Последние новости

Реклама

Портрет молодого крымчанина – в цифрах и выводах

Ругать молодых принято во все времена. Тем не менее и вправду, какая она, сегодняшняя молодёжь? Чтобы ответить на этот вопрос, крымские учёные провели специальное социологическое исследование. О его результатах рассказал руководитель проекта доцент КФУ им. В. И. Вернадского Андрей Зоткин, пишет издание «Крымская газета».

– Опрос молодёжи Республики Крым и Севастополя проведён методом простой случайной выборки при использовании сетевых технологий сбора данных в апреле – мае 2020 года. Всего было опрошено 1034 человека от 18 до 35 лет. Ошибка выборки – 3%, – пояснил социолог.

Планы на жизнь

Одна из лакмусовых бумажек, которая показывает степень уверенности человека в будущем, – жизненное планирование. Чем короче промежуток времени такого планирования, тем ниже уверенность.

– Результаты нашего исследования показали, что большая часть опрошенных (18,8%) планирует свою жизнь на предельно краткий временной отрезок – 1-7 дней.
15,5% вообще не запланировали её, очевидно, придерживаясь принципа «будет день – будет и пища». И на самом деле столько же – 15,4% – смогли рассказать о своих планах на год. 10,3% молодёжи Крыма и Севастополя вообще затрудняются ответить, как они запланировали свою жизнь. На пять лет распланировали её 10,1 % опрошенных юношей и девушек. И всего 5,6% представляют свою жизненную перспективу на 10 лет, – рассказывает Андрей Зоткин.

По мнению учёного, эти данные подтверждают, что кризисное состояние в целом характерно для обществ постсоветского пространства. И молодёжь его может воспринимать особенно остро.

Семья и дети

– Модель брачного поведения по сравнению с предыдущими поколениями у нынешних молодых людей постепенно смещается в сторону более позднего брака. При этом показатель «не имею определённых планов» можно трактовать и как неопределённость молодых крымчан в отношении таких серьёзных жизненных вопросов, как создание семьи. 20% опрошенных вообще не имеют планов на этот счёт. Почти 45% запланировали двух детей. Планы деторождения с положительным воспроизводством (три и более детей) зафиксированы у 20,6% респондентов. При этом весомая часть крымской молодёжи – почти 22% респондентов – думает завести одного ребёнка (15%) или вообще не намерена становиться родителями (6,9%). Тем не менее следует учитывать подвижность социально-психологических установок молодёжи, которые имеют возможность меняться с возрастом, – подчёркивает Андрей Зоткин.

Согласно данным исследованиям, завести столько детей, сколько было бы неплохо, имеют возможность помешать материально-экономические трудности (42,9% респондентов). Кроме того, отсутствие собственного жилья (30,8%). Весомая часть опрошенных – 25,8% – заявила, что не будет торопиться с детьми, потому что для них важно не потерять перспективу профессионального и карьерного роста.

В результате, чтобы эффективно решать демографические проблемы региона, следует учитывать тройку лидирующих факторов – материальные трудности, жилищный вопрос, перспективы карьеры молодёжи. Кстати, сугубо эгоистичные установки (личные убеждения, чайлдфри – 9,4%) у молодых крымчан выражены очень слабо, а инфантильно-потребительские (помощь со стороны родителей – 3,8%) – на самом деле ничтожны, – отметил Андрей Зоткин.

Социологическое исследование также показало высокий уровень согласия молодых крымчан вступить в брак с представителями иных социальных групп. А это значит, что современная молодёжь Крыма и Севастополя в целом очень открыта внешнему миру и лишена предрассудков.

– Относительно меньший уровень согласия на брак с представителями иной расы (51,2%) и иного вероисповедания (49,5%) у крымской молодёжи скорее связан с опасениями трудностей культурной интеграции в новую среду. В то время как более высокий уровень согласия на брак с представителями более высоких статусов и иностранцами, возможно, имеет подоплёку в социальных мифах и связан с желаниями быстрого социального взлёта при помощи брака или путём переезда, – считает Андрей Зоткин.

Источники информации

зачастую от представителей старшего поколения можно слышать, что сегодняшняя молодёжь – «люди одной кнопки». Они не умеют выбирать, а стремятся иметь только компетенцию пользователя готовыми сервисами.

Да, нынешние молодые люди живут в цифровом и сетевом измерениях. И вправду, на фоне Интернета остальные источники информации воспринимаются ими как остаточные, рудиментарные формы из былых эпох.По большому счёту, для современной молодёжи активная жизнь без Сети немыслима.

Как показало исследование, приоритеты использования Интернета молодёжью имеют следующую конфигурацию: в первую очередь – поиск информации и развлечения, учёба занимает уверенное второе место, общение – на третьем. Примечательно, что использование Сети по экономическому блоку (банкинг, вакансии, заработок) занимает наиболее низкие позиции в спектре приоритетов. Самые популярные сайты, которые молодые жители Крыма и Севастополя посещают на постоянной основе (не менее раза в два-три дня), – «ВКонтакте», Instagram и YouTube.

– А вот что касается спектра их новостных интересов, то мы были удивлены, – сказал Андрей Зоткин.– Что интересует нашу молодёжь в новостях? Лидирующие позиции занимают наука и технологии, культура и происшествия. С заметным отрывом – политика, экономика и спорт. Новостями религии интересуется незначительный сегмент молодёжи.

Наибольший интерес у молодых крымчан вызывают также новости международного уровня, что, по мнению Андрея Зоткина, вполне соответствует их стремлению к открытости миру. И если интерес к общероссийским и местным новостям имеет приблизительно одинаковые позиции, то показатели интереса к информации регионального уровня на этом фоне заметно проседают.

Ценности

– Для молодёжи, которая ищет своё место в социальном мире методом проб и ошибок, понятие успеха имеет особенное значение. Примечательно, что первые позиции в определении успешности у крымской молодёжи занимают самореализация и свобода, а не материальное благосостояние, – говорит Андрей Зоткин. – Также в пятёрку лидеров вошли такие критерии, как карьера и бизнес, семья, образование и любовь. А вот власть и потребление как критерии успеха, наоборот, получили наименьшую поддержку в молодёжном общественном мнении.

И хотя авторы социологического исследования не ставили перед собой цель дать полный социологический портрет современной крымской молодёжи, тем не менее им удалось очертить его контуры. Стало очевидно, что это уже новая генерация регионального сообщества, которая демонстрирует качественно иные подходы к социальной жизни и определению своего места в ней.

– Мы убедились в том, что молодые крымчане – это достаточно активная социальная группа, которая направлена на внешний мир, интеграцию в него через цифровые технологии, отдалена в своих интересах от политики и религии. Она демонстрирует высокий уровень толерантности, для неё очень важны такие ценности, как свобода и самореализация. В то же время кризисное состояние, характерное в целом для обществ постсоветского пространства, создаёт у молодёжи, которая переживает это особенно остро, растерянность в будущем. Это выражается в показателях готовности к тем или иным моделям брачного, генеративного и миграционного поведения, что, возможно, является реакцией молодёжи на кризис и поиск выхода из него на своём личностном уровне, – подвёл итог Андрей Зоткин.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля