Последние новости

Реклама

На днях курьер принес мне не мой заказ. И при этом двух слов внятно не мог связать по-русски. Такие ситуации, безусловно, раздражают, пишет издание «Комсомольская Правда».

Языковые трудности из разряда «Моя твоя не понимай» - это ещё цветочки. По статистике МВД, за последние три года преступность между мигрантов возросла на 25%. А только за 2022 год, по данным Генпрокуратуры, на 10%.

Как с этой бедой бороться будем? Ряд депутатов Госдумы и региональных чиновников предлагают известный рецепт: метлой отсюда гнать этих мигрантов! Правда, не совсем отовсюду, а прежде всего из определенных «чувствительных социальных сфер» типа общественного транспорта. Окажет помощь ли?

ВОН ИЗ-ЗА БАРАНКИ!

Новое поветрие захватило наших чиновников буквально неделю-две назад. Регионы один за другим стали принимать законы и постановления, по которым вводятся запреты на работу для приезжих из иных государств, - в общепите, торговле, на транспорте (см. «Справку «КП»).

Мотивировки во всех региональных законах примерно одинаковы: надо обеспечить безопасность и преимущество в трудоустройстве для граждан России. Местные запреты для мигрантов нередко появлялись после каких-то нашумевших инцидентов. К примеру, в Якутии — после конфликтных ситуаций местных и киргизов, которые начались с изнасилования гастарбайтером местной жительницы. Дошло до митингов протеста против «понаехавших».

А в Калуге резонанс вызвало посещение губернатором местного миграционного центра. Там глава области Владимир Шапша честно пытался пообщаться с его клиентами, но потерпел неудачу: обладатели сертификатов о знании русского языка (необходимых для работы в России) ни бельмеса не понимали по-русски…

ХВАТИТ ПЯТИ ПРОЦЕНТОВ

«Что-то с этим сделать» желают не только на местах, но и в Государственной Думе. В октябре группа депутатов внесла проект закона с поправками в закон о правовом положении иностранцев в РФ. Рассмотреть его предполагается в декабре. Предлагается уже на федеральном уровне ввести полный запрет на работу мигрантов в сферах, где, как говорится в пояснительной записке, «неквалифицированный труд иностранных работников может нанести больше вреда, чем пользы». Это:

- оказание медицинских услуг в учреждениях и организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения,

- школьное образование (начальное общее, первоочередное общее, среднее общее),

- розничная торговля лекарственными средствами,

- легковое такси и перевозки автомобильным грузовым транспортом («где особо отмечается рост дорожно-транспортных происшествий с участием мигрантов, в том числе со смертельными исходами» - из пояснительной записки).

Это не все. В остальных сферах парламентарии желали бы ограничить допустимую долю иностранных работников: максимум 5% от общей численности занятых по каждому виду экономической деятельности. Ибо «фиксируется рост негативного отношения российских граждан к росту числа неквалифицированных иностранных работников, которое связано с активным привлечением в Россию дополнительных трудовых ресурсов».

Общий пафос понятен: неграмотные мигранты, которые ещё и беспорядки порой учиняют, многим неё нравятся. Да и по мелочам раздражают - хотя бы в силу нежелания вести себя в другой стране так, как там принято. А уж когда появляются целые анклавы, где не действует ни русский язык, ни обычные порядки… Тем не менее следующие запреты вызывают ряд вопросов. Но - по порядку. И начнем с вопросов экономических.

МИГРАНТЫ ОБХОДЯТСЯ ДОРОЖЕ РУССКИХ?

Авторы думского проекта закона приводят в пояснительной записке интересный аргумент: на в этот день «дешевые таджики» - это миф.

«Начиная с 2020 года был отмечен рост доходов трудовых мигрантов примерно в 1,5 раза (средняя сумма их ежемесячных переводов в родные страны составила 48 000 рублей). Причём, согласно данным Росстата, медианная среднемесячная зарплата в том же году была оценена в 32 422 рубля. Эти данные позволяют сделать вывод что во многих сегментах российской экономики гастарбайтеры стали зарабатывать не меньше граждан России», - говорится в документе.

Вывод: выгоды от труда мигрантов для российской экономики уже никакой, лучше больше рабочих мест оставить россиянам.

Но тогда какой смысл работодателям нанимать более дорогих таджиков и киргизов, если россияне обойдутся дешевле? Логика подсказывает, что тогда и никакие новые законопроекты не необходимы, а вопрос решится сам собой

"Не решится вопрос. Потому что этот расчёт со сравнением доходов мигрантов и россиян некорректный. Он не учитывает количество отработанных часов. Мнимое преимущество по зарплате у приезжих работников сформировано исключительно переработками", парирует профессор Финансового университета Александр Сафонов. "В большинстве случаев работодатели не соблюдают в отношении мигрантов требование законодательства по восьмичасовому рабочему дню. «Гости» из Средней Азии обычно работают у нас вахтовым методом по 12 -14 часов в сутки. Естественно, у них заработок получается больше, чем в той же профессии за 8-часовой рабочий день. И работают они нередко в таких условиях, на которые не очень соглашаются россияне. Взять те же стройки..."

А в чем выгода для работодателей?

"В большинстве случаев за них надо платить меньше взносов в Социальный фонд. У них нет оплачиваемых отпусков", перечисляет Сафонов. "Да и об их безопасности работодатели обычно не так заботятся, как если речь идёт о россиянах. И этот список можно продолжить…"

РОССИЯНЕ, АУ!

А теперь давайте от мыслей депутатов окончательно вернемся к действительности. И вооружимся цифрами.

По информации hh.ru, спрос на водителей за девять месяцев этого года вырос более чем на 40% в сравнении с теми же месяцами прошлогодними. А число желающих трудоустроиться сократилось на 17%. В итоге в некоторых городах дефицит водителей общественного транспорта уже достиг 30%, а, для примера, в Ростове-на-Дону — 50%. При том, что зарплаты предлагаются очень приличные для регионов, - чуть ли не до 80-100 тыс. рублей (правда, обычно не уточняется, сколько часов в день надо пахать за эти деньги).

То же — и с водителями большегрузов. Там, по данным superjob.ru, и на 150 тыс. в месяц найти людей не имеют возможность (опять же, с оговорками про ненормированную работу). Это сейчас чуть ли не самая дефицитная в стране профессия.

Одна из причин, которую называют специалисты, - отток из этой сферы мигрантов. Она связана как с законодательными ужесточениями для водителей, в которые иностранцам стало сложнее вписываться (один из примеров — новый закон о такси). Так и с падением курса рубля.

Что касается россиян, то очереди из них не наблюдается по тем же причинам, что и в иных сферах: демографическая яма. А у той молодежи, что есть, - несколько иные профессиональные приоритеты. Ну не желают русские парни массово работать водителями автобусов и дальнобойщиками. Разве что за исключением вчерашних мигрантов, которые уже оформили российское гражданство.

"Если бы у нас всё было хорошо на рынке труда, были бы уже везде нулевые квоты на привлечение мигрантов. Но нам просто нужны люди для обеспечения работы строек, ЖКХ. В промышленности мы сейчас также вынуждены привлекать огромное количество мигрантов", говорит Александр Сафонов.

ПЛОХ ЗАПРЕТ, КОТОРЫЙ НЕЛЬЗЯ ВВЕСТИ два раза

Кстати, о квотах. Вы, наверно, удивитесь, но ограничения на труд мигрантов, за которые все сильнее ратуют местные чиновники и думские парламентарии, у нас… уже существуют. Каждый год правительство на федеральном уровне подчёркивает процент иностранных работников, которых можно привлечь в ту или иную сферу. С учетом ситуации на рынке труда и присутствия своих, российских кадров.

Читаем постановление, принятое на 2024 год (см. «Справку «КП»). Самая большая квота — в строительстве, до 80%. А к примеру, для розничной торговли лекарственными препаратами - ноль. То есть мигрантам строго запрещено работать в аптеках. Торговля в палатках и на рынках - также ноль. Такси и городской пассажирский транспорт (да-да, те самые таксисты и водители автобусов) — не больше 24%. Для ряда регионов установлены исключения. Плюс регионам дано право ужесточать квоты при необходимости.

А зачем тогда необходимы ещё дополнительные ограничения?

"Я вижу в этих запретах абсолютный популизм", заявил в эфире радио «Комсомольская правда» миграционный эксперт Вадим Коженов. "Но у этой темы хороший отклик. Будут громкие заголовки в прессе, чиновникам можно отчитаться, что важную тему затронули."

Есть и такая версия.

"Как правило, проблемы миграционной политики начинают особо горячо обсуждаться в промежуток времени предвыборных кампаний. Многие политические объединения используют миграционную проблематику для популяризации своих предвыборных предложений. Ведь мигранты не участвуют в избирательных кампаниях. По этой причине их можно твёрдо критиковать, стараясь заработать для себя какие-то преференции", говорит член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, член Экспертно-консультативного совета по вопросам миграции при Главном управлении по вопросам миграции МВД России, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Государственного университета управления Владимир Волох.

В самом деле, «образ врага» из мигрантов прекрасен, какой-то отклик найдет в сердце каждого. Вот же он — прямо за окном, стоит посреди заваленного сугробами двора, опершись на лопату, и болтает, зараза, по мобильнику. Нет бы снег, наконец, почистил!

КСТАТИ

«Мигранты необходимы образованные, знающие традиции России»

но ведь проблема-то существует!

"России безусловно необходимы мигранты. Но образованные, квалифицированные, законопослушные, и знающие историю, законы, традиции, культуру России. А 1 ноября 2023 года Рособрнадзор обнаружил нарушения во всех 14 вузах, где проходят экзамены для мигрантов на получение гражданства России, вида на жительство и разрешения на работу (мигранты сдают экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации)", сокрушается член Ассоциации юристов России, эксперт Комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Александр Митрюк.

И вспоминает про полицейские рейды, которые порой заканчиваются вымогательством и прочими нарушениями; про многие аресты бывших и действующих сотрудников миграционных служб разных уровней по коррупционным статьям…

Чем в такой ситуации имеют возможность закончиться дополнительные запреты — в целом понятно. Были б у мигранта какие-то деньги. Ну и нелегальную миграцию, в том числе рабочую, никто не отменял. А это — гораздо худшая ситуация с точки зрения безопасности и потенциальной преступности, чем, когда мигранты работают официально, по договору, что предполагает хотя бы какую-то ответственность за них со стороны работодателя.

"Не надо увлекаться ограничениями и запретами — необходимо исполнять уже существующие законы и правила, которых в стране по миграционной сфере принято достаточно. А также наладить учет и контроль на современной основе", констатирует Александр Митрюк.

«Современная основа» - это, для примера, брать у всех мигрантов отпечатки пальцев вместо попыток их отслеживать при помощи полицейских рейдов.

МВД пока думает в сторону «контролируемого пребывания» для мигрантов-«нелегалов». Они, как предлагается ещё в одном проекте закона, не смогут получать водительские удостоверения, водить машину, отправлять и получать деньги… но это уже отдельная тема.

;

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля