Последние новости

Реклама

Курбан-байрам: гуляли всей деревней с качелями и танцами

В этом году праздничные молитвы по случаю Курбан-байрама пройдут в мечетях по всей России 11 августа. Так решил Совет улемов (исламских богословов), который вначале августа издал соответствующее постановление, пишет издание «Крымская газета».

Как отмечает Духовное управление мусульман России, мусульмане пользуются лунно-солнечным календарём, по которому новый день наступает с заходом солнца и который опережает светский примерно на 10-11 дней. Из-за этого даты исламских праздников ежегодно сдвигаются, точное время их наступления вычисляют богословы.

Гуляли от трёх до десяти дней

Сегодня празднование Курбан-байрама длится три дня. Первый ознаменован коллективной праздничной молитвой и жертвоприношением. После заклания животного устраивается ритуальная трапеза, на которую требуется пригласить как можно больше людей, в первую очередь нуждающихся – неимущих, сирот, больных, вдов и пр. В каждой семье готовят угощения из мяса, пекут много сладостей, посещают родственников и сами принимают гостей. Близким друзьям и родственникам стараются сделать подарки.

О том, как крымские мусульмане отмечали один из своих основных праздников столетия назад, мы можем судить по многочисленным письменным свидетельствам того времени.

Так, русский чиновник и литератор Павел Сумароков побывал в Тавриде в самом конце XVIII века. В результате появилась книга «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г. Павла Сумарокова. С историческим и топографическим описанием всех тех мест». Написана она в жанре так называемых сентиментальных путешествий, когда автор не скупится на выражение эмоций по поводу увиденного. В одной из глав читаем: «Курбан бейрам бывает по единожды в году на десятом дне луны того имени, в честь Израилу Авраамову сыну. В четырёхдневное оного торжества приходские имамы, посещая после утренней молитвы своих прихожан, закалывают при чтении Алькорана определенные по мере возможности каждого в жертву животных и, оставляя кожи с них себе, мясо отдают в раздел бедным».

Русский географ и натуралист, член-корреспондент Петербургской Академии наук Густав Радде, бывавший в Крыму в 1856-57 годах, также ярко описал традиции, которые связаны с праздником: «Курбан байрам совпадает со временем ежегодных приношений в Мекке. Смотря по большему или меньшему богатству семейств, данный праздник продолжается от трёх до десяти дней. Всякий правоверный в первый день непременно должен зарезать овцу. Богатые татары жертвуют до шести овец, а иногда быка. Мулла должен благословить назначенных для жертвоприношения животных и продолжает получать за труд свой голову и шкуру. В каждой деревне самый богатый житель отправляется в день праздника к своему соседу, ест у него и потом вместе с ним отправляется к третьему, и так далее, пока вся деревня не соберётся к последнему, т. е. к тому, кто начал визиты. Последний обязан накормить и напоить всю деревню, и вот почему для этого избирается обыкновенно самый богатый. В горах во время большого байрама устраиваются качели, а также другие увеселения, заимствованные, скорее всего, у русских. Женщины не участвуют в общем веселье: они сидят дома и целый день наряжаются и принимают своих родственников и знакомых, приходящих их навестить».

Молодёжь – на праздник, пожилые – к родственникам

Оставил свидетельства о том, как крымчане отмечали Кубран-байрам и известный крымский краевед, писатель и этнограф XIX века Василий Кондараки: «Вот правила его: каждый, именующийся правоверным, должен за себя привести в жертву самое чистейшее из животных, а именно овцу, с тем, чтобы она не была с недостатками. Те же, которые не имеют достаточно средств для этого, имеют возможность соединиться в числе семи человек и вместо овец зарезать быка или корову, а если возможно, то и верблюда. Все остальные животные считаются недостойными умирать за спасение души человека. Правило это обязательно для беднейших и богатых, по этой причине татары за несколько дней до наступления Курбана приобретают предметы жертвоприношений и с особой заботливостью откармливают его во дворе. После жертвоприношения наступал праздник для молодёжи: является музыка, состоящая из двух скрипок с бубнами и огромного барабана с зурнами (свирелью), которая размещается на площади, куда собираются девицы для танцев. Или на месте, где устроены качели, любимое развлечение татарок. В то же время, пока девицы танцуют и качаются, молодые люди в праздничных нарядах разъезжают верхами, а люди пожилые навещают родственников в отдалённых городах и селениях. Таким образом проводятся все четыре дня…»

Что ж, традиции праздника могли меняться от деревни к деревне и из столетия в столетие, тем не менее его духовная составляющая осталась прежней и по сей день.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля