Последние новости

Реклама

Силуанов: Российские бизнесмены не инвестируют в национальную экономику потому, что бояться Россию

Российские компании накопили на банковских депозитах и счетах около 30 трлн руб., которые они отказываются инвестировать из-за страха перед государством. Об этом заявил в пятницу первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов в ходе лекции в Финансовом университете при правительстве РФ.

«Деньги есть: на счетах предприятий скопилось около 30 трлн рублей, тем не менее они не работают, не идут в экономику, так как есть определенные риски, боязнь, которая превалирует сегодня над теми уровнями доходности, которую можно получить от вложения этих средств. По этой причине наша сейчас задача - сделать все, чтобы бизнесу было удобно», - цитирует ТАСС Силуанова.

По информации Центробанка на 1 января 2019 года, на корпоративных счетах и банковских депозитах компаний хранилось 27,2 трлн руб.

Низкий уровень инвестиций — один из главных сдерживающих факторов экономического роста, отметил Силуанов. «Чтобы обеспечить темпы роста не ниже 3%, как мы себе поставили задачу, объём инвестиций должен быть увеличен не менее чем до 25% ВВП. Сегодня этот показатель — 20,6%», — отметил он.

В странах, которым удалось воплотить в жизнь экономический прорыв, инвестиции составляют от 30% ВВП и выше, указал он. Так, по сказанным им словам, в Сингапуре объём инвестиций составляет 42% ВВП, в Японии в 1980-х годах он был на уровне 33%, в Корее в 1993 году — 37%.

Минэкономразвития прогнозирует, что в 2019 году рост ВВП составит 1,3%. В 2020 году в базовом сценарии ведомство ожидает 1,7% роста с последующим ускорением экономики до 3,1% в 2021-м и 3,2% в 2022 году.

«Вопрос в доверии к институтам, в доверии между бизнесом и государством. Основная задача правительства - мы над ней каждый день, ежечасно работаем - это сделать так, чтобы бизнес поверил тем решениям, которые готовит правительство, поверил тем устремлениям правительства, и начал использовать свои ресурсы для вложения в экономику», — цитирует РБК Силуанова.

Он помог вспомнить, что в четверг, 10 октября, правительство одобрило внесенный Минфином проект закона о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Как пояснял ранее Силуанов, проект закона гарантирует стабильность и неизменность ключевых параметров законодательства, которые влияют на инвестиции и новые капиталовложения. Документ будет доработан в течение двух недель и внесен в Госдуму. Ожидается, что он будет принят в осеннюю сессию и вступит в силу уже со следующего года.

Из-за недоверия к институтам россияне не стремятся заниматься бизнесом, отметил Силуанов. Он вновь привел в пример Сингапур, где каждый десятый трудоспособный житель имеет свой бизнес или пробовал начать свой проект. «У нас только 2–3% желают заниматься бизнесом», — добавил он.

Первый вице-премьер посоветовал студентам Финансового университета попробовать открыть свое дело, пока они учатся. «Вы почувствуете свои возможности, кайф от того, что у вас получается, что вы добиваетесь роста выручки», — отметил он.

Компании не инвестируют не потому, что сейчас хорошие ставки по депозитам и они копят. У компаний нет цели накапливать, у них есть цель развиваться, говорит экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец.

«Тем не менее для развития и инвестиций должен быть благоприятный бизнес-климат, уверенность в завтрашнем дне, уверенность в спросе. В каком-то смысле это две стороны одной медали — кто должен первым вырасти: инвестиции, чтобы был рост, или уверенность в том, что рост будет, чтобы начать инвестиции», — сказала она.

Со слов Донец, в России, с одной стороны, есть прогресс в рейтинге Doing Business, а с другой — «политические риски, случай с Baring Vostok, который бизнес-сообщество трактует очень негативно».

По информации журнала Forbes, основные положения закона СЗПК сводятся к правилу о трехлетней отсрочке на вступление всех законов, которые ухудшают правила ведения бизнеса.

Тем не менее за его нарушение не предусмотрены меры, бизнес не сможет потребовать компенсации за ухудшение условий. Компании, чьи инвестпроекты будут достаточно крупными, смогут заключить с государством соглашение и получить право на компенсацию, если условия все же ухудшатся, к примеру, если правительство увеличит налоги.

Заключить такое соглашение смогут не все, а те, кто вложит в проекты не менее определенной суммы. Её размер зависит от сути проекта. В частности, для проектов в социальной сфере минимальная сумма вложений определена в 250 млн рублей при общей стоимости проекта не менее 1 млрд рублей. Для проектов в цифровой экономике, сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности планка собственных инвестиций составляет 1,5 млрд рублей при стоимости проекта от 7 млрд рублей. Для инвестпроектов в иных сферах экономики — это 5 млрд рублей и 25 млрд рублей соответственно.

Соглашение можно будет заключить на срок до шести лет для проектов, среди которых объём инвестиций компании меньше 5 млрд рублей, на срок до 15 лет при объеме инвестиций компании от 5 до 10 млрд рублей и на срок до 20 лет — при инвестициях свыше 10 млрд рублей. Соглашение имеют возможность продлить ещё на шесть лет, если компания реинвестирует доходы (не меньше 1 млрд рублей) от проекта. Регуляторные условия останутся неизменными для заключившей соглашение компании в течение срока этого соглашения, потом новые налоги и сборы распространятся и на неё.

Расторгнуть соглашение можно только в суде. Также компания получит право потребовать от государства изменения условий соглашения, в частности, если попадет под меры, мешающие проекту, или если меры будут введены в отношении России.

Оценки проекта закона между экспертов и представителей бизнеса отличаются. Так, источник издания в крупной российской компании, участвующей в обсуждениях проекта закона, сказал, что «предложения Минфина дают хоть какие-то гарантии бизнесу»

«Это не комплексная программа и работа по поддержке будущих вложений, а скорее простое распределение инвесторов по новым режимам», — ругает проект партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова. По её мнению, стабилизационная оговорка — о неизменности условий для бизнеса в течение определенного времени — это не новация. Подобные «особые обстоятельства» действуют в инвестиционных соглашениях, в том числе концессионных и ГЧП. Из-за этого имеют возможность возникнуть проблемы. «Это может похоронить в согласованиях без того непростые будущие концессионные и ГЧП проекты, которые регулируются своими отдельными федеральными законами», — поясняет Годунова.

Идея проекта закона хороша, но требуется учитывать, а также другие факторы, которые будут мешать реализации инвестпроектов, говорит руководитель аналитических проектов «Эксперт Бизнес-Решения» Вита Спивак.

«В идеальном мире это отличный проект закона, прекрасно, что государство сигнализирует о том, что инвесторам, правда, только крупным, будут помогать. Тем не менее необходимы, а также другие вещи, например справедливые суды, защита частной собственности», — поясняет она.

Сам факт того, что для привлечения частных инвестиций требуется создавать отдельный закон, уже наводит на мысли, что с экономикой происходит что-то не то, замечает генеральный директор консалтинговой компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер.

«Подразумевается, что государство будет ограничивать само себя, тем не менее кто в это всерьез поверит?» — иронизирует он. По его мнению, подобные законы имеют адресный характер и улучшению общего инвестклимата не помогают.


При подготовке статьи были использованы материалы: Красная Линия

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля