Последние новости

Реклама

Новый глава минэкономразвития РК: Порядок должен быть

О дисциплине для инвесторов, профессиональных амбициях и задачах, какие поставил глава республики

Об этом пишет издание «Крымская газета».

Новый министр экономического развития Крыма Андрей Мельников дал эксклюзивное интервью «Крымской газете».

Попросили навести порядок...

– Андрей Геннадьевич, расскажите о себе – где родились, почему выбрали данную профессию и согласились стать министром?

– Я москвич, родился в этом городе, учился на экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова, по окончании которого стал экономистом-математиком. Почему стал министром? Последние 18 лет я фактически занимался одним и тем же проектом. Можно так сказать. Моё любимое детище – это создание системы страхования вкладов РФ. Она развилась в систему ликвидации банков, санации банков, я, можно сказать, лично отстраивал многие механизмы. И эта система работает как часы. Мой путь начался с Агентства по реструктуризации кредитных организаций, потом было Агентство по страхованию вкладов. И интерес к профессиональной деятельности у меня, можно сказать, немножко угас за столько лет. Захотелось уйти либо в отпуск, либо в творческий поиск. Начал с отпуска. Мне сказали: что ты делаешь?! Твои знания нужны Родине. И предложили должность министра экономического развития Крыма, который я, можно сказать, знаю, очень хорошо.

– В каком плане?

– Я нахожусь в Крыму с 9 марта 2014 года – курировал АНО «Фонд защиты вкладчиков». Соответственно, вся работа по выплате возмещений банковских вкладов крымчанам, скажем так, проходила через мои руки. Поэтому насколько это прекрасный край, я узнал. И это совместилось с моим желанием сделать его ещё прекрасней и экономически более развитым. Согласился стать министром ещё потому, что хочу, чтобы Крым стал процветающим, недотационным регионом. Это моя собственная, внутренняя, личная гражданская задача, которую я перед собой ставлю.

– Сколько планируете работать на этой должности?

– Столько, сколько необходимо. Я трудоголик, умею много работать. Меня попросили навести порядок в той области, которая связана с инвестированием, с работой министерства, с работой с инвестиционными проектами. Это моя самая ближайшая задача.

Крыму нужны инвестиции

– Вам ближе банковский сектор экономики, а сейчас надо будет решать проблемы её реального сегмента. С чего начнёте или продолжите?

– Министерство экономического развития – достаточно локальная структура, в которой работает 90 человек. Может быть, по меркам других министерств это адекватная численность. Однако я вижу, как работают люди и сколько они делают. На самом деле загрузка у них крайне высокая. Основная, приоритетная задача, которая стоит перед министерством, её чётко и ясно поставил глава республики, когда собеседовал меня на должность министра экономики, – Крыму нужны инвестиции. 

Да, много инвестиционных проектов у нас сейчас в работе. Их примерно 500, то есть столько инвесторов в конце прошлого года пришли, сдали свои документы. Это инвесторы, какие желают руководствоваться теми стимулирующими льготами, какие даёт Крым. Эти проекты надо внедрять. Даже если половина проектов по дороге по тем или иным причинам будут признаны неудачными, неэффективными или инвестор сам от них откажется, то управление даже 200 проектами – это колоссальная задача. А когда инвестор приходит, не только в Крым, он, естественно, желанный гость. И ему, образно говоря, необходимо положить красную ковровую дорожку, его необходимо водить за ручку, потому что он приходит со своими деньгами, чтобы платить деньги в бюджет, создавать занятость, платить налоги, менять к лучшему действительность. Поэтому с инвесторами необходимо работать очень трепетно, бережно, чётко и прозрачно. Если эти принципы не будут реализованы в нормативной базе, во взаимодействии органов власти, инвестор просто уйдёт в другое место. Ему будет здесь некомфортно, неуютно, он не будет понимать правила игры. А они должны быть чёткими, понятными и прозрачными.

– однако инвестор также должен соблюдать их.

– Это другая сторона медали. У нас есть СЭЗ, у неё уже достаточно много участников, и примерно 170 из них не сдали нам никакой отчётности. Мы им сейчас вспомним об этом. Потом выйдем на проверки. Придём ко всем, кто начинает так себя вести. И если они и дальше будут нарушать договорные обязательства, то в результате через суд придём к расторжению договора. Дисциплина должна быть обоюдна: мы предоставляем чёткие правила, вы идёте по дорожной карте и строго следите за выполнением своих финансовых обязательств. Решили, к примеру, инвестировать в Крым 500 миллионов рублей – инвестируйте по определённому графику. Мы за этим будем следить. Данную работу мы также начинаем в этом году.

– Прекрасно!

– И так будет с реализацией инвестиционных проектов, с участниками СЭЗ. Порядок должен быть. Один из принципиальных вопросов, который ставят инвесторы, когда приходят сюда, – это старый, вечный вопрос о земле и разрешительной документации на подключение газа, света, воды. Многие жалуются на то, что землю оформляют долго, подключения также растягиваются на 50-100-200 дней. Руководством совета министров республики поставлена чёткая задача – сделать так, чтобы все разрешительные документы на землю и подключение газа, света, воды оформлялись в тридцатидневный срок. Сейчас составляется дорожная карта, мы собираем предложения, как сделать так, чтобы все технические процедуры проходили, что называется, на ура. Может быть, 30 дней – это «амбициозная» цель, однако мы к ней рано или поздно придём. Если этого не будет, инвестор сюда не придёт. Все просто должны это понимать.

Естественные конкурентные преимущества

– Вы окончили экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова. Там же, на факультете госуправления, преподаёт известный экономист, профессор, доктор экономических наук Елена Ведута, которая убеждена, что в этот день России, а значит, и Крыму требуется перейти от хаоса к научно организованной экономике. А вы как считаете?

– К сожалению, я не знаю Елену Ведуту. Помните, у Макаревича была песня про спор в поезде. Там все кончаётся на том, что каждый пошёл своей дорогой, а поезд – своей. Нет ни хаоса, ни научно организованной экономики. Она живёт по своим законам, государству можно только стараться создавать некоторые правила деятельности хозяйствующих субъектов. Они либо будут им следовать, и мы будем ускорять развитие экономики, либо они будут обходить их, и тогда будет торможение. Можно это назвать управляемым хаосом или научно организованным хаосом. Однако всё равно истина где-то посередине. Правила есть всегда, они или плохие, или хорошие, они либо тормозят развитие экономики, либо помогают. А если всё досконально, чётко распланировать, это в экономике работать не будет. Это моя точка зрения. У каждого человека она, естественно, может быть своя. Однако я придерживаюсь примерно таких взглядов.

– Большинство, в том числе и президент, считает, что на полуострове следует серьёзно заняться туристическим и сельскохозяйственным кластерами. Вы как считаете?

– В принципе, я соглашусь с большинством. У Крыма есть очень чёткий и понятный образ: подавляющее большинство россиян по-прежнему воспринимает его как всероссийскую здравницу. Здесь есть уникальное сочетание природного ландшафта, моря, лечебной базы, которая сохранилась, истории и традиций. Я по миру много поездил. Такого уникального сочетания «в одном флаконе» на очень небольшой территории, я бы сказал, на практике нет нигде. Есть красивые пейзажи, есть пляжи, где можно отдохнуть, однако нет лечебной базы, есть лечебная база, однако нет красот. У нас есть некоторая уникальная возможность, которую ещё давно, при советской власти увидели и стали активно развивать. Это нельзя терять. Это естественное конкурентное преимущество Крыма. Если имеющиеся возможности на круглогодичной основе будут предоставлены людям, они будут ездить сюда ежегодно, а не только в летний сезон. А это означает круглогодичную занятость местного населения и некоторый якорь для развития тех отраслей, какие обслуживают туристическую сферу полуострова.

– И в первую очередь сельского хозяйства?

– На самом деле у крымской аграрной отрасли есть колоссальный потенциал, который связан не только с туристическим кластером. Здесь есть возможность много чего выращивать и отправлять не только в регионы России. Я летом в Подмосковье часто видел на ценниках надпись, которую читал, можно сказать, с внутренней гордостью, ещё не будучи министром экономики: «крымские яблоки, крымский виноград, крымские сливы». Фрукты, выращенные на полуострове, уже сейчас очень активно продаются по России. У нас через два года будет мост. Это существенно облегчит деятельность крымских товаропроизводителей. Поэтому сельское хозяйство необходимо поднимать, стимулировать его развитие. Это также естественно-климатическое конкурентное преимущество Крыма. Также у нас в регионе есть сложившийся северный промышленный кластер. Там, разумеется, нет достаточного количества воды. Однако там есть заготовка для мощного индустриального развития Крыма. То есть существуют несколько кластеров, какие мы желаем развивать, в том числе в соответствии со стратегией развития Крыма. Есть, можно сказать, и тактические задачи. Например, вещи, где государство может экономить. Допустим, за счёт развития энергосервиса, когда обычные лампочки накаливания просто меняются на светодиоды, и в результате выходит колоссальная экономия бюджетных средств. Или, например, есть программа концессионного переоборудования котельных. Есть очень много вещей, к которым надо приложить руки, энергию с тем, чтобы они «выстрелили». Я намерен это делать.

– Перед назначением на должность вы обсуждали с Сергеем Аксёновым, какими отраслями экономики будете заниматься в первую очередь?

– Я свое видение изложил. Он концептуально его одобрил. Однако основной акцент и основная задача, какие были передо мной поставлены, – это активизация инвестиционной деятельности и, как я уже говорил, наведение прозрачности и порядка в этой сфере.

– А достижения конечного результата?

– Конечный результат – это не просто подписанные соглашения, а реализованные инвестпроекты. Это когда уже хрюшки хрюкают на свиноферме, или крымская пшеница поставляется на экспорт, или отель готов принять новых постояльцев. Задача министерства – чтобы как можно больше инвестиционных проектов, многие из них пока ещё на бумаге, и вправду стали реальностью в ближайшие два-три года.

– В Крыму создана СЭЗ. Какие инвестпроекты уже реально работают в ней и что это конкретно даёт экономике региона, его жителям?

– У СЭЗ есть несколько задач. Первую она решила, ведь основные участники СЭЗ, по большому счёту, крымские предприятия, какие здесь были. То есть благодаря этому «зонтику», который СЭЗ им предоставила, они получили возможность на такой точке исторического экономического перелома модернизировать своё собственное производство. Они этим и в этот день занимаются. У нас есть относительно меньший поток инвесторов, какие приходят извне, с других территорий. Однако я думаю, что это второй этап развития СЭЗ. Реализация инвестиционных проектов в параллели с «зонтиком», который даёт СЭЗ, – это просто крайне благодатная почва для крымской экономики.

Жить на два города 

– Не могу не спросить о кадрах. Чтобы реализовать намеченное, их в Крыму достаточно? Своих бывших коллег будете привлекать?

– Очевидно, что кадры решают всё. Привлекать бывших коллег к решению экономических задач Крыма можно. Однако есть очевидный дисбаланс зарплаты, к которой многие мои коллеги привыкли, – и которая здесь есть. В Крыму много квалифицированных специалистов, со многими из них я уже встречался, какие болеют за дело, у которых есть энтузиазм, какие готовы браться и работать. Я буду стараться иметь дело с ними, потому что, если нет энтузиазма, ничего работать не будет. А мы, уже как чиновники, будем «смазывать» их энтузиазм правильным регулированием либо точечными инвестициями.

– Вы всегда достигаете поставленных целей?

– на практике да. По крайней мере, тем или иным способом. Цель же также по ходу дела может меняться. Однако, в принципе, я стараюсь не отступать, если только это не бессмысленная задача.

– Программа-минимум, которую вы для себя лично наметили реализовать на должности министра?

– Если мне получится за трёхлетний срок сделать так, чтобы дефицит крымского бюджета, в том числе и от реализации инвестиционных проектов, уменьшился в два раза, это было бы прекрасно. Мы все работаем ради того, чтобы уменьшить зависимость от федерального центра, чтобы Крым перестал быть дотационным регионом. За исключением ФЦП. Чтобы полуостров за счёт своих собственных налогов мог развиваться как самостоятельный субъект.

 – Понятно, что в этот день экономическая ситуация в Крыму такова, что большую часть своего времени вы будете отдавать работе. Как семья отнеслась к вашему назначению на должность министра?

– С пониманием и поддержкой. Она остаётся в столице России. Мы договорились жить в маятниковом режиме. У нас маленький ребёнок, его не хотелось бы вырывать из той социальной среды, в которой он сейчас. Поэтому будем жить на два города.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля