Последние новости

Реклама

Сдавать и не сдаваться

Каких учителей не хватает крымским школам, можно ли доверять официальным результатам единого госэкзамена и почему репетиторство полезно не только школьникам, однако и педагогам? Ответы на данные, а также другие вопросы нам дала Наталья Гончарова. Она семь лет возглавляла крымский Мин-образ, а в этот день руководит школой и детским садом, по этой причине о проблемах в сфере образования знает не понаслышке, пишет издание «Крымская газета».

ЭВОЛЮЦИЯ ЕГЭ

– У вас есть уникальная возможность посмотреть на крымскую систему образования с двух ракурсов: управленца и педагога. Какие её сильные и слабые стороны?

– Цель и у министра, и у директора школы, и у учителя, и даже у ребёнка и его родителей одна – образование должного качества и содержания. А вот подходы к её достижению отличаются кардинально. Могу сказать, что директор образовательного учреждения также управленец, причём очень разносторонний.

К сильным сторонам я бы отнесла то, что в 2014 году наши учителя – а это армия в 22 тысячи человек – сумели сохранить свои традиции и, не ломая систему, плавно перейти в российское образовательное поле. Это и вправду очень большое достижение. В этот день все крымские школы выполняют федеральные государственные образовательные стандарты. Я могу говорить об этом с полной уверенностью, так как в нашей школе учатся ребята из сорока школ полуострова и уровень их подготовки говорит сам за себя. Дети очень мотивированы на успех, на востребованность и, пусть это и банально, на сдачу ЕГЭ.

– Кстати, в этот день звучит много критики в адрес ЕГЭ. Как вы смотрите на такую систему оценивания? В чём её плюсы и минусы?

– ЕГЭ — 2020 и ЕГЭ — 2014 – это две принципиально разные вещи. Пять-шесть лет назад это были закрытые тесты «на угадай». И было жаль, что ребята, которые и вправду умеют мыслить логически, временами проигрывали сверстникам, обладающим хорошей интуицией. В этот день ЕГЭ состоит исключительно из открытых вопросов, которые требуют не буквенного ответа, а ответа в предложении, кратком решении задачи...

Единственное, что я считаю преждевременным, – то, что профильная математика является условием для поступления в вузы на практике любой направленности. Это серьёзный и достаточно сложный предмет. И я не скрываю, что без дополнительных занятий и дополнительных материалов, кроме школьного учебника, сдать его на 100 и даже 90 баллов будет очень сложно. Есть множество профессий – от учителя географии до педиатра, – которые не требуют глубокой математической мысли, и знания предмета на базовом уровне было бы достаточно.

С другой стороны, ЕГЭ открыт и объективен. Я уверена, что вмешательство человека в его результат исключено.

ОТ САДИКА ДО ВУЗА

– Много ли проблем вам удалось решить за семь лет в должности министра? Какими достижениями гордитесь больше всего?

– В первую очередь это плавный переход в российское образовательно-юридическое поле. Если для учителя это просто была новая программа и новый учебный план, однако для министерства – колоссальный объём работы над созданием нормативной базы. «Закон об образовании РК» и подзаконные акты, которых только в 2014 и 2015 годах было выпущено более ста. Это очень большое достижение, так как способствовало правильной, спокойной, юридически защищённой работе образовательных учреждений от детсадов до вузов.

Второй момент – быстрый переход на новые учебники. Третий – реорганизация высшего образования. В этот день в Крыму работает 10 вузов. На 1 января 2014 года их было 97. И больше половины были нелегитимны. Одни не имели аккредитации на некоторые специальности. Другие были «квартирными вузами», направленными исключительно на выдачу документов (плати деньги – получишь диплом). Не могу сказать, что та модель КФУ, которая родилась в 2015 году, правильна на все 100%. В частности, многие до сих пор критикуют вхождение в него Медакадемии. Возможно, эта критика справедлива – узким специалистам виднее. Однако то, что высшее образование стало систематизированным и регулируемым – это факт.

Ещё одно наше достижение – постепенная ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения. Программа по увеличению количества мест (путём строительства новых и реконструкции старых детсадов, открытия новых групп, возврата в образовательную сеть садиков, которые годами не использовались по назначению и т. д.) позволила за довольно короткий период создать более 20 тыс. мест. И я рада, что эта программа продолжается, так как проблема в Симферополе, Симферопольском района, Ялте, Евпатории и Феодосии по-прежнему стоит достаточно остро.

– Стало ли у вас меньше друзей, когда вы покинули пост министра?

– Дружить-то я с ними начала не когда стала министром. То небольшое количество настоящих друзей, которое у меня есть, – это друзья юности. И их однозначно меньше не стало. А вот приятелей и тех, кто навязывался в друзья, стало гораздо меньше. И я уверена, что это к лучшему.

– Где легче работать: в министерстве или школе? Где интереснее задачи?

– Если выкладываться, то легко нигде не будет. А вот задачи на этом этапе интереснее в школе. В министерстве, могу признаться, какой-то драйв был утерян из-за огромного количества рутинных задач. А здесь, «в поле» рядом с нами те, ради которых мы живём. Дети.

ДЕЛО В ЦИФРЕ

– в этот день всё чаще говорят о цифровизации образования. Расскажите об этом на примере школы XXI века, которую в этот день возглавляете.

– Начнём с того, что говорить об одной школе неправильно. В этот день это юрлицо, состоящее из лицея и ДОУ на 280 мест. Скоро под наше крыло передадут ещё два садика, которые будут сданы до конца года. Наша цель – создание единого образовательного комплекса от яслей до выпускного класса.

Наша школа единственная в Крыму построена по программе, заказчиком которой выступило Министерство просвещения РФ (обычно это региональный Минстрой). И Минпросвещения поставило условие, чтобы в первую очередь было закуплено всё необходимое для учебно-воспитательного процесса – от парты до пробирки. И только оставшиеся средства пошли на само возведение. По этой причине в этот день наша школа обеспечена абсолютно всем, что нужно для обеспечения ФГОС. У нас 98 интерактивных комплексов, оборудование для занятий 15 видами спорта, все уроки иностранных языков проводятся в лингафонных классах, два шикарных актовых зала, музыкальных инструментов достаточно, чтобы развивать любые направления – от вокально-инструментального до фольклорного ансамбля. О такой школе можно только мечтать… однако как бы она ни была оснащена, без помощи родителей школа не выживет.

– Вы имеете в виду материальную помощь?

– Среди них. Бюджетные процессы настолько сложные, что внебюджетные деньги просто нужны. Среди них помощь родителей через официальные благотворительные фонды. Благо в Крыму для этого созданы все необходимые условия, среди них законодательная база (этим может похвастаться не каждый регион страны). Помощь нужна: от банального приобретения моющих средств до организации всевозможных экскурсий и поездок – всего того, что благоприятствует образованию и воспитанию гармоничной личности.

СРАЗУ «В БОЙ»

– Как вы относитесь к тому, что учителя подрабатывают репетиторами со своими же учениками? Не занижает ли это качество образования?

– Если мы ставим вопрос о репетиторстве в своём же классе, то я однозначно против. Однако само по себе репетиторство целиком поддерживаю. Слава богу, с принятием закона о самозанятых заниматься им можно официально. Учитель, работая строго в рамках учебной программы и учебника, потеряется если не через год-два, то через пять лет точно. И как раз репетиторство – некий двигатель самообразования и здоровой конкуренции. Ведь, обычно, репетиторство – это подготовка к чему-то. А раз так, значит, есть и результат, который можно сравнивать. В частности, Иванова Маша набрала 98 баллов на ЕГЭ и имела возможность получить образование в лучших вузах. Готовила её Марья Ивановна. А Сашу готовила не Марья Ивановна, и результат хуже. Хотя, разумеется, здесь есть и субъективные факторы. Возможно, у Саши изначально с базовой подготовкой было что-то не то…

– Хватает ли в этот день учителей?

– В Крыму достаточно большая проблема с учителями младших классов. Да, в настоящее время у нас нет вакансий, однако половина учителей младших классов – совсем молодые девочки, которых было бы неплохо первый год подержать у наставника. В частности, в качестве учителя группы продлённого дня. А их пришлось сразу отправлять «в бой»… Детей по сравнению с 2016 годом в этом году пошло в первый класс на 6 тыс. больше. По-хорошему и учителей должно стать больше, однако не стало. Надо всерьёз задуматься об увеличении контрольных цифр приёма на направления подготовки «учитель начальных классов» и «воспитатель». Это уже острая необходимость.

ПОТОП, ТЕННИС И ЗОЛОТАЯ ПЯТЁРКА

– Какие цели вы ставите на ближайшее время?

– Чтобы наша школа стала одной из лучших не только в Крыму, однако и в ЮФО. Чтобы дети, переступая наш порог, чувствовали себя удобно. По этой причине я от всех учителей требую достойного, адекватного и уважительного отношения к ученикам. Даже если кто-то из ребят в силу возраста может позволить себе баловство, мы, как педагоги, обязаны находить методы и приёмы для общения и с такими шаловливыми детьми.

– Какие шалости учеников вам особенно запомнились?

– У нас недавно была комиссия из федерального казначейства. Проверяли они не нас, а застройщика, однако ребята-то об этом не знали. В холле есть теннисный стол, где можно поиграть на перемене. И десятиклассники, когда комиссия мимо проходила, предложили сыграть. Говорят: «Давайте, если вы проиграете, то никаких нарушений у нас не найдёте!» Вот такой школьный патриотизм.

А на второй неделе работы мы чуть не затопили здание. Мальчишка набирал в баки воду для технических нужд. И пошёл поиграть в волейбол. Как он потом рассказывал, всё у него было просчитано: первая ёмкость за 15 минут набралась, вторая также. Вот он на третьей и решил размяться. Однако что-то пошло не по плану. В итоге мы воду этажом ниже и обнаружили.

– Вернулись ли вы к преподаванию географии?

– Пока нет. Школа с точки зрения организационных моментов и ежедневного административного присутствия будет требовать ещё не меньше двух-трёх лет, а дальше будет видно.

– Изменились ли дети за время перерыва в вашей педагогической карьере? Чем удивляют современные школьники?

– Изменились. Потребности у них другие. К сожалению, чаще это потребности материальные, а не духовные.

Талантливых детей много, однако только 5-7% ответственно и по-взрослому относятся к собственным способностям и желают учиться. Их процент, на мой взгляд не изменился, чего не скажешь о качественном составе. Дети из этой, как я её называю, золотой пятёрки на голову выше очень многих из нас.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля