Последние новости

Реклама

О.А. Лебедев: Экологический ущерб от разливов нефти и нефтепродуктов скоро приблизится к объемам прибыли, получаемой от её добычи и реализации

Депутат ГД фракции КПРФ О.А. Лебедев провел экологические слушания в Госдуме. В мероприятии приняли участие заместители министров федеральных министерств по чрезвычайным ситуациям и по природным ресурсам. Обсуждение вызвало большой интерес у представителей  ряда заинтересованных ведомств, надзорных органов, нефтедобывающих предприятий, общественных экологических организаций, СМИ.
Модератор слушаний, член президиума Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Олег Лебедев в своем вступительном слове сказал, что в наше время все сильнее ощущаются проблемы, связанные с развитием высокоиндустриального общества. К таким проблемам относится и угроза загрязнения окружающей среды  от разливов нефти и нефтепродуктов. На территории страны сегодня расположено более 1,5 тысяч нефтебаз и хранилищ нефтепродуктов, работают более 50 нефтеперерабатывающих заводов, эксплуатируется около 140 тысяч скважин.

Предприятия топливно-энергетического комплекса обеспечивают наполнение более половины федерального бюджета России, однако, к сожалению, продолжают оставаться основными загрязнителями окружающей среды. От аварийных разливов нефти и нефтепродуктов ущерб водным объектам и почвам только за первое полугодие 2014 года оценивается в 6 млрд. руб., тогда как за аналогичный промежуток времени прошлого года данный показатель составил 800 млн. руб. Количество аварий на опасных производственных объектах (ОПО), связанных с разливом нефти и нефтепродуктов, увеличивается.

Вместе с тем, если факт аварии не выявляется вовремя, а нефтяное пятно перемещается (например, по воде), то через 1 – 2 дня уже невозможно идентифицировать принадлежность его к тому или иному ОПО, и затраты по ликвидации последствий аварии переносятся на бюджет государства. Таким образом, экологический ущерб, наносимый от разливов нефти и нефтепродуктов, скоро приблизится к объемам прибыли, получаемой от реализации добытой нефти.  Поэтому риск возникновения аварий должен быть сведен до минимума, а увеличение степени готовности всей системы реагирования на чрезвычайные ситуации является основной задачей органов государственной власти, ответственных за обеспечение экологической безопасности в стране.

Заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-лейтенант Владимир Викторович Степанов рассказал о деятельности МЧС по совершенствованию нормативной базы, а также о проведении мероприятий, повышающих готовность подразделений МЧС к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Подробнее он становился на вопросе совершенствования системы государственного экологического мониторинга в Арктической зоне.

С докладами на заседании выступили представитель ОАО "Оборонсервис" Х.А.Захаруев, заместитель генерального директора ОАО "Газфлот" С.А. Бокарев, профессор Российской академии наук И.А. Бортенков, генеральный директор ЭКОСПАСа А.В. Апреленко, начальник Департамента промышленной безопасности и экологии научно-технических работ ОАО "ЛУКОЙЛ" Ю.А. Заикин и др.

Эмоциональным получилось выступление президента СоюзНефтегазинвеста Виктора Ивановича Калюжного, бывшего в 1998-2000 годах  Министром энергетики Российской Федерации. Он считает, что государство должно строго спрашивать с тех, кому оно даёт право управлять своими недрами. В своем выступлении он также затронул задачу защиты биоресурсов Каспийского моря.

Многие выступающие отмечали, что в настоящее время довольно подробно разработано правовое регулирование и требования в области обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных работ на водной среде. Вместе с тем происходит существенное ослабление требований к опасным объектам, расположенным на суше, хотя в этих зонах возможного поражения проживает свыше 90 млн. человек, что составляет 60% населения страны.

Еще одной проблемой является недостаточное правовое обеспечение деятельности и оснащенности аварийно-спасательных формирований, в результате чего им становится экономически невыгодно проводить оснащение и переоснащение специальными техническими средствами, внедрять новые технологии, поддерживать высокий профессиональный уровень специалистов. Указанные факты подтверждаются результатами проверок МЧС России, в соответствии с которыми было выявлено, что многие аварийно-спасательные формирования не отвечают минимальным требованиям оснащенности.

Особую озабоченность участников слушаний вызывают наличие более 100 тыс. законсервированных бесхозных нефтяных скважин, а также брошенных объектов оборонного значения бывшего СССР. Объёмы отходов нефтепродуктов и нефтяных загрязнений, скопившиеся на отдельных объектах, достигают десятков и даже сотен тысяч кубометров, а значительная часть хранилищ нефтешламов превратилась в постоянно действующие источники загрязнений.

В настоящее время формируются предложения в проект подпрограммы «Ликвидация накопленного экологического ущерба» государственной программы «Охрана окружающей среды на 2012 – 2020 годы». Принятие этой программы позволит провести учет загрязненных территорий и объектов, в том числе бесхозных нефтяных скважин и шламнакопителей, а также ликвидировать последствия загрязнений.

Дополнительного правового регулирования требует финансовый механизм, направленный на обеспечение приоритета возмещения вреда окружающей среде в натуре, то есть путём проведения организациями-природопользователями рекультивационных и восстановительных работ перед выплатой денежных компенсаций.

Таким образом, вопросы совершенствования законодательства в части возмещения вреда окружающей среде, возникающего при разливах нефти и нефтепродуктов, до настоящего времени остаются актуальными. Конкретные предложения с целью принятия управленческих и законодательных решений нашли отражение в резолюции слушаний с рекомендациями органам государственной власти.

Подводя итоги заседания, ведущий Олег Лебедев сказал, что проблемы обеспечения безопасности проведения аварийно-спасательных работ при разливах нефти и нефтепродуктов поставлены на рассмотрение Высшего экологического совета впервые и требуют дальнейшего обсуждения в формате диалога власти и общественности.

Участники слушаний приняли рекомендации ко всем органам государственной власти РФ.

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля