Последние новости

Реклама

Президент и премьер вряд ли прочтут впечатляющий доклад Счетной палаты РФ

Принято считать, что государственный бюджет - один из тех главных законов страны, который и определяет её экономику.

Именно перед принятием госбюджета разворачиваются баталии в Государственной думе между депутатами различных фракций и представителями правительства.

Именно контроль над госбюджетом - одна из основных задач, которую решает "партия власти", добиваясь большинства в парламенте. Все это хорошо известно. На фоне нынешних споров вокруг бюджета2017 особенно важна информация Счетной палаты РФ (СП) о том, что принятый год назад с огромным трудом "антикризисный бюджет"

2016 года едва-едва выполняется.



Глобальные вызовы без ответов

Напомним, накануне внесения в парламент проекта бюджета 2016 года председатель правительства Дмитрий Медведев опубликовал в "Российской газете" статью "Новая реальность: Россия и глобальные вызовы", где изложил свои взгляды, в том числе на госбюджет. В частности: "Структура бюджетных расходов и их эффективность не менее важны, чем сбалансированность бюджета. Во-первых, необходимы более четкие приоритеты в расходовании средств с точки зрения их влияния на долгосрочный экономический рост. Исследования, да и опыт многих стран, показывают, что приоритетными здесь являются инвестиции в человека, включая здравоохранение, образование, науку, а также в инфраструктуру".

И далее: "Повышение эффективности бюджетных расходов. Инвестиции в инфраструктуру и людей должны рассматриваться в числе самых приоритетных... Нужно сформировать систему ответственности уровней и органов власти за принимаемые решения. Конечно, они должны при этом обладать соответствующими правовыми и финансовыми ресурсами. Финансирование и планирование программ, оценка и продвижение чиновников должны быть привязаны к достижению чётко сформулированных целей (конечных результатов)".

Казалось бы, с такими подходами можно и согласиться, если бы за бесспорными подчас словами не скрывались зияющая пустота и стремление говорить банальности, не делая при этом ничего принципиально нового. Сразу же после выхода эпохальной статьи Медведева некоторые эксперты, ссылаясь на данные Счетной палаты, указали автору на то, что только за счёт наведения порядка с эффективностью госрасходов (то есть пресечения практики воровства и откатов) можно было бы сэкономить до 800 млрд. рублей для бюджета 2016 года. Обеспечение прозрачности госзакупок (в частности, запрет ведения их через подставные фирмы) даст ещё 1,5 трлн. рублей, пресечение таможенных злоупотреблений способно принести более 2 трлн. рублей.

Тем не менее "антикризисный бюджет" 2016 года был принят, после чего у кабинета Медведева не осталось никаких препятствий для реализации его лучезарных планов по "формированию новой модели экономического роста, отвечающего реалиям современной России и мира".

Скучная, серая, прозаичная реальность оказалась совсем иной, чем она представлялась в велеречивых изысканиях спичрайтеров премьера, о чем и свидетельствуют данные СП. В пух и прах распиаренный в ходе предвыборной кампании "Единой России" "антикризисный план" на самом деле выполняется кое-как, если вообще выполняется. С учетом внесенных в него 31 августа этого года изменений план действий правительства, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития России в 2016 году, предусматривает реализацию 122 мероприятий, на финансовое обеспечение которых предусматривается потратить за счёт средств федерального бюджета на 2016 год - 464,92 млрд. рублей, а также за счёт дополнительных источников - 220,8 млрд. рублей. Лишь половина из намеченных правительством планов (63 пункта) исполнены. Из остальных пунктов 5 выполнены частично, 19 не выполнены (по 23 срок выполнения ещё не наступил). Такая вот неприглядная арифметика промежуточных итогов работы за год словоохотливого Дмитрия Анатольевича и его подчиненных.

Невыполненные пункты - невзгоды народа

Пункты, о которых идёт речь, очень серьезные и неформальные, от их выполнения зависит благополучие, а нередко и сама жизнь миллионов россиян, благополучие тысяч предприятий. Пройдемся по некоторым пунктам плана. Так, пункт 8 направлен на сохранение достигнутого уровня лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора услуг, а также компенсацию расходов, связанных с изменением валютного курса при приобретении импортных лекарственных препаратов, закупаемых в рамках реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. На его реализацию минздраву предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 50,2 млрд. рублей, из которых реально выделены лишь 37,4 млрд., или 74,5%. Это значит, что тысячи пациентов не получили так необходимые для них лекарства и медицинские изделия. Между прочим, речь идёт в том числе о специализированных продуктах лечебного питания для детей-инвалидов.

До настоящего времени в соответствии с пунктом 9 плана не приняты нормативные правовые акты об особенностях государственного регулирования предельных отпускных цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших, и правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, связанных с производством таких препаратов нижнего ценового сегмента (до 50 рублей), произведенных в Российской Федерации. Проект постановления правительства по данному поводу согласован ФАС России, минздравом России, Росздравнадзором, но не поддержан минэкономразвития, минфином и вице-премьером Ольгой Голодец.

Несмотря на то, что по ряду препаратов наблюдается увеличение производства, по отдельным видам фармацевтической продукции происходит его резкое сокращение. В частности, в январе - августе 2016 года производство кровезаменителей и других плазмозамещающих средств составило 59,1% от уровня января - августа 2015 года, витаминных препаратов - 95,3%, препаратов для лечения онкологических заболеваний - 93,2%, болеутоляющих, жаропонижающих и противовоспалительных средств - 75,5%, препаратов для лечения болезней эндокринной системы, органов пищеварения и других заболеваний - 93,6%, для лечения глазных заболеваний - 86,6%.

Следовательно, доступность жизненно необходимых лекарств для огромного числа граждан будет по-прежнему оставаться под вопросом: производителям и аптекам зачастую невыгодно иметь дело с дешевыми препаратами, вот они и замещают их дорогостоящими, бесплатных же лекарственных средств зачастую не хватает для нуждающихся, и они вынуждены оплачивать их за свой счёт.

Не полностью выполнен и пункт 6 плана, которым предусмотрено лекарственное обеспечение лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, что также должно препятствовать катастрофическому распространению вируса ВИЧ, которое сегодня усиливается (к примеру, в Екатеринбурге на днях была объявлена эпидемия, так как почти каждый 50й житель уральской столицы заражен этим страшным вирусом). Кстати, в соответствии с данным пунктом плана предполагалось расширить охват ВИЧ-инфицированных антивирусной терапией до 60%. Но даже такая цель достигнута не была.

Всего на профилактику и лечение лиц, инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов B и C, на лекарственное обеспечение больных минздраву России первоначально предполагалось выделить свыше 23,3 млрд. рублей, но затем данную сумму сократили до 21,2 млрд. рублей. Но даже из этой суммы реально освоено лишь около 85% выделенных средств. К примеру, вместо того чтобы закупить антиретровирусные лекарственные препараты на сумму 3,6 млрд. рублей, минздрав закупил их лишь на 1,4 млрд. рублей, или всего 39,3% от необходимого объёма таких лекарств.

Пунктом 7 "антикризисного плана" предусмотрено сохранение достигнутого уровня лекарственного обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также последствиями трансплантации органов и (или) тканей. Для этой цели в бюджете были запланированы расходы в сумме 43,6 млрд. рублей, но кассовое исполнение составило лишь 67,2%. По мнению аудиторов Счетной палаты, минздрав не сможет выполнить в 2016 году в полном объеме свои обязательства по закупке лекарственных препаратов для лечения вышеназванных заболеваний и состояний. Так, на 2016 год заключено 72 государственных контракта на закупку указанных лекарственных препаратов на общую сумму 39,2 млрд. рублей, что составляет лишь 77,8% от потребностей, заявленных субъектами Российской Федерации.

В рамках реализации-постановления правительства от 26 декабря 2011 года №1155 по семи высокозатратным нозологиям (патологическим состояниям. - А.Д.), по данным на 1 июня 2016 года, выписано и обеспечено лекарственными препаратами за счёт средств федерального бюджета 317054 рецепта на сумму 18837,56 млн. рублей (за тот же промежуток времени 2015 года было выписано 322562 рецепта, обеспечено 321708 рецептов на сумму 16528,24 млн. рублей). На отсроченном обеспечении (то есть лекарств по ним в наличии не было) в июне находилось 813 рецептов, при том что в мае таких было 427 (за месяц количество "отложенных" удвоилось). Надо иметь в виду, что речь идёт о лекарствах для тяжелобольных людей.

В пункте 5 плана речь идёт об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации (ТСР) с учетом их удорожания. Общий объём финансового обеспечения этого пункта плана составляет около 30 млрд. рублей, из которых основные суммы получают Фонд социального страхования (ФСС) и субъекты Федерации. Нуждающихся в ТСР граждан - миллионы. За 9 месяцев 2016 года, по данным отчетности ФСС, численность инвалидов, обеспеченных ТСР (трости, ходунки, кресла-коляски и т.п.) составила 1,5 млн. человек, тех же, кого обеспечить пока не удалось, - 1,9 млн. человек.

Расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации для льготных категорий граждан, а также их проезда к месту лечения и обратно, осуществляемые Фондом за счёт межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, составили 2,37 млрд. рублей, или 55,8% от утвержденного показателя. Между тем по состоянию на 1 января 2016 года численность граждан, обратившихся за путевками в санаторно-курортные организации и ожидающих их предоставления, составила 452,23 тыс. человек, ещё 154,48 тыс. человек обратились уже в 2016 году. При этом фондом с января по сентябрь приобретено лишь 136,37 тыс. путевок, направлено на санаторно-курортное лечение 115,23 тыс. граждан льготной категории и их сопровождающих.

По состоянию на 1 октября 2016 года ФСС заключены государственные контракты на сумму 16,7 млрд. рублей, находятся в стадии подписания - на сумму 0,6 млрд. рублей, выплачена компенсация на сумму 1,7 млрд. рублей, размещено конкурентных процедур для заключения государственных контрактов на сумму 1,7 млрд. рублей. Таким образом, израсходовано 20,7 млрд. рублей, или 89,6% предусмотренного объёма бюджетных ассигнований. Кассовое исполнение фондом 1 октября 2016 года составило 11,8 млрд. рублей, или 51,3% предусмотренного объёма.

Пунктом 99 предполагалось создать систему информирования граждан об их праве на получение доступной и качественной медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования. Для реализации задачи в сентябре 2016го правительство должно было издать соответствующее постановление, а минздрав - свой ведомственный акт. Соответствующие документы были разработаны и размещены в Интернете для общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы. Но министерский проект приказа "Об утверждении правил информирования граждан об их праве на получение доступной и качественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования" не нашел поддержки на заседании Совета общественных организаций по защите прав пациентов при минздраве. По итогам обсуждения минздравом России принято решение об отказе от разработки проекта данного акта. Таким образом, и данный пункт не выполнен.

Экономика на голодном пайке

Не в полном объеме пока выполнен пункт 31, предусматривающий предоставление кредитов бюджетам регионов в целях обеспечения их сбалансированности и сокращения долговой нагрузки. По состоянию на 1 октября 2016 года объём кредитов, предоставленных из федерального бюджета 66 регионам, составил 282,7 млрд. рублей, это 83,6% предусмотренных средств. Понятно, что в результате такой "недоработки" тысячи бюджетников своевременно не получили индексаций, компенсаций, пособий и т.д.: у местных бюджетов просто не хватает денег. Ведь объём государственного долга регионов, по данным на 1 октября 2016 года, составил 2264,2 млрд. рублей (в том числе по рыночным заимствованиям - в виде ценных бумаг и кредитов у кредитных организаций) - почти 3% запланированного в 2016 году ВВП!

Вместо того чтобы финансировать свои расходы из госбюджета, регионы вынуждены занимать деньги у коммерческих структур под высокие проценты. Только на обслуживание своих долгов коммерческим организациям региональные бюджеты выплачивают более ста миллиардов рублей ежегодно - на такие гигантские суммы становятся богаче банки и финансовые компании и беднее граждане из-за действий и бездействия правительства. Даже предусмотренные в "антикризисном бюджете" подачки регионам (около 340 млрд. рублей запланированных бюджетных кредитов - капля в море по сравнению с долгами) правительство перечислять не торопится. И понятно почему: кому, как не Медведеву, знать, кто у него "сидит на хозяйстве" на местах и как данные люди привыкли расходовать трансферты из федерального бюджета, все ключевые должности на местах, разумеется, отданы на откуп "единороссам".

Лишь частично реализованы мероприятия Программы поддержки сельскохозяйственного машиностроения (пункт 15).

В связи с отсутствием необходимой нормативной правовой базы не реализуются дополнительные меры по импортозамещению в сельском хозяйстве (пункт 16). Именно по этой причине не внедряется разработанная минсельхозом система, при которой кредитная процентная ставка для сельхозпроизводителя будет составлять вполне "подъемные" 5% годовых. Проект плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию импортозамещению в сельском хозяйстве на 2016 - 2017 годы также застрял в бюрократических коридорах правительства.

Пунктом 33 плана предусмотрена поддержка разработки и продвижения российского программного обеспечения, для чего должен быть создан Российский фонд развития информационных технологий.

Фонд не создан, пункт плана не выполнен.

Пунктом 34 предусмотрено увеличение в 2016 году объёма государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым в целях проектного финансирования, обеспечения доступности кредитов для организаций реального сектора экономики при реализации инвестиционных проектов на основе проектного финансирования. Пункт плана не выполнен.

Пунктами 39 - 41 предусмотрено предоставление субсидий АО "Российский экспортный центр" на финансирование части затрат, связанных с регистрацией на внешних рынках интеллектуальной собственности российских производителей, с сертификацией продукции на внешних рынках и с продвижением высокотехнологичной и инновационной продукции на внешние рынки (срок реализации - апрель 2016 года). Пункты не выполнены. Пунктом 44 предусмотрено предоставление субсидий на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров. Пункт не выполнен.

Не выполнен пункт 62, предусматривающий оптимизацию загрузки энергетических мощностей за счёт повышения эффективности формирования и использования резерва сетевой мощности с учетом необходимости исключения рисков роста стоимости услуг по передаче электрической энергии для потребителей.

Перипетии вокруг пункта 103 напоминают некий детектив. Данный пункт предусматривает отказ от услуг повышенной комфортности для отдельных категорий федеральных государственных служащих посредством пересмотра нормативов обеспечения транспортными средствами и возмещения расходов на командировки. В целях реализации данного пункта предусматривается издание указов президента Российской Федерации. В мае 2016 года минтруд внёс в правительство 3 проекта соответствующих указов президента, после чего они были доработаны в аппарате правительства. Ознакомившись с доработками, минтруд направил в правительство и администрацию президента свое аргументированное мнение о невозможности поддержать проекты указов в предлагаемой редакции в части лишения высших руководителей самостоятельных структурных подразделений федеральных государственных органов права на служебную машину с закреплением. На этом пока поставлена точка.

Пунктом 1 плана предполагается внесение изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", какие должны содействовать оказанию господдержки малым и средним предприятиям легкой промышленности (срок реализации - апрель 2016 года). Пункт не выполнен.

Пунктом 3 предусмотрено направление целевых средств на финансирование расходов лизинговых компаний на обеспечение легкой промышленности оборудованием на основе финансового лизинга.

Пункт не выполнен.

Таким образом, предвыборные разговоры о всемерной поддержке развития реального сектора экономики остаются разговорами, переливанием из пустого в порожнее.

Под знаком ультрамонетаризма

Да и в целом результаты деятельности правительства не радуют: сказываются последствия того, что реализации им же самим разработанного антикризисного плана, как и других аналогичных программ, не наблюдается. Так из федерального бюджета на осуществление государственных программ Российской Федерации (открытая часть) израсходована сумма 5,3 трлн. рублей, или 64,8% показателя сводной росписи с изменениями, что на 4,7 процентных пункта ниже уровня исполнения бюджета за аналогичный промежуток времени 2015 года. На низком уровне исполнены расходы по госпрограммам: "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 - 2025 годы" - 0,2%, "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 года" - 26,1%, "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" - 26,7%, "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013 - 2020 годы" - 30,2%, "Социально-экономическое развитие Крымского федерального округа на промежуток времени до 2020 года" - 31%, "Развитие Северо-Кавказского федерального округа на промежуток времени до 2025 года" - 34,7%, "Развитие физической культуры и спорта" - 38,5%, "Космическая деятельность России на 2013 - 2020 годы" - 41,1%, "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013 - 2030 годы" - 44%, "Развитие авиационной промышленности на 2013 - 2025 годы" - 44,9%.

Со значительными сбоями и дефицитом происходит финансирование здравоохранения в системе федерального Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС). Так, на 1 октября 2016 года расходы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, составили 68 млрд. рублей (75% утвержденного годового объёма расходов). Субвенции бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации составили 1091 млрд. рублей, или 74,8% утвержденных бюджетных ассигнований.

Объём межбюджетных трансфертов на оплату медицинской помощи женщинам в промежуток времени беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни в рамках подпрограммы "Охрана здоровья матери и ребенка" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" составил 11,83 млрд. рублей, или 63,1% утвержденных бюджетных ассигнований.

Иные межбюджетные трансферты на осуществление единовременных выплат медицинским работникам в рамках подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" произведены в объеме 883,7 млн. рублей, или 27,6% утвержденных бюджетных ассигнований. В целом в январе - сентябре 2016 года расходы Фонда ОМС по разделу "Здравоохранение" были исполнены в сумме 1193,31 млрд. рублей, или 70,7% утвержденных бюджетных ассигнований.

Политика в области пенсионного обеспечения исходит из того, что бюджет ПФР (Пенсионного фонда) в 2016 году реализуется в условиях сохранения "моратория" на передачу страховых взносов на накопительную пенсию, индексации пенсии на 4% и исключения из индексации страховой пенсии работающих пенсионеров. Средний размер страховой пенсии по старости, включая фиксированную выплату, составил 13154,70 рубля, размер фиксированной выплаты - 4558,93 рубля. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2016 года составил 8646,96 рубля.

По состоянию на 1 июля 2016 года пенсии получают 42935,8 тыс. человек, из них страховые пенсии - 39358,7 тыс. человек. Численность работающих пенсионеров на указанную дату составила 10066,7 тыс. человек, из них получающих страховые пенсии - 9761,5 тыс. человек.

Сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на 1 сентября 2016 года составила 261,27 млрд. рублей и увеличилась с начала года на 69,65 млрд. рублей, или на 36,4%. И это также результат экономической политики правительства.

Макроэкономические параметры экономики России вызывают у экспертов много вопросов, а также удивление, что с такими результатами правительству удается столько лет находиться у власти.

Согласно оперативному докладу Счетной палаты РФ о ходе исполнения бюджетов внебюджетных фондов, консолидированных бюджетов регионов и "антикризисного плана" правительства России за январь - сентябрь 2016 года, по итогам года запланированный (весьма незначительный) годовой рост ВВП на уровне 100,7% вряд ли будет достигнут. По состоянию на сентябрь объём ВВП, по оценке минфина, составил лишь 60264,6 млрд. рублей, или 76,6% прогнозируемого годового результата (78673,0 млрд. рублей). И не случайно в уточненном прогнозе планы роста ВВП в 2016 году на 0,7% пересмотрены, и теперь ожидается падение на 0,6%.

Доходы федерального бюджета за девять месяцев текущего года составили 9293,1 млрд. рублей, или 67,6% целевого показателя (13738,5 млрд. рублей), расходы - 10865,2 млрд. рублей, или 67,5% законодательно установленного показателя (16098,7 млрд. рублей). Дефицит федерального бюджета составил 1572,0 млрд. рублей при утвержденном годовом дефиците в сумме 2360,2 млрд. рублей. Словом, прослеживается чёткая взаимосвязь: сокращение доходной части бюджета сопровождается таким же сокращением расходной части. Кстати, совсем не факт, что второе является следствием первого, а не наоборот. По убеждению ряда авторитетных экономистов, не очень-то угодных нынешнему правящему клану, называющему себя "либералами", например академика РАН С.Ю. Глазьева, именно стремление сократить расходы бюджета, сжать денежную массу ведет к "усыханию" экономики и, как следствие, к сокращению доходов бюджета.

Политику "ультрамонетаризма" обосновывают стремлением побороть инфляцию, которая якобы происходит только из-за избыточного предложения денег, в том числе из-за чрезмерных расходов бюджета. Между тем в аналитической записке, приложенной к докладу Счетной палаты РФ, сказано буквально следующее: "Анализ представленной информации свидетельствует о том, что законодательно установленные объёмы ВВП, доходов и расходов федерального бюджета последовательно уменьшались, при этом уровень инфляции и дефицит федерального бюджета увеличивались". Так установленный федеральными законами уровень инфляции в 2013 году составил 4,5%, в 2014м - 5,5%, в 2015м - 6,4%, в 2016м - 4,2%. Понятно, что реальная инфляция в разы выше, особенно памятен её всплеск после девальвации рубля, когда почти все цены выросли сразу в два-три раза, несмотря на все усилия "оптимизаторов" по сокращению расходной части бюджета. В результате жесткой монетарной политики властей общая картина упадка и нестабильности в экономике сохраняется. Реальные располагаемые денежные доходы населения в январе - сентябре 2016 года по сравнению с соответствующим промежутком времени 2015 года снизились на 5,3%, причем темпы такого снижения ускорились по сравнению с прошлым годом (в январе - сентябре 2015 года было снижение на 4,2%). В сфере занятости наблюдалось увеличение численности зарегистрированных безработных до 4289 тыс. человек (рост на 1,4%). Просроченная задолженность по заработной плате (кроме предприятий - субъектов малого предпринимательства) на 1 октября 2016 года составила 3658 млн. рублей, что на 86 млн. рублей больше по сравнению с 1 января 2016 года. При этом после значительного роста в начале текущего года задолженность снижалась пять месяцев подряд, но в сентябре вновь начала расти: с 1 сентября по 1 октября она возросла на 127 млн. рублей. Очевидно, что обострение данной проблемы связано со сдерживанием роста денежной массы: кризис неплатежей предприниматели перекладывают на наемных работников.

В общем объеме просроченной задолженности по заработной плате 48% приходится на обрабатывающие производства, 28% - на возведение, по 6% - на добычу полезных ископаемых и на сельское хозяйство, охоту и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки, 5% - на транспорт. Из общей суммы невыплаченной заработной платы на долги, образовавшиеся в 2015 году, приходится 929 млн. рублей (25,4%), в 2014 году и ранее - 574 млн. рублей (15,7%).

Продолжающееся снижение реальных располагаемых доходов населения оказывает негативное влияние на уровень потребительского спроса, снижение которого в сочетании с продолжающимся падением инвестиционного спроса негативно влияет на перспективы начала восстановительного роста экономики в текущем году, говорится в докладе Счетной палаты РФ. К сожалению, данный объемный и впечатляющий документ вряд ли когда-нибудь будет прочитан теми, кому он адресован: президентом Путиным и председателем правительства Дмитрием Медведевым. А это значит, что через год мы можем увидеть ещё более удручающий доклад аудиторов Счетной палаты.

Дьяченко Александр
По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля