Последние новости

Реклама

17 ноября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат фракции КПРФ В.А. Симагин.
- Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!

Прежде чем начать своё выступление, хочу сказать, что всех нас до глубины души тронула трагедия, произошедшая в Париже в минувшую пятницу. Чудовищные теракты, потрясшие один из самых прекрасных городов мира, унесли жизни ни в чём не повинных людей. От лица фракции КПРФ хочу выразить глубочайшие соболезнования родственникам погибших, а также всему народу Республики. В данные скорбные дни все мы солидарны с народом Франции, а также со всеми людьми на планете, какие борются с этим поистине вселенским злом – мировым терроризмом. Только объединив наши усилия, мы сможем побороть глобальный террор и сохранить мир для наших детей.

Уважаемые коллеги, моё сегодняшнее выступление касается сугубо мирной темы, однако, тем не менее, оно актуально и требует глубоких осмыслений.

Я хочу начать с одного яркого примера. Год назад одно из информационных агентств Киргизии разместило статью о сокращении русскоязычных школ в Республике и катастрофической нехватке учителей-русистов в городе Ош. Так вот, эта небольшая информационная заметка, написанная на русском языке, мгновенно стала хитом Интерента, и одной из самых обсуждаемых новостей между экспертного сообщества. И не только потому, что она подняла актуальную задачу просвещения, однако и потому, что её автор допустил около 15 грамматических ошибок всего в одном абзаце.

Как вы уже поняли, своё выступление я хочу посвятить одной из главных угроз современному русскоговорящему миру, которую сегодня многие явно недооценивают. А именно стремительному исчезновению русского языка. И в первую очередь на постсоветском пространстве.

Я не случайно начал свою речь со случая в Оше. Ситуация с положением русского языка сегодня более чем угрожающая. Некогда один из самых востребованных и используемых языков, здесь и сейчас стремительно исчезает. Ещё в середине 80-ых в мире на нём говорили 350 млн. человек, а сегодня — лишь 270. Число студентов и школьников, обучавшихся на русском в 1990 году, составляло около 75 млн. человек. В 2005-ом, эта цифра снизилась до 50. Ещё ни один язык в мире не пропадал с планеты так стремительно. Почему это происходит и что необходимо сделать, чтобы остановить схлопывание русскоязычного пространства во всем мире, а также в короткие сроки вернуть утраченные позиции?

Десять дней назад в Столице России завершил свою работу V Всемирный конгресс соотечественников, одна из многочисленных и ключевых задач которого – как раз сохранение и укрепление позиций русского языка и российской культуры. В течение двух дней, около 400 руководителей и активистов общественных организаций соотечественников, представляющих 97 стран мира, проводили активную работу. Присутствие первых лиц государства, и в первую очередь президента страны, ещё раз подтверждает важность и актуальность этого мероприятия.

Если подводить краткие итоги конгресса, можно сделать следующий вывод: государство содействует изучению соотечественниками русского языка. Судя по отчётам, приведённым на форуме, ситуация с построением глобального русского мира на пространстве бывшего Советского Союза, активно развивается: разработан ряд шагов, какие призваны обеспечить взаимодействия с Русским миром. Так, к примеру, в октябре прошлого года учреждён Фонд сотрудничества с русскоязычной зарубежной прессой. Напомню, что в 70-ти государствах мира функционируют свыше 3 тыс. СМИ на русском языке.

В прошлом году в русские школы за рубежом из правительства Москвы было отправлено более 10 тыс. учебников и книг, персональные компьютеры, ноутбуки, интерактивные доски, и т.д. более 200 студентов в год из стран СНГ и Балтии, какие желают приобрести базовое образование на русском языке, получают стипендию мэра Москвы. Из положительной динамики хочется упомянуть и курсы повышения квалификации, на какие в Москву приезжают более 1500 педагогов-русистов из стран СНГ и дальнего зарубежья.

Но, как говорится, «было гладко на бумаге, да забыли про овраги». По долгу службы члены нашего комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками совершают достаточное количество поездок по республикам бывшего СССР. Так вот, принимая участие в круглых столах и конференциях, можно утверждать, что ситуация с распространением русского языка на указанном пространстве не такая безоблачная, как пытаются нам показать чиновники.

Цифры свидетельствуют о том, что, несмотря на все принимаемые меры, русскоговорящее сообщество за рубежом испытывает большие трудности. Стремительно снижается как количество русских учебных заведений, так и качество преподавания. Учителя уходят с работы по возрасту, а им на смену никто не приходит, т.к. престиж преподавателя-русиста заметно упал. Это происходит, втом числе и из-за чудовищно маленьких зарплат. Так мне лично, в приватной беседе, преподаватели Кыргызско-Российского Славянского Университета (кстати, одного из лучших в стране!) сообщили, что их заработная плата около 8 тыс. рублей в пересчете на наши деньги.

Что же касается статистики по закрытым школам, она также носит просто угрожающий характер. Приведу лишь несколько примеров. НаУкраине с 2008 года количество русских школ уменьшилось примерно на 600.На территории Туркменистана на сегодняшний день действует лишь одна русская школа им. Пушкина.ВКиргизии в течение последних 20 лет количество школ, где преподают на русском также стремительно тает, однако зато здесь успешно функционируют турецкие учебные заведения, и их число только растёт.

На Конгрессе соотечественников Любовь Глебова заявила: «Распространение русского языка, российской культуры и образования за рубежом является одним из приоритетов России. Это фундаментальная основа российской диаспоры, всего зарубежного Русского мира».

Но ведь соотечественники это не только диаспора, русские люди, волею судьбы, оказавшиеся за пределами исторической Родины. Соотечественники – это все те, кто говорит и мыслит по-русски, или просто понимает наш язык, кто считает Россию родной страной. В Советском Союзе практиковали именно такой подход к решению вопроса распространения русской культуры. Русский язык – всегда был историческим средством межнационального общения. Он связывал национальные языки и давал стимул для их развития и культурного обмена. И показатели не заставили себя ждать: количество людей, говорящих по-русски выросло со 140 млн в 1915 году до 350 млн. в 90-м.

Такое мощное распространение русского языка можно объяснить тем, что он не принижал ни один из многочисленных языков Союза. Он их не вытеснял, не ассимилировал, а успешно функционировал наравне с ними, выполняя функции языка национального общения, приобщая народы СССР к величайшим достижениям мировой науки и культуры. Также он занимал достойное место и между наиболее развитых языков мира, свидетельством чего является его признание в качестве одного из пяти рабочих языков ООН. К сожалению, сегодня национальные элиты не всегда понимают, всю важность распространения русского языка.

В преддверии принятия бюджета страны в окончательной редакции мы должны понять: решение проблемы исчезновения «великого и могучего» с евразийского пространства не терпит отлагательств, и, к тому же, оно должно быть комплексным. База – это русские школы, какие необходимо сохранять на всём постсоветском пространстве, систематически готовить преподавателей-русистов. Требуется финансировать и уже существующие филиалы крупнейших российских вузов.

Желая оставаться ведущей державой на евразийском пространстве, мы должны брать за основу опыт наших коллег из других государств.

К примеру, как работает известный всем Институт Гёте? Это образовательное учреждение с ежегодным бюджетов в 255 млн. евро, имеет представительства в 128-ми странах мира, даже в Северной Корее. И между его образовательных программ – не только курсы немецкого. Это целый ряд продуманных и системных культурных мероприятий - от театральных, музыкальных и кинофестивалей, до различные выставки, семинары для самых разных специалистов – от педагогов до юристов и представителей IT-индустрии. Тем самым предусмотрительные немцы повышают интерес к Германии, и побуждают людей к изучению немецкого языка.

Или, возьмём, к примеру, работу организации Альянс Франсез. Около тысячи её филиалов разместились в 137 странах мира. Притом, что основная её специализация – изучение французского языка, здесь предоставляют возможность знакомиться с культурой, литературой и кинематографом Франции, что также способствует росту интереса к этой стране. Многие из нас знают и любят такие культурные проекты Альянс Франсез, как фестивали «Французская весна» и «Неделя франкофонии».

У нас же, буквально накануне Конгресса соотечественников, в октябре нынешнего года Минобрнауки РФ предложило сократить финансирование госпрограммы «Русский язык» на 2016-2020 годы. По мнению ведомства, это поможет сэкономить 93 млн. рублей. Как говорится в пояснительной записке, основная экономия будет достигнута за счёт поставок учебников, книг и журналов в российские центры науки и культуры и русские школы в странах СНГ и дальнего зарубежья и многих других культурных и просветительских мероприятий. К каким последствиям это приведёт, предлагаю вам подумать самим.

И ещё напомню, что ещё этим летом премьер-министр Дмитрий Медведевуже подписал изменения в госпрограмму «Русский язык» на 2011-2015 годы, урезав и без того нищую стоимость ещё на 35 млн. рублей.Зато наш премьер очень активно поддерживает употребление заимствований русского языка. Так вот, чтобы быть в майнстриме на этой тяге к «англицизмам», или тренде, как многие любят говорить, предлагаю партии, председателем которой он является, обсудить на своих «праймериз» и «саммитах», вопрос о переименовании «Единой России» в «United Russia». А ещё хочу напомнить, что весь опыт мировой истории свидетельствует о том, что разрушение цивилизации и культуры, исчезновение с лица Земли народов и государств всегда начинается с утраты языка. Спасибо!

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля