Последние новости

Реклама

Фуад Мамедов-Пашабейли, Sputnik Азербайджан

Об этом сообщило издание «РИА Крым».

Четверть века тому назад прекратило биться сердце великого Евгения Леонова, неповторимого актера, который своим творчеством многие годы восхищал миллионы поклонников театра и кино.

Помню данный январский день четверть века тому назад. Когда в новостях объявили о смерти любимого актера, я вначале застыл, а потом, когда дошла вся бесповоротность этого сообщения, моим существом овладела скорбь. Как будто я потерял родного мне человека. Примерно такие же чувства я испытал, когда не стало Василия Шукшина и Андрея Миронова. Уверен, что миллионы советских людей переживали такие же ощущения.

Народ любил и уважал ушедшего 29 января 1994 года актера. Достаточно сказать, что в день его смерти в театре Ленком вечером должен был идти спектакль «Поминальная молитва», где он исполнял главную роль. Зал был полон, зрители не знали, что актера нет уже в живых (он собирался из дома в театр, тем не менее в секунду его не стало — тромб) и предвкушали новое свидание с любимым артистом. Тем не менее вместо этого объявили, что его уже нет. Ни один зритель после этого не сдал билеты в кассу. Из находящейся по соседству церкви принесли свечи и весь вечер простояли с ними у театра…

Евгений Павлович Леонов. Мне повезло, я видел это величайшего актера не только на экранах кинотеатров и ТВ, тем не менее и на сцене, как в Москве в Ленкоме, так и во время гастролей это прославленного театрального коллектива в Баку в конце восьмидесятых. Это была феерия актерского мастерства, Леонов целиком овладевал зрительным залом, приковывая внимание к себе неописуемой харизмой, главной в которой была искренность, с которой он играл любую свою роль.

Леонов учился в авиационном техникуме, когда решил круто изменить свою жизнь и поступил на драматическое отделение Московской театральной студии, которой руководил Ростислав Захаров, известный балетмейстер Большого театра. Большое влияние на Леонова оказал будущий великий театральный режиссер Андрей Гончаров, который вел их курс. После окончания Леонов стал работать в театре имени Станиславского. Но актеру поручали роли в массовке, в кино он также играл маленькие роли. В середине 50-х годов ситуация начала меняться. В театр пришел Михаил Яншин и у Леонова появились очень интересные роли. Он также начал сниматься в фильмах, наиболее заметных в то время.

Тем не менее широкую популярность у советских зрителей Леонов получил после знаковой советской комедии «Полосатый рейс». Актер сыграл буфетчика Шулейкина, который в связи со сложившимися обстоятельствами выдал себя за укротителя тигров. Должен отметить, что режиссер фильма Владимир Фетин был «крестным отцом» многих будущих звезд советского кино. Кроме Леонова, он оказал помощь получить всесоюзную (и не только) славу Людмиле Чурсиной, Наталье Гундаревой.

Так вот, в «Полосатом рейсе» Леонов сыграл блистательно. Актер порой доходил до гротеска, тем не менее делал это с такой искренностью и простодушием, что сразу же после этого фильма превратился в любимого комедийного актера у зрителей и желанным на съёмочной площадке для многих кинорежиссеров.

Тем не менее должен поделиться с вами одним своим впечатлением. Конечно же, в «Полосатом рейсе» Леонов был бесподобен, тем не менее меня просто поразила выдающаяся игра актера в следующем фильме Фетина — «Донская повесть». В то время как после роли Шулейкина режиссеры наперебой приглашали Леонова на комедийные роли, Фетин был убежден, что Евгений Павлович разнохарактерный актер, и он прекрасно справится с серьезной драматической ролью.

«Донскую повесть» Фетин поставил по рассказам Михаила Шолохова «Шибалково семя» и «Родинка». Далеко не комедия! И вот на роль донского казака Якова Шибалка режиссером был приглашен Евгений Леонов — и это учитывая категорическое возражение худсовета. Режиссер уговорил всех и оказался прав, Леонов блестяще воплотил на экране данный непростой образ.

В паре с ним играла Людмила Чурсина, которая также запомнилась. Если вы пропустили данный фильм, обязательно посмотрите. Вы увидите, как затрагивает своей игрой Леонов человеческие души, как он своей искренностью и простотой вызывает слезы, точно так же, как в «Полосатом рейсе» — гомерический хохот. Это и есть высший актерский класс!

Учитывая успех этой картины режиссеры все же продолжали приглашать Леонова на комедийные роли. Его привлекают в свои картины мэтры отечественной комедии. Он снимается у Георгия Данелии в «Тридцать три» и «Не горюй», а Эльдар Рязанов снимает его в роли фотографа Орешкина в фильме «Зигзаг удачи». Помню, в 1969 году зал буквально покатывался со смеху, наблюдая за злоключениями героя Леонова.

В 1969 году Леонов покинул Театр Станиславского, перейдя в Театр Маяковского, главным режиссером которого был Гончаров. Первой работой в новом театре для Евгения Павловича стала роль Ванюшина в спектакле «Дети Ванюшина». Он сыграл много интересных ролей в этом театре, но в середине 70-х из-за размолвки с Гончаровым ушел и оттуда. После этого он связал свою судьбу с великим режиссером Марком Захаровым и театром Ленком, которому был верен до своего последнего дня.

В кино у Леонова — одна большая удача за другой. Один знаковый фильм сменяет другой. В 1970 году в фильме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» он блестяще создал роль бывшего фронтовика, а ныне слесаря, который проводит день вместе со своими фронтовыми друзьями.

И почти тут же — комедия Александра Серого «Джентльмены удачи». Здесь актеру достались сразу две главные роли – жестокого вора по кличке «Доцент» и директора детсада Евгения Ивановича Трошкина, который по заданию милиции перевоплощается в Доцента. Великолепная работа артиста, который солировал между прекрасного актерского ансамбля — неудивительно, что картина до сих пор любима зрителями многих поколений.

Нюхин в фильме Михаила Швейцера «Карусель», Леднев в телесериале «Большая перемена», Потапов в драме «Премия» (Государственная премия СССР) и, безусловно, феерическое исполнение штукатура Коли в комедии Данелии «Афоня».

Я люблю все роли Евгения Леонова, тем не менее преклоняюсь перед тем, как данный великий актер создал образ Сарафанова в драме Виталия Мельникова «Старший сын». Он сыграл филигранно, показав чудака, который учитывая житейские неудачи продолжает быть великодушным, благородным, готовым понять другого человека и помочь ему, пусть даже себе во вред. Он смешит зрителя не внутренней составляющей своего героя, а несколько вычурными манерами, порою совершенно не подходящими Сарафанову. Зритель смеется, тем не менее и грустит одновременно. Непревзойденное исполнение!

Леонов создает один актерский шедевр за другим. Серафим в «Шаге навстречу», Ламме Гудзак в «Легенде о Тиле», Волохов в «Мимино», Мендосо в «Дуэнье», Прохоров в «И это все о нем», Жевакин в «Женитьбе».

А просто феерическое исполнение роли Короля в ещё одном знаковом советском телефильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца? Скажу, что я видел первый вариант этого фильма, где режиссером и исполнителем роли Короля был великий Эраст Гарин, которого переиграть было очень трудно. Но Леонову удалось создать своего Короля, который был сделан им просто восхитительно.

Очень скоро Данелия приглашает его в свою картину «Осенний марафон». Так вот, актер настолько блистательно сыграл выпивоху-соседа главного героя, что именно Леонов, а не Басилашвили, собрал большой урожай премий за лучшую мужскую роль в этом фильме.

Актер играет в комедии Леонида Гайдая «За спичками» крестьянина Ихалайнена, в трагикомедии Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» — актера провинциального театра Бубенцова и наконец в «Кин-дза-дза» Данелии.

Но, несчастье подстерегало артиста. В 1988 году, когда Ленком был на гастролях в Германии, ему стало плохо. По дороге в больницу он перенес клиническую смерть. Евгений Леонов пролежал в коме шестнадцать суток. Он вернулся и ещё несколько лет радовал нас своими работами, тем не менее в тот трагический день четверть века тому назад его не стало.

Великий актер и в этот день — частый гость на телеканалах, зрители которых с удовольствием смотрят фильмы с его участием, где мы, наблюдая за образами, созданными Евгением Павловичем Леоновым, восхищаемся его актерской мощью и человеческой искренностью, простотой и великодушием.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля