Последние новости

Реклама

Лидер Воронежских коммунистов С.И. Рудаков об отношениях России и УкраиныРоль регионов в сближении России и Украины

Роль регионов в сближении России и Украины
Трагический распад СССР повлек за собой много тяжелых последствий. После того, как начался интегративный процесс в виде нового союзного государства России и Украины, Таможенного Союза, казалось, что самое позади, и теперь возрождение былых экономических и духовных связейпойдет семимильными шагами. Однако все оказалось гораздо сложнее…

Полтора года назад делегация ветеранов и депутатов Воронежской области ездила в г. Красноармейск Донецкой области, чтобы участвовать в торжествах по случаю 70-летия освобождения Красноармейска от немецко-фашистских захватчиков. Уже тогда наши украинские товарищи из КПУ и ветеранских организаций выражали большую тревогу по поводу националистических выходок правых экстремистов на Украине. Однако никто и подумать тогда не мог, что через несколько месяцев начнётся Майдан, который приведет к фашистским порядкам и войне на Донбассе. Уроки случившегося настолько глубоки, что требует всестороннего анализа, упреждающего развитие событий в самой России.

В данной статье мы коснемся одного аспекта в проблематике российско-украинских отношений, а именно роли приграничных регионов в отношениях России и Украины и роли так называемого гражданского общества в установлении мира и дружбы наших народов.

Приграничные регионы имеют бесценный опыт и официальной, и народной дипломатии, начиная с 90-х гг., - опыт, с которого началась новая интеграция после распада СССР. В 1997 г. В г. Воронеже при участии Министра Российской Федерации по делам национальностей Р.Г. Абдулатипова состоялась большая встреча общественности Луганской и Воронежской областей. Делегации обеих областей возглавили губернаторы И.М. Шабанов и А.Н. Ефремов. Заседание прошло в лучшем городском зале оперного театра. На встрече царил небывалый эмоциональный подъём - встречались братья, которым нечего делить, какие навеки связаны одной судьбой. Не одна газета писала в те годы, как пограничная линия прошла в огороде у той или иной семьи. Во многом именно такая народно-государственная дипломатия в приграничных регионах по границе всей России подтолкнула тогдашнее руководство страны пойти на создание некоего Союзного государства с Белоруссией, освященное патриархом Алексием II.

В этом историческом деле громадную роль сыграли разные общественные организации, в том числе возникшие специально для укрепления дружбы народов. Особо следует отметить Ассамблею народов Российской Федерации, которую возглавлял сам Абдулатипов Р.Г., и воронежскую организацию «Чувство семьи единой» во главе с ректором воронежского государственного аграрного университета Шевченко В.Н. На базе этих организаций с помощью депутатов областной Думы и администрации Воронежской области мы провели большую научно-практическую конференцию, посвященную путям сближения России и Украины с участием видных учёных и общественных деятелей России и Украины.

Казалось, интегративный процесс стал необратимым на территории бывшего Союза. С избранием нового Президента РФ интеграция приобрела форму Таможенного Союза, а между Россией и Белоруссией стала обсуждаться идея, как на практике реализовать объединение двух народов. Россия предложила Белоруссии войти в состав РФ в качестве отдельного субъекта федерации. Естественно идея не получила поддержки. Однако Белоруссия активно содействовала Таможенному Союзу. На рубеже 90-х – нулевых годов общество с большим оптимизмом смотрело на возможности быстрого возрождения прежних союзных связей. Надо сказать, данные надежды не были беспочвенны. В самой России прекратилась война в Чечне, укрепилось государственное единство всех субъектов федерации. Однако жизнь оказалась неизмеримо сложнее…

Начиная с нулевых годов российское государство взяло курс на создание новой гражданской нации (не этнической) «мы – россияне». Сепаратизм, начавшийся парадом суверенитетов в первые 90-е годы и оформлявшийся соответствующими декларациями, получил новый импульс в идее укрепления и углубления российской государственности. Руководители РФ стали говорить о перспективах возрождения Союза в таком ключе, что, мол, те, кто не жалеет о Союзе, те не имеют сердца, а те, кто желают его возрождения, не имеет головы.

Идея новой российской государственности и новой, гражданской российской нации, заложила мину замедленного действия в межнациональные отношения и в России, и на территории бывшего Союза. Она отсекала всех русских, живших в других союзных республиках, от России. Как результат, возникло необоснованно жестокое и бюрократическое миграционное законодательство, от которого криком кричали вынужденные русские переселенцы.

Пожалуй, единственным рычагом, способным сдержать данный негативный процесс, мог бы быть региональный гражданский процесс, влияние регионов на процессы, протекавшие в приграничных областях и государствах - некогда братских республиках Союза. Однако он был законсервирован. Роль регионов резко уменьшилась в нулевые годы. Безбрежный региональный сепаратизм в начале 90-х гг. породил войну в Чечне. Жесткое усиление централизма в нулевые годы привело к другой уродливой и болезненной крайности - зажатости регионов, при которой центр, проводя свою линию, стал отрываться от регионов.

О справедливости этой мысли говорит и крымская эйфория, охватившая все российское общество после проведенного референдума в Крыму, и поддержка его Россией. Воля крымчан соответствовала воле всех россиян, а фактически ещё той воле, которую зафиксировал союзный референдум. Массовые митинги, встречи, собрания, проводившиеся в тот промежуток времени в Воронежской области, демонстрировали полную поддержку интеграции Крыма с Россией. Все ждали продолжения данного процесса на Донбассе… Однако вместо повторения крымского сценария началась война. Естественно, никто не спросил мнения приграничных регионов о том, как поступать российской Федерации в такой ситуации.

Донбасское кровопролитие смешалось с крымской победой. И чем дольше продолжается это смешение, тем больше теряются рядовые граждане - в чем смысл происходящих процессов, и почему в одном случае мы имеем народную эйфорию, а в другом - кровь и гибель людей.

Нам думается, случившееся на Донбассе является следствием концепции «новой гражданской российской нации», навязываемой в стране. Следствием этого стало широко распространяемое убеждение, об объединении русского мира. Поэтому делается вывод, что раз Крым русский - проблем с воссоединением нет; Донбасс же, хотя и русскоговорящий, однако далеко не русский, должен сам определяться со своей судьбой. Эта ложная концепция, покоящаяся в том числе, на игнорировании интересов приграничных регионов, питает двойственность и непоследовательность федеральных органов власти в отношении к Донбассу. Социально-классовый процесс интеграции народов бывшего Советского Союза, имеющий характер скрытого возрождения Союза, в данном случае подменяется национально-этническим процессом. Подобное смешение ведет к путанице в практической политике и трагическим последствиям.

На самом деле, идея «новой гражданской нации» в РФ насквозь либеральная и поэтому оранжевая. Она базируется на идее российского капитализма, который по-американски призван стереть все этнические различия и сделать всех россиян равными перед законом гражданами. Кто знает практику межнациональных отношений, понимает иллюзорность такого подхода. Мало того, что он искусственно стушевывает этнические различия народов России, - он к тому же искусственно противопоставляет народ России и Украины, Белоруссии, Казахстана и т.д., хотя ещё недавно мы говорили о едином советском народе.

Но дело даже не в идеях и концепциях. Люди живут не концепциями в первую очередь, а реальной жизнью. Вот тут-то и важен голос регионов - что делать на Донбассе, и почему Украина дожила до фашизма. Важнейшие решения по Донбассу фактически принимаются без совета с народом и регионами. Прежде всего, имеется в виду проблема признания регионов Донбасса как юридически самостоятельных республик. Я абсолютно убежден, что если бы спросить у населения приграничных регионов их мнение относительно судьбы юго-восточной Украины, они поддержали бы самые решительные действия по защите интересов жителей Донбасса и прилегающих областей. Многие общественные организации Воронежской области выступили с активной поддержкой Луганской и Донецкой Республик. Ветеранские организации, включая новое движение «Детей военного времени», организации офицеров запаса, учёные РУСО (учёные социалистической ориентации), не говоря уже о структурах КПРФ и комсомола, - все активно поддержали идею признания самостоятельности республик Новороссии. В связи с этим общественность недоумевала, почему наступление ополченцев остановилось в Мариуполе, почему стали тасоваться кадры в самом ополчении.

Идея признания Луганской и Донецкой областей вовсе не означает, что мы готовы поддерживать и стимулировать сепаратизм на Украине. Однако в нынешних условиях, когда там господствуют прозападные и профашистские силы, поддержка Новороссии означает борьбу с украинским национализмом.

На наш взгляд, точка зрения широких слоев населения приграничных регионов на перспективы российско-украинских отношений и на судьбу юго-востока Украины противоположна точке зрения украинского и российского капитала. Последние устраивали финансово-газовые разборки между собой, подогревая и без того быстро цветущий национализм. Так мы дожили до газопровода Северный поток, как будто Германия ближе России, чем Украина. А разве кто-то спрашивал мнение региона, граничащего с Луганской областью, строить или не строить данный самый Северный поток? Преследуя свои финансовые интересы, капитал интенсивно использовал такое идеологическое прикрытие, как национализм. Это касается в равной степени и российской, и украинской стороны. В итоге значительная часть населения в обоих государствах оказалась захвачена националистической волной. Родственники, живущие один в Киеве, другой в Воронеже, перестали понимать друг друга. Шовинистический угар прикрыл реальные экономические и политические противоречия в обоих государствах.

Воронежский регион, от государственных структур до всех общественных образований, активно включился в работу по оказанию гуманитарной помощи населению Донбасса. Только воронежский обком КПРФ за полгода 2014 г. собрал больше 10 тонн разнообразного груза и денег более 1,5 млн. руб. Однако гуманитарная помощь при всей её важности не решает коренные проблемы - остановить кровопролитие в городах и селах Донбасса и остановить фашизм на Украине.

Общественность приграничных регионов крайне озабочена развитием событий на Украине. Все больше звучит мнение о том, что Россия может повторить судьбу Украины, если не последуют необходимые перемены социально-экономического курса внутри страны, и если федеральный центр не прислушается к мнению регионов о судьбе и перспективах российско-украинских отношений.

К сожалению, чем дальше от региона мы двигаемся в сторону столиц, тем больше слабеет голос общественных организаций. Так, например, Ассамблея народов РФ на федеральном уровне фактически поддерживает проводимую в стране межнациональную политику, которая во многом и довела до войны в Донбассе.

Осознание того факта, что события на Украине не есть только дело украинцев, а есть следствие распада Советского Союза, обусловленное продолжающейся либеральной политикой и в России, и на Украине. А потому мы имеем свою, значительную, долю ответственности за происходящие события Приграничные регионы России и Украины, прошедшие историческую школу «красного пояса» в 90-у гг., вполне осознают данную ответственность. Они пытаются в рамках «суверенной демократии» взывать к центру, подчеркивая необходимость учета мнений регионов, однако их по-прежнему не слышат.

В этих условиях решающее слово должна сказать общественность. На митингах, собраниях, конференциях, заседаниях общественных советов. Однако государство пытается через общефедеральные СМИ навязать стереотип национального согласия, единства нации, монолитности народа. Такая политика устраивает именно олигархические слои, какие успевают нажиться даже на войне в Донбассе. С этой тенденцией не согласны те региональные общественные организации, какие пытаются извлечь уроки из украинских событий. На Украине даже КПУ увлеклась компромиссами с политикой Януковича до такой степени, что стала терять свое влияние как главной оппозиционной силы и уступать место профашистским силам.

Воронежский обком КПРФ ещё до решения ЦК заявил о признании Луганской и Донецкой Республик и обратился ко всем органам власти с требованием занять ту же позицию. Фракция КПРФ в воронежской облДуме озвучила мнение коммунистов области по ситуации на Донбассе. К сожалению, федеральные органы власти застряли в свое половинчатости, двойственности и непоследовательности. Заявляя об уважении референдума и выборов в Донецке и Луганске, федеральные органы не осмеливаются открыто заявить о признании суверенитета Новороссии. Тем самым, мы продолжаем плестись в хвосте прозападной политики, имея ложные стратегические цели в виде создания гражданской российской нации.

Приграничным регионам ещё предстоит сказать свое веское слово. Смута в новейших российских условиях ещё не закончилась.

Региональный парламент: Факты. События. Комментарии, №12, декабрь 2014 г .

По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля