Последние новости

Реклама

19 декабря в кластере «Ломоносов» технологической долины Москвы состоялся международный форум цифровых технологий в сфере транспорта и логистики «Цифровая транспортация-2023». Заместитель генерального директора РЖД Евгений Чаркин посетил открытую студию «Радио «Комсомольская правда»», где сообщил о развитии цифровых сервисов в самой большой компании страны, пишет издание «Комсомольская Правда».

ВСЕ БИЛЕТЫ ОБРАБАТЫВАЮТСЯ ЧЕРЕЗ ЦИФРОВУЮ ПЛАТФОРМУ

- Евгений Игоревич, какая часть железнодорожных билетов сейчас продается удаленно в интернете напрямую компанией РЖД или через сторонние тревел-платформы?

- Если подходить к вопросу формально, то в среднем 76% билетов продается в электронном виде, а в пиковое время, для примера, в декабре, данный показатель достигает 80%. При этом если обратиться к устройству касс, через которые продаются вроде как нецифровые билеты, то в основе работы касс стоит такая же цифровая платформа. По этой причине, приобретая билет онлайн или офлайн, наш уважаемый пассажир обращается, практически, разными способами к одной информационной базе. Пассажир просто выбирает удобный именно для него способ взаимодействия с этой базой. Кстати, через наши кассы, как и через онлайн-сервисы, можно приобрести билеты на составной маршрут с поездкой на разных видах транспорта.

- Говорит ли это что обычных касс со временем будет меньше?

- Мы видим однозначный тренд: растет доля билетов, приобретаемых через электронные сервисы. Очевидно, она будет и дальше расти, что поставит вопрос об оптимизации количества касс. Но к этому мы подходим очень деликатно. Есть люди, привыкшие покупать билет только в кассе. Им важно прийти и пообщаться с кассиром. Мы с уважением относимся к тому, что для многих людей важен не только факт приобретения билета, но и связанное с этим общение с живым человеком. Механизмы живого общения РЖД с клиентами мы обязательно сохраним.

- И у вас есть возможность получить обратную связь от людей, которые работают «на земле».

- Конечно. Мы уделяем большое внимание обратной связи. У нас выстроен механизм работы электронных приемных, начиная с генерального директора нашей компании Олега Валентиновича Белозёрова, который каждый день отслеживает обращения к нему граждан и дает управляющее влияние по цепочке принятия решений. Мы всё время отслеживаем обратную связь на уровне руководителей. Для нас это принципиально важный момент.

РАЗВИТИЕ МУЛЬТИМОДАЛЬНОСТИ

- Как нередко путешественники пользуются возможностью создания бесшовных маршрутов? Есть ли планы по развитию этого сервиса?

- Бесшовность и, в общем, комплексная услуга – это основные тренды развития современного транспорта, вместе с тем и с точки зрения взаимодействия с пассажирами, и с точки зрения взаимодействия с грузоотправителями. По этой причине мультимодальность – та функция, которую мы развиваем массово в наших цифровых каналах продаж. Для пассажиров – это поездка несколькими видами транспорта, получение дополнительных услуг, среди них туризм. На нашем туристическом портале уже более 110 тысяч туристических объектов. Это отели, экскурсии, туры, билеты на культурные мероприятия, путевки в санатории – весь набор впечатлений для пассажиров.

Бесшовность – то, что требуется сейчас и грузоотправителям. Сейчас мы реализуем пилотный проект по интеграции государственной информационной системы электронных перевозочных документов с нашей собственной. Для клиента это означает формирование целиком бесшовной перевозки груза различными видами транспорта. Между дополнительных возможностей для бизнеса – такие сервисы, как факторинг, лоты вагонов, лоты грузов, спотовые расчеты на электронной торговой площадке. У нас работает собственный маркетплейс «РЖД Маркет». К нему подключены уже более двух тысяч участников рынка – продавцов и потребителей различных товаров и услуг, которых инфраструктура РЖД соединяет между собой.

БЕСПИЛОТНАЯ «ЛАСТОЧКА»

- Какие цифровые сервисы вы ещё развиваете в РЖД?

- Мы активно развиваем сервисы, основанные на современных цифровых технологиях.

Виртуальная сцепка – это очень эффективная технология, которая позволяет при помощи радиоканала вести в сокращенном интервале между собой два грузовых поезда. Сейчас каждый десятый поезд на Транссибе ведётся при помощи технологии виртуальной сцепки. За счёт этого мы имеем возможность сокращать интервалы движения поездов и наращивать пропускную и провозную способность железных дорог.

Искусственный интеллект. В РЖД сейчас более 50 проектов и инициатив в той или иной степени проработки со всем набором технологий искусственного интеллекта. Все слышали про нашу беспилотную «Ласточку» с технологией компьютерного зрения, которую мы испытываем на Московском центральном кольце. Техническое зрение распознает не только фигуру человека, но и позы, знаки, которые он посылает, и исходя из этого принимает нужные решения – притормозить или прибавить ход. Большие перспективы и у технологии принятия решений на основе ИИ, в первую очередь, с точки зрения моделирования перевозочного процесса.

Недавно мы завели такое правило – проверять все новые проекты, которые мы реализуем в рамках программы цифровизации, на возможность внедрения в них элементов искусственного интеллекта. Очевидно, что это мы делаем не ради забавы, и не потому, что это сейчас «в тренде». У применения технологий искусственного интеллекта и вправду очень высокий потенциал для экономики железнодорожного транспорта.

В частности, мы реализовали проект по интеллектуальному коммерческому осмотру вагонов на 39 наших пунктах. Пилотный этап этого проекта вдвое окупил затраты на его реализацию.

К искусственному интеллекту относятся и интеллектуальные программные роботы, речевые сервисы. Сейчас порядка 50% обращений наших клиентов, кроме того, сотрудников – пользователей систем, обрабатываются не человеком, а роботом и речевыми сервисами, которые в 3 – 5 раз сократили время обработки обращений.

Кратко и о иных технологиях. В РЖД широко применяется технология блокчейн. Везде, где есть вопрос формирования доверенной среды при взаимодействии с нашими клиентами в области использования смарт-контрактов – будь то вагонное хозяйство, инфраструктура, логистика, локомотивный комплекс – эта технология незаменима. Блокчейн позволяет следить за жизненным циклом процесса на любой стадии, что усиливает фактор доверия.

Интернет вещей. У нас огромная инфраструктура, несколько десятков объектов на мониторинге. От того, насколько мы эффективно собираем информацию снизу, без участия человека, своевременно, с должным качеством, зависит во многом эффект нашей цифровизации. С каждым годом все большее количество объектов будет оснащаться датчиками. Это поможет нам делать качественную предиктивную аналитику, а значит – делать ремонт не по плану, а по факту износа.

Дальше данную информацию требуется как-то передавать. Либо по проводам, либо при помощи современных беспроводных технологий. И здесь мы реализуем масштабную программу развития технологий LTE. Недавно модернизировали и совместно с партнерами Tele2 и «Ростелеком» развернули вдоль магистрали «Москва-Санкт-Петербург» технологическую сеть стандарта LTE450. Проект получил недавно награду как крупнейшая производственная сеть LTE в стране. Мы активно работаем и над внедрением технологий передачи данных 4G и 5G.

Прорабатывая и внедряя новые технологии, РЖД плотно взаимодействуют с производителями отечественного оборудования. Мы формулируем требования, чтобы партнеры понимали, какая именно технология нам необходима. Также мы организовали полигон, на котором они имеют возможность тестировать свое оборудование. Там всё время работают от 6 до 11 российских производителей. Польза от такого сотрудничества очевидна: коллеги начинают лучше понимать и особенности железнодорожной инфраструктуры, и то, насколько ей соответствуют произведенные новинки, а мы получаем возможность закупать безопасное и качественное оборудование, гарантированно работающее в наших условиях.

АДЕПТЫ ИЗМЕНЕНИЙ

- Насколько велика роль цифровых сервисов в грузовых перевозках?

- Она ещё выше, чем во взаимодействии с пассажирами. Порядка 90% наших клиентов в грузовых перевозках взаимодействуют с нами целиком без бумаги. У грузоотправителей есть возможность сделать и оплатить заказ, проверить доставку груза и получить отчетные документы со своего гаджета, не заходя в офисы РЖД. То есть, уже внедрен целый набор сервисов, который всё время дополняется новыми возможностями. Внедрение электронного документооборота для нас стало критически важным. На его основе мы выстраиваем всю цепочку дополнительных сервисов для наших грузоотправителей.

- Насколько существенный экономический эффект продолжает получать компания от того, что вы активно развиваете цифровые сервисы?

- Общий эффект от цифровизации – порядка 180 миллиардов рублей, которые мы рассматриваем на горизонте реализации Стратегии цифровой трансформации ОАО «РЖД» вплоть до 2030 года. Есть определенный цикл получения эффекта. Сначала технология разрабатывается, потом внедряется, масштабируется на всю сеть. И потом уже мы начинаем получать эффект, надеюсь, на долгие годы.

- Где берете специалистов для цифровой трансформации компании?

- Мы не очень любим переманивать кадры. Это не самая выигрышная стратегия, потому как надобность в «цифровых» специалистах таким образом не закрыть. К тому же, у нас есть своя отраслевая специфика. С одной стороны, нам необходимы люди, которые знают, как работает «цифра», как внедряются цифровые технологии. С другой стороны, они должны понимать специфику производственных и бизнес-процессов железнодорожной отрасли.

Мы предпочитаем растить, обучать и, когда требуется, переобучать кадры. По той причине, что сейчас у нас нет времени на раскачку, на тотальное переобучение, мы смотрим в сторону наших отраслевых вузов, среди которых действуют программы обучения по ключевым цифровым направлениям. Также мы работаем со всеми ведущими техническими вузами страны. Выстроено плотное взаимодействие по совместным программам обучения и с научно-техническим центром «Сириус», студенты которого проходят практику в нашем центре разработок, который находится, что называется, через дорогу от университета «Сириус». Благодаря такому подходу рассчитываем, что талантливые молодые люди потом прибудут работать в РЖД.

Мы, разумеется, думаем и что дети, которые сейчас учатся в школе, вырастут. По этой причине уделяем внимание детским программам обучения и активно работаем со школьниками в наших Кванториумах – у нас их шесть по России.

Большое внимание уделяем переобучению и повышению квалификации наших коллег. Ежегодно порядка 10 тысяч сотрудников проходят обучение, которое касается цифровых компетенций. В частности, у нас есть специализированная программа «Лидеры цифровой трансформации», которую уже прошли более 700 человек. Это те лидеры изменений, которые имеют возможность транслировать цифровые преобразования на все структурные подразделения РЖД.

«Российские железные дороги» – один из крупнейших работодателей в стране. И от того, насколько «цифровая» культура войдет в повседневную жизнь, во многом зависит и темп цифровизации, и эффективность работы всего железнодорожного транспорта.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля