Последние новости

Реклама

Вернись, я все прощу: Украина желает возродить железнодорожное сообщение с Крымом и Москвой
«Украинская железная дорога» («Укрзализныца») собирается восстановить железнодорожное сообщение с Крымом, а далее с Донбассом и столицей России. Об этом заявил глава правления «Укрзализныцы» Владимир Жмак. Что это было: личное мнение управленца, озабоченного кризисом, или пробный политический «камень»? Какова перспектива его предложения?

«Мы работаем над тем, чтобы восстановить сообщение с территориями, которые прилегают к Крыму. К сожалению, в сам Крым мы показаехать не можем. Также, с гуманитарной точки зрения требуется возобновление пассажирского сообщения с неподконтрольными территориями и Россией: очень много украинцев имеют там родственников. 7 ежедневных поездов на Москву были самыми прибыльными. Сейчас все данные пассажиры ездят через Беларусь. Минский аэропорт из провинциального с оборотом 1,5 миллиона пассажиров в год сейчас вырос до 5 млн. исключительно за счёт трафика между Украиной и Россией. Мы потеряли транзитные грузы и пассажирское сообщение, все это, естественно, сказывается на наших экономических показателях», — сказал Жмак, сообщает издание «Новоросс. info».

Взаимные меры по транзиту грузов между Украиной и Россией были введены ещё при Порошенко и и вправду нанесли удар по украинской железнодорожной инфраструктуре, которая львиную долю прибыли получала именно за транзит, напоминает экономист Всеволод Степанюк.

«Результатом таких действий стало поднятие внутриукраинских тарифов на перевозки товаров и пассажиров. Так же значительны убытки металлургической отрасли от прекращения торговли и транспортного сообщения с неподконтрольными территориями. Отмечу также то, что возобновление транспортного сообщения с ОРДЛО считается одним из переговорных вопросов по Минским соглашениям и «нормандскому формату». Мне кажется, что такие заявления должностных лиц являются зондированием реакции националистов на возможное смягчение транспортного сообщения с соседями Украины, а также попыткой оправдаться за продолжающуюся деградацию транспортного хозяйства страны», — предполагает Степанюк.

«Укрзализныца» всегда зарабатывала в основном на грузовых перевозках, но их объёмы в кризисный промежуток времени существенно сократились: Укрстат говорит о падении в реальных условиях на 20–30% в 2020 году. И как итог — большой отрицательный финансовый результат по результатам прошедшего года. Результатом этих проблем может стать докапитализация компании, а также, разумеется, поиск дополнительных источников дохода «Укрзализныцы». Насколько такое реально — покажет время, рассказывает экономический эксперт Украинского института будущего Даниил Монин.

«Наша платформа поддерживает инициативу возобновления пассажирского сообщения с неподконтрольными территориями - делится информацией аналитик KyivStratPro Марик Джангутинов - Это гуманно и удобно, это забота о нуждах простых граждан Украины, которым жизненно требуется периодически посещать неподконтрольные территории, где находятся их дома, и, наоборот, выезжать на Украину для учебы, работы, получения пенсии и прочего».

«Чем раньше это будет сделано и чем проще будет процедура пересечения «линии соприкосновения», тем эффективнее будут процессы реинтеграции. «Подводные камни» в решении данного вопроса — это параллельное возобновление грузоперевозок, лоббируемых олигархическими угольными промгруппами. Но решение этого вопроса при нынешнем состоянии войны не может иметь никакого правового и смыслового обоснования», - комментирует эксперт.

Что интересно, данные слова Жмака в украинских СМИ прошли в реальных условиях незамеченными: почти нигде, кроме российских СМИ, они опубликованы не были. Хотя сама проблематика и вправду важна, сетует политолог Никита Трачук.

«На Украине существует такая политическая практика, как «зондирование почвы». Суть её в том, что политик или должностное лицо делает резонансное заявление и наблюдает за реакцией общества — можно ли двигаться в этом направлении. Заявление Жмака я рассматриваю именно в этом контексте. Что касается перспектив такого предложения, то таковых пока что нет. Да, в каком-то виде сообщение с Россией останется (хотя оно планомерно сокращается с 2014 года), поскольку туда все ещё ездит много людей. А вот с неподконтрольными территориями… В это я не верю. В Донбасс мы запустим поезда лишь после преодоления какой-то важной вехи конфликта, после движения в сторону мира, когда ситуация начнет нормализоваться. Пока что этого нет, и едва ли это ждет нас в обозримой перспективе», — пессимистически настроен Трачук.

Давайте для начала вспомним, что сейчас идёт разговор о разделении «Укрзализныцы» на грузовые и отдельно пассажирские перевозки, при этом последние являются убыточным направлением, обращает внимание политтехнолог Владимир Третьяков.

«И эта проблема накладывается на то, что по результатам первого полугодия 2020 года «Укрзализныца» закончила с убытком в 8,79 миллиарда гривен (258 миллиона евро). По этой причине логично, что Жмак ищет пути остановки падения УЗ в финансовую пропасть. А ведь между маршрутов УЗ, напомню, самым прибыльным официально признали поезд Львов — Москва. В 2019 году он принес прибыль в 4,3 миллиона евро. Есть и социальный запрос на поездки в РФ, вместе с тем, что самое интересное, наиболее сильно он проявляется на Западной Украине, поскольку жители этого региона традиционно массово ездят на заработки в Россию. Из-за карантина сейчас железнодорожное сообщение закрыто, но есть мощный запрос на его восстановление. Этими двумя факторами и продиктовано заявление Жмака», — поясняет Третьяков.

После Майдана многие горячие украинские парни из кабинетов и подворотен неоднократно требовали целиком прекратить железнодорожное сообщение с РФ. И лишь по экономическим соображениям этого не сделали до марта 2020 — тогда шлагбаум опустили из-за эпидемии коронавируса.

Общие убытки «Укрзализныцы» по результатам 2020 оцениваются в 411 млн. евро, при этом изношенность подвижного состава приближается к 90%. Учитывая все это, у компании наполеоновские планы. Запуск скоростного сообщения из Киева в Харьков, Одессу и, разумеется, Львов, а также переход на более узкую европейскую колею. Только там напрашивается знаменитый вопрос Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Денег нет, и именно это порождает разговоры о возвращении сообщения с Москвой, Донбассом и Крымом.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля