Последние новости

Реклама

«Автономка» во льдах

Подвиг советской подлодки и нашего земляка

У туристов, посещающих «С — 56» — героическую подводную лодку, ставшую в 1975 году музеем во владивостокской бухте Золотой Рог, есть традиция: потереть нос бронзового бюста Сергея Пастухова, военного комиссара другой героической подлодки «Щ — 117». На счастье. Сергей Иванович — наш земляк, много лет проживший в Крыму, служивший на Черноморском флоте, а «Щ — 117» — первая в мире подлодка, больше месяца пробывшая в автономном плавании, да ещё во льдах.

От моториста до военкома

Сергей Пастухов родился 8 ок- тября 1904 года в многодетной семье Ларисы Фроловны и Ивана Егоровича из деревни Шешма в Татарстане. В революционном 1917-м семья перебралась на Кубань. 13-летний паренёк работал в кузнице, потом окончил школу фабрично-заводского ученичества, а осенью 1926-го призван в Военно-Морские Силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Окончил школу подводного плавания в Ленинграде и служил в Севастополе мотористом на подводных лодках «Политработник» («А — 4») и «Якобинец» («Д — 6»). В Севастополе встретил и любовь — учительницу Ольгу Полинскую. Затем старшину-подводника вновь направили в Ленинград — на курсы политруков. Вернувшись в Севастополь, служил на крейсере «Красный Кавказ», а в 1933-м переведён на службу в Морские силы Дальнего Востока (с 1935 года — Тихоокеанский флот). В ноябре 1935-го Сергей Пастухов, инструктор политотдела бригады подлодок ТОФ, назначен военным комиссаром подводной лодки «Щ — 117».


Сергей Пастухов, 1936 год.

«Среди наших политработников он был, пожалуй, самым опытным подводником, начинавшим службу на лодках краснофлотцем-мотористом, — вспоминал бывший командир бригады подлодок Тихоокеанского флота Георгий Холостяков. — Когда я сообщил, что есть намерение перевести его комиссаром к Николаю Египко (командир «Щ — 117»), Сергей Иванович ответил коротко: «Назначение сочту почётным, ответственность сознаю». О том, что ему уже не получится поступить в том году в военно-политическую академию, как собирался, не стал и упоминать». Через два месяца подлодка вышла в океан, чтобы доказать: рекорды, подобные тому, что совершил под землёй шахтёр Алексей Стаханов, возможны и под водой.

Подводные стахановцы

11 января 1936 года. Шторм, 10-балльный ветер, 25-градусный мороз. «Щ — 117» по пробитому во льду фарватеру вышла из бухты. Затем почти 10 миль (более 18 километров) — подо льдом. Первый подлёдный «нырок», с точно рассчитанным штурманом Михаилом Котуховым курсом и местом всплытия. 36 подводников получили боевой приказ наркома обороны Климента Ворошилова: продержаться вдали от берега в надводном и подводном положении как можно дольше. До этого срок автономного плавания для подлодок не превышал 15 суток, а для «щук» — 20 суток. «Щ — 117» пробыла 40 (960 часов, из них под водой — 340 часов 35 минут), пройдя более 3 тыс. миль, под водой — 315 (почти 5560 и 583 километра соответственно). Это не единственные рекорды экипажа. Для пополнения запасов сжатого воздуха надо было регулярно всплывать, однако подводники смогли на ходу почти сутки продержаться без него, как вспоминал комиссар Сергей Пастухов, на «голодном» воздушном пайке, который не помешал «каждому уверенно нести службу». Испробовали впервые и погружение на максимальную глубину — для «Щ — 117» она была 90 метров, однако, по данным глубиномера, нос лодки опустился даже на 100. Постоянно проводили учения, впрочем, и без них испытаний хватало.

На сильном морозе в надвод-ном положении лодка покрывалась льдом до 70 сантиметров — все свободные от вахты выходили его скалывать. Причём в ночное время. Как вспоминал почти не покидавший мостик командир Николай Египко, «сдвинули распорядок дня на 12 часов. Отдыхали днём под водой и вели наблюдения в перископ, а в ночное время несли дозорную службу в надводном положении». В одну из ночей порыв ветра оторвал лист надстройки и повредил лаз кормовой цистерны. Погружение стало невозможным. Всю ночь при температуре минус 25 в шторм боцман П. Шаронов и командир отделения рулевых А. Пекарский устраняли повреждение. В сильнейший шторм и мороз довелось бороться с неисправностью (возможностью срыва якоря) и матросам П. Петрову, Н. Смирнову и В. Манышкину.


Во время стахановского похода, январь 1936 г. Слева направо:
П. Петров, М. Котухов, А. Пекарский, П. Шаронов, М. Дозморов.

«Несмотря на трудности, никто не унывал, — вспоминал Сергей Пастухов. — Жизнь шла по уставному порядку. Ежедневно проводились политинформации, выпускались боевые листки, сатирический «Подвод- ный крокодил» (редактор А. Пекарский), радиогазета. В свободное время сражались любители шахмат, обсуждали прочитанные книги, играл самодеятельный джаз-оркестр. Кок Н. Ро- мановский радовал экипаж вкусными и разнообразными блюдами, хотя, чтобы приготовить еду в условиях шторма, ему приходилось привязывать себя к плите». Да и наш земляк Сергей Пастухов своим примером воодушевлял экипаж. Как вспоминал командир подлодки, когда заболел командир БЧ — 2-3 Дмитрий Горбиков, вахтенным командиром вместо него тут же заступил военком. Та вахта у Сергея Ивановича длилась с полуночи до четырёх утра.

Когда «Щ — 117» пробыла в море 20 суток, к экипажу на гидросамолёте прилетал комбриг Георгий Холостяков. Через месяц после начала «автономки» подводники получили радиограмму командующего флотом Михаила Викторова: «Отважным подводникам-стахановцам — Ура!». Они просили продлить «автономку» ещё на 5 суток: чувствовали — справятся. Однако поступил приказ: вернуться. 20 февраля, через 40 суток похода, «Щ — 117» пришла во владивостокскую бухту Золотой Рог. С каким волнением все данные казавшиеся бесконечными 960 часов их ждали родные, друзья. С какой радостью встречали. Потом был апрель 1936-го, Москва. Председатель Всероссийского ЦИК Михаил Калинин вручал экипажу награды. Николай Египко и Сергей Пастухов награждены орденами Красной Звезды, В. Воробьёв, Г. Горский, М. Котухов, А. Армантсов, В. Кондрашов, А. Пан- кратов, А. Карпов, М. Дозморов, Н. Сиваков, Н. Романовский, Н. Тропин, В. Кононов, М. Лавриненко, А. Бебеев, Г. Константинов, В. Манышкин, С. Кружалов, П. Шаронов, М. Коршунов, Д. Гор- биков, И. Столяров, И. Ракитин, Н. Смирнов, В. Тимофеев, В. Пос- пелов, К. Курыло, П. Петров, В. Ла- пун, А. Лебедев, П. Божко, В. Фе- дулов, А. Пекарский, Н. Чибисков, С. Киреев — орденами «Знак Почёта». До Великой Отечественной орденоносцы вообще были редкостью, а «Щ — 117» стала первым в истории флота полностью орденоносным экипажем.

С флотом не расстался

Нашего земляка Сергея Пастухова из «автономки» ждали жена Ольга Михайловна, 5-летний сын Вадим и 2-летняя дочь Лида.

- Как папа вернулся из этого похода — не помню, — смеётся известный крымский филолог Лидия Пастухова. — А вот его возвращение из Москвы, где экипажу вручали награды, детская память сохранила. Мама всё говорила: «Скоро папа приедет». Вот открывается дверь, входит мужчина в форме. Мама, брат Вадик радуются, а я, запрокинув голову, просто смотрю на него. Никаких эмоций. И вдруг он протягивает мне большую коробку, а там... кукла с закрывающимися ресничками. Больше для меня в тот миг никого вокруг не существовало... Куклу потом хранила много-много лет.

В годы Великой Отечественной начальник политотдела бригады подлодок, позже — бригады траления Черноморского флота Сергей Пастухов награждён орденом Отечественной войны I степени и ещё одной Красной Звездой. Потом появились и другие награды.

- В 1943 году, когда стало понятно, что Япония пока не будет вступать в войну с СССР, экипажи подлодок с Тихого океана перебросили на Черноморский флот, тогда база была в Поти, — рассказывает дочь военкома. — Конечно, отец уехал один: мы с мамой остались во Владивостоке.

Но сердцем Ольга Михайловна стремилась туда, где любимый муж, где готовится освобождение её родного Севастополя, Крыма. И, взяв детей, вместе с одним из экипажей уехала в Поти. В Грузии семья военкома встретила и 9 мая 1945-го. В памяти Лидии Сергеевны навсегда остался счастливый миг, когда она, первой услышав слова Юрия Левитана, на рассвете разбудила весь дом звонким ликующим возгласом: «Победа, люди! Люди, победа!». Потом они вернулись в Севастополь, где уже год служил Сергей Пастухов.

Через три года по состоянию здоровья наш земляк вышел в отставку. Однако связь с флотом не прервал: на общественных началах сотрудничал со всеми музеями ВМФ СССР. Возвращал из небытия имена героев-военморов, помогал в поиске однополчан, неоднократно публиковался в «Крымской правде», собирал воспоминания, экспонаты для музеев — в экспозицию музея «С — 56» направлено с помощью Сергея Пастухова немало вещей. И бюст его в одном из отсеков установлен по праву. С болью воспринял Сергей Пастухов весть о том, что его родная «Щ — 117» (после войны переименованная в «С — 117») во время учений в Тихом океане в декабре 1952 года пропала без вести вместе с 52 членами экипажа. Самого военкома подлодки-рекордсмена не стало 6 апреля 1979 года. А снимок того бронзового бюста, чей нос на удачу потирают туристы во Владивостоке, хранит между других семейных фотографий дочь подводника.

Наталья ПУПКОВА.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 23 октября 2013 | Разделы: События
23 октября 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля