Последние новости

Реклама

Почему на Южном берегу Крыма рушатся причалы?

В канун лета в курортном посёлке Мисхор на популярном пляже «Русалка» обрушился причал для швартовки прогулочных катеров и теплоходов. Неожиданностью это назвать трудно, пишет издание «Крымская газета».

Ещё в 2016 году руководство ГУП «Крымские морские порты» (далее ГУП «КМП») подтверждало, что физический износ инфраструктуры только Ялтинского морского порта достиг 87%. Некогда мощная портовая инфраструктура республики серьёзно устарела, применяется оборудование 1950-1960-х годов. Уникальность Ялтинского порта в том, что он не замерзает и зимой, навигация тут круглый год. При этом к Ялтинскому морскому торговому порту относится более 15 гидротехнических сооружений – от Фороса до Судака. А именно: в Симеизе, Алупке, Мисхоре, на «Ласточкином гнезде», в Ливадии, на Золотом пляже, в Гурзуфе, Никитском ботаническом саду, в Партените, Рабочем уголке, Алуште, Малореченском и Судаке. Кстати, в 2016 году просел и обрушился городской причал и в Судаке. Там сделали временный ремонт.

Сами не справимся

ГУП «Крымские морские порты» самостоятельно не имеет возможности привести причалы в нормальное состояние. Как писали СМИ, у порта большие задолженности. Официальная отчётность предприятия говорит, что убыток «КМП» в 2018 году увеличился до 411,7 млн руб. (с 97 млн руб. в 2017 году). Это самый большой убыток после 2013 года. Наихудший финансовый результат пришелся на порты Ялты ( — 195,8 млн руб.), Феодосии ( — 190,4 млн руб.) и на Керченский рыбный порт ( — 91,5 млн руб.). Новый гендиректор предприятия Сергей Квасов заметил, что сокращение выручки произошло в связи с открытием Крымского моста. Выручка сократилась с 2,2 млрд руб. в 2017 году до 1,9 млрд руб. в 2018-м. Уже в феврале 2019 года по поручению главы Крыма ради спасения предприятия была начата его реорганизация.

Поэтому надежду на реконструкцию причалов Крымских морских портов, а также другой его инфраструктуры Крым, конечно же, возлагает на ФЦП. 14 причалов по всему Южному берегу вошли в федеральную целевую программу развития Крыма и Севастополя. На их реконструкцию в федеральном бюджете предусмотрено 2,6 млрд рублей.

Обсуждая развитие транспортной инфраструктуры субъектов Южного федерального округа, Президент России Владимир Путин на заседании президиума Госсовета РФ в 2016 году дал поручение организовать новое круизное сообщение Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь и расширить географию навигации до Стамбула. Кроме этого, реконструкция пассажирских причалов нужна к окончательному вводу в эксплуатацию Керченского моста, когда морские порты должны быть интегрированы в единую систему транспортных потоков Азово-Черноморского региона.

Отложенный эффект

В 2017 году Главгосэкспертиза России согласовала проект реконструкции 12 причалов Ялтинского порта, среди них аварийный причал в Алупке. Его реконструкция обещает упростить доступ к туристическим объектам дворцово-паркового комплекса Воронцовского дворца, что, соответственно, увеличит турпоток. Ведь причал способен обеспечить пассажирооборот до 390 тыс. человек в год. «Крымская газета» разъяснила: когда и какой причал будет реконструироваться первым?

Экс-гендиректор ГУП «Крымские морские порты», ныне внештатный советник министра транспорта Крыма Алексей Волков объяснил:

– Отдельно от федеральной целевой программы будет реконструироваться причал-портопункт в Алупке. Он исключён из ФЦП, у него отдельное финансирование. Сейчас проходят все необходимые проектные изыскания. Что касается стройки остальных причалов, то Министерство экономического развития РФ в связи с реорганизацией ГУП «Крымские морские порты» и необходимости их перепрофилирования под яхтенные марины и пассажирские порты, посчитало необходимым сделать отдельную программу по портам. Для этого, соответственно, требуется сделать технико-экономические обоснования.

Сейчас дирекция по реализации ФЦП при Минэкономразвития РФ готовит техзадание, технико-экономические обоснования новой программы в рамках готовой Концепции развития портов до 2030 года. Так, финансирование будет в рамках федеральной целевой программы, которая продлена. Естественно, сумма финансирования будет зависеть от технико-экономического обоснования. Пока оно не было сделано, мы не можем сказать, сколько причалов будет реконструироваться. Мисхор (где обрушился причал – Ред.), как и все остальные, ждёт. ГУП «КМП» сейчас не использует аварийные объекты. Думаю, понятные планы по реконструкции появятся в 2020 году.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

Первая мировая и Гражданская войны разрушили портовое хозяйство Ялтинского порта. Создаются постоянные бригады грузчиков, они своими силами ремонтируют причалы, восстанавливают разрушенные здания. Открываются регулярные сообщения между портопунктами Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, проводится чистка акватории. В 1933 году на местных линиях на двух катерах порта «Алушта» и «Гурзуф» за курортный сезон было перевезено 28 000 пассажиров. Строится морской вокзал дальнего следования. Порт и город, как и вся страна, постепенно возрождаются. Как видим, история повторяется.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля