской делегации на конференции по разоружению при Лиге Наций. В 1933 назначен полпредом СССР в Испании. Делегат 8, 10, 11, 13, 15, 16-го съездов партии.

Человек энциклопедических знаний, выдающийся теоретик искусства и литературы, оригинальный критик, писатель и драматург, публицист и оратор, Луначарский внёс огромный вклад в дело создания социалистической культуры. С его именем неразрывно связаны формирование советской школы, системы высшего и профтехобразования, перестройка научных учреждений, театра, кино, издательского дела. Вместе с Н.К. Крупской, М.Н. Покровским и другими разрабатывал основные вопросы теории и практики народного образования.

А.В. Луначарский много сделал для сплочения старой интеллигенции вокруг Советской власти и Коммунистической партии, для создания новой интеллигенции из среды рабочих и крестьян. В его творчестве и деятельности большое место занимали такие проблемы, как культура и социализм, интеллигенция и революционный народ, взаимоотношения партии, государства и искусства, задачи и методы партийного руководства художественной сферой, значение культурного наследства для литературы и искусства победившего рабочего класса. Отстаивая положение, что пролетариат является единственным наследником всех культурных ценностей прошлого, давая отпор нигилистическому левачеству, Луначарский тесно связывал вопросы освоения художественного наследия с проблемами пролетарского, социалистического искусства и литературы.

Луначарский был первым крупным теоретиком и критиком советского искусства. Он сыграл большую роль в становлении и развитии марксистской эстетики и художественной критики, внёс огромный вклад в борьбу за идейное богатство и художественное многообразие социалистического искусства. В статьях и речах Луначарским впервые высказаны верные оценки многих советских художников, литературных групп и художественных течений. В работах Луначарского острые социально-политические характеристики сочетаются с тонким эстетическим анализом произведений искусства. Луначарский одним из первых указал на значение для всего искусства ленинских гносеологических и исторических принципов, систематизировал высказывания Ленина о литературе («Ленин и литературоведение», 1932) и обосновал новый метод советского искусства («Социалистический реализм», 1933). Встречи Луначарского с зарубежными художниками способствовали сплочению прогрессивных художественных сил вокруг Республики Советов. Личный друг Р.Роллана, А.Барбюса, Б.Шоу, Б.Брехта и других художников Запада, А.В. Луначарский «был всеми уважаемым послом советской мысли и искусства» (Роллан) за рубежом.

Работы последних лет свидетельствовали о пересмотре Луначарским на основе ленинизма отдельных ошибочных сторон его философско-эстетических воззрений.

Луначарский ‒ автор работ по истории революционной и философской мысли («Карл Маркс. Ко дню столетнего юбилея со дня его рождения. 1818‒1918», 1918; «От Спинозы до Маркса», 1925; «Барух Спиноза и буржуазия», 1933; статья о Н.Г. Чернышевском, 1928). Перу Луначарского принадлежат пьесы «Королевский брадобрей» (1906), «Фауст и город» (1918), «Канцлер и слесарь» (1921) и другие. Мемуарные работы «Рассказы о Ленине» (1959) и другие содержат яркие личные воспоминания об Октябрьской революции 1917.

Похоронен в Столице России на Красной площади у Кремлёвской стены.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля