Последние новости

Реклама

П.С. Дорохин: Государству необходим инструмент по реализации системы стратегического планирования в экономике

16 июня на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ выступил депутат П.С. Дорохин.
Будучи ведущей оппозиционной партией в стране КПРФ, тем не менее, удалось добиться ряда прорывных системных законов. Это законы:

- О фонде перспективных исследований;

- О государственном оборонном заказе;

- О стратегическом планировании в РФ;

- О промышленной политике в РФ.

Понимание необходимости стратегического планирования во всех сферах государственной жизни стало официальной концепцией Президента и Правительства РФ. Однако мы встали на полпути. Нам необходим инструмент по реализации системы планирования, по сбалансированию работы министерств, ведомств, производств, корпораций.

Как Вы знаете, наша партия давно говорила о необходимости восстановить государственную систему планирования на новых условиях , чтобы придать устойчивость всей системе управления страной. Принятый закон о стратегическом планировании предусматривает разработку большого числа документов стратегического планирования и специальный орган по его осуществлению.

В этой связи наша фракция КПРФ предлагает новую инициативу - сформировать при Правительстве РФ федеральный орган исполнительной власти – Государственный Комитет по стратегическому планированию.

Когда нам говорили либеральные экономисты, что рынок все отрегулирует, они говорили ложь. Неконтролируемый рынок привел экономику России к хаосу. Нужна была большая системная работа.

Кроме того, вы знаете миром управляют 147 Транснациональных корпораций. В каждой из них есть первый Вице-Президент по стратегическому планированию и соответствующий департамент по стратегическому планированию.

Они планируют, а мы прогнозируем. Они достигают результатов, а мы лишь реагируем на их шаги. Нет, мы должны сами вести наш корабль «Россия» в нужном направлении.

В этой связи Госкомитет по стратегическому планированию при Правительстве РФ необходим. Иначе, все наши реформы по возврату к госрегулированию экономики, промышленности половинчатые и незакончены. И возглавить Госкомитет должен руководитель Правительства рангом не ниже 1-го Вице-Премьера Правительства, чтобы ему подчинялись основные министерства и ведомства. Как, впрочем, это было в СССР, когда Госплан возглавлял 1-ый Зам. Председателя Совета Министров СССР.

Государственный Комитет должен вести системную работу с существующими в настоящее время многочисленными разрозненными документами стратегического характера – отраслевыми стратегиями и программами, программами различных областей и муниципальных образований. Кроме того, в настоящее время в России утверждены схемы территориального планирования на практике во всех субъектах Российской Федерации.

Необходима координация деятельности министерств и ведомств в части разработки стратегических документов общероссийского характера, а также субъектов РФ и аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах в части разработки документов стратегического планирования развития территорий.

Именно работа Госкомитета, при наделении его соответствующими полномочиями, позволит, по нашему мнению выполнить целевые показатели, определенные в майских указах Президента РФ.

Но пока возникают опасения, что долгосрочное планирование развития России остановится на уровне Концепции и рекомендаций, а сложные задачи стратегического планирования, поставленные в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации», не будут выполнены.

Можно утверждать, что до настоящего времени стратегический план развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу не разработан, отсутствует комплексная методика его подготовки и реализации.

Не используется богатый отечественный опыт планирования и прогнозирования; игнорируется и международный опыт. Требуется отметить, что отсутствие долгосрочного стратегического плана наносит значительный ущерб экономической безопасности страны.

В целях обоснования необходимости системного подхода к долгосрочному стратегическому планированию представляется целесообразным прежде всего проанализировать недостатки существующего планирования и прогнозирования. Между них можно выделить следующие:

1. Прогнозы социально-экономического развития, разрабатываемые Минэкономразвития России, служат лишь узким задачам обслуживания бюджетного процесса. В закон о бюджете включаются лишь 3 показателя индикативного плана - объём ВВП, инфляция, мировые цены на нефть. В связи с отсутствием в данных прогнозах адресных показателей, они не могут использоваться хозяйствующими субъектами (финансово-промышленными группами, корпорациями, крупнейшими предприятиями) для стратегического планирования своего развития.

По сути, в настоящее время Минэкономразвития России использует наиболее простой подход к прогнозированию из всех видов прогнозов, основанный на перенесении зависимостей, характерных для прошлого и настоящего, на будущее. Вряд ли данный процесс можно приравнять даже к начальной стадии стратегического планирования.

2. Отсутствует взаимосвязь между федеральными, отраслевыми и региональными составляющими прогнозов социально-экономического развития на всех уровнях бюджетного процесса.

3. Не разрабатываются экономико-математические модели перспективного развития страны, определяющие народнохозяйственные, межотраслевые и межрегиональные пропорции экономики, обеспечивающие наиболее полное достижение общегосударственных задач (например, удвоение ВВП).

4. Не разработана система индикаторов, в соответствии с которой хозяйствующие субъекты (корпорации, финансово-промышленные группы, предприятия), а также субъекты Российской Федерации обеспечивались бы информацией, необходимой для разработки стратегических планов своего развития.

5. Формы и показатели прогноза, а также методические рекомендации Минэкономразвития России не решают следующих основных региональных проблем: не обеспечивается согласование разделов и показателей прогноза, нет региональных балансов, не предусмотрено выявление экономических и социальных проблем общерегионального и локального значения; не обозначены методические подходы к решению проблемы согласования общероссийских и региональных прогнозов. А ведь это относится к одной из ключевых задач региональной политики - согласованию интересов Федерации и регионов.

В российской практике процесс разработки годового бюджета на основе трехлетнего прогноза развития экономики превратился по сути в основной и единственный инструмент регулирования процессов в экономике. Планы Правительства не имеют законодательной силы (не утверждаются парламентом) и, таким образом, оказываются вне зоны публичной политики и всей системы регулирования экономического развития страны.

Для этого одной из основных задач Госкомитета должна стать разработка и обеспечение законодательного принятия важнейшего документа среднесрочного планирования, с помощью которого многие промышленно развитые страны(Китай, Франция, Япония и др.) с успехом добились выполнения важнейших общенациональных задач. Это пятилетний (шестилетний) индикативный план развития России. Утверждение индикативного плана на ближайшие 5-6 лет и долгосрочной стратегии на 20 лет должны осуществляться Государственной Думой ФС РФ.

Тем самым пятилетний индикативный план и долгосрочная стратегия приобретают законодательную силу и реализуется важнейший принцип разделения властей в отношении стратегических документов развития России: прекращается существующая негативная практика, когда Правительство РФ само себе устанавливает задачи и само оценивает их выполнение.

Важной задачей Комитета должна стать интеграция Стратегии национальной безопасности России в долгосрочную социально-экономическую стратегию развития страны. В этой связи Комитет будет осуществлять постоянное взаимодействие с Советом безопасности РФ.

Создание Госкомитета по стратегическому планированию при Правительстве РФ станет организационной основой системы стратегического планирования в РФ, обеспечит эффективную связь рыночных механизмов и государственного регулирования, сформирует принципиально новое качество стратегических документов развития – непосредственно взаимозависимость общегосударственных интересов с интересами субъектов РФ и важнейшими хозяйствующими субъектами.

Будет использоваться принцип индикативности, а не директивности, как в СССР. Однако: сохранится учет балансовых методов – межотраслевые и межрегиональные балансы. Реальный контроль нового Госплана России сможет сбалансировать экономику страны, проследить где деньги и выяснить: надо ли их выделять на те, или иные имеющиеся производства.

Необходимо отметить, что такая система индикативного управления экономикой уже создана в Республике Татарстан, внедрена в РЖД. Представляется целесообразным её использовать и для построения аналогичной системы для России в целом.

Более того, чтобы не быть голословными мы не только подготовили проект Указа Президента РФ на основании закона и о стратегическом планировании в РФ и о создании Госкомитет по стратегическому планированию при Правительстве, однако и конкретный Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О разработке индикативного плана экономического и социального развития Российской Федерации на промежуток времени до 2020г».

Суть его в следующем:

1. В целях обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики, разработать индикативный план экономического и социального развития Российской Федерации до 2020г.

2.Руководство разработкой Плана возложить на Государственный Комитет по стратегическому планированию при Правительстве Российской Федерации.

3. Утвердить техническое задание на разработку Плана.

4. Утвердить порядок и сроки разработки Плана. Организациям, участвующим в разработке Плана, разработать предварительный проект Плана и представить его на рассмотрение Министерствам по перечню в соответствии с Приложением №1 до 1 сентября 2015г. Министерствам по перечню в соответствии с Приложением №2 в месячный срок рассмотреть предварительный проект Плана и представить согласованный проект Плана в Комитет. Госкомитету в течение 4-го квартала 2015г. провести согласование основных индикаторов плана субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами (корпорациями, финансово-промышленными группами, ведущими предприятиями по отраслям). Согласованный проект Плана представить на рассмотрение Правительства Российской Федерации до 1 декабря 2015г.

5. Межведомственную координацию по разработке Плана возложить на Правительственную комиссию по территориальному планированию в Российской Федерации.

6. Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации обеспечить участников разработки Плана необходимой статистической информацией.

7. Разработку программно-математического обеспечения работ по составлению Плана с использованием современных технических средств и информационных технологий поручить Вычислительному центру им. А.А. Дородницына Российской академии наук и Центральному экономико-математическому институту Российской академии наук.

8. Минфину России обеспечить финансирование работ по разработке Плана в пределах сумм, утвержденных по соответствующим статьям Государственного бюджета на 2015г.

9. Контроль за исполнением данного постановления возложить на Заместителя Правительства Российской Федерации.

Таким образом, наша партия в условиях жесткого кризиса ещё раз показывает свой конструктивный подход и профессионализм. Мы конкретно предлагаем призыв Президента России о необходимости консолидировать нацию в условиях давления США и НАТО воплотить в жизнь четким механизмом государственного планирования.

Спасибо.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля