Последние новости

Реклама

Сергей Никоненко: Звезда в Ялте — подарок что надо!

На аллее звёзд, что на ялтинской набережной, есть памятный знак и в честь народного артиста России, постоянного участника Международного телекинофорума «Вместе» Сергея Никоненко.

- Это ведь не первый сюрприз от телекинофорума, Сергей Петрович?

- Да, был до этого приз имени «короля комедии» Михаила Пуговкина. А звезда моего имени в Крыму не первая — «зажжена» ещё и в Смоленске в рамках фестиваля «Золотой Феникс».

- Скромные награды не затерялись между множества призов престижных фестивалей, правительственных наград, между которых ордена «Почёта», «За заслуги перед Отечеством»?

- Каждая награда имеет свой вес, своё значение. Ялтинские мне очень дороги. Ведь с этим городом связана жизнь моего отца, Петра Никаноровича, который пятнадцатилетним пареньком служил у создателя отечественной киноиндустрии Александра Ханжонкова. А мой дебютный фильм «Сердце не прощает» создавался в 1960 году на Ялтинской киностудии.

Я, студент второго курса ВГИКа, снимался вместе с Зоей Фёдоровой и Николаем Крючковым. Потом здесь же снимался в картинах «Счастье пришло». «Шурка выбирает море», «Странные люди», «Там, за горизонтом», «Шестой», «Я — кукла».

- Кино увлекло в детстве?

-Вообще-то первым увлечением был театр. В тринадцать лет влюбился в девочку, за которой я пришёл в драмкружок Московского городского дома пионеров, чтобы быть рядом с ней. Она, правда, вскоре ушла, а я задержался надолго. Ещё и в студию художественного слова записался, одолеваемый жаждой творчества. Так увлёкся, что прозаические школьные занятия совсем забросил, и когда взрослые интересовались, как учусь, не моргнув глазом, отвечал: «без троек». И было это чистой правдой: в дневнике у меня были одни двойки.

- С первых шагов в профессии вам повезло: учились у самого Сергея Аполлинариевича Герасимова. Одногруппниками были Жанна Болотова, Николай Губенко, Евгений Жариков, Галина Польских, Лидия Федосеева (в будущем Шукшина), Жанна Прохоренко… Поистине звёздный курс. Как думаете, это случайность или мэтр обладал даром распознавать истинные таланты?

- У Герасимова был просто грандиозный педагогический дар. Думаю, причина в этом, а не в предвидении. Конечно, отбирал он на свой курс людей не бесталанных, однако любому таланту, как алмазу, нужна огранка, чтобы он превратился в бриллиант. Иметь такого наставника — настоящее везение.

- Снявшись в добром десятке картин, вы решили попробовать себя и в режиссуре. В этом также влияние Мастера?

- Не без этого. Я ещё на втором курсе решил испытать себя в режиссуре. На это подтолкнуло то, что тогда будущие актёры учились вместе с будущими режиссёрами, и Сергей Аполлинариевич не препятствовал нашему тесному творческому общению. А после совета Василия Макаровича Шукшина, у которого я снимался в картине «Странные люди», заняться режиссурой принял окончательное решение. О чём не жалею.

- И сколько уже фильмов на счету режиссёра Никоненко, который уже более пятидесяти лет в кино?

- Пятнадцать полнометражных и один 16-серийный телефильм «Аннушка».

- Вас называют «певцом Есенина». Когда началась «связь» с поэтом?

- В 1971 году, когда я сыграл Есенина в картине Сергея Урусевского и Геннадия Шпаликова «Пой песню, поэт». С тех пор собирал всё, что связано с ним. Разыскивал и приобретал прижизненные издания с ранними произведениями.

- А потом создали в Столице России Есенинский центр. Как возникла эта идея?

- Работая над ролью Есенина, внимательно изучал воспоминания первой гражданской жены поэта Анны Изрядновой, отследил её путь с работы домой по тем приметам, какие она давала, и понял, что жила она в моём доме номер 44 на Сивцевом Вражке. Кинулся в жэк, перетряс пыльные книги со списками бывших жильцов и нашёл подтверждение своей догадке. Выяснил, что Анне Романовне принадлежала самая маленькая комнатка на первом этаже. Сюда приезжала мать Есенина. Отсюда в тридцать седьмом забрали сына поэта Георгия, которого расстреляли в двадцать три года за «покушение на Сталина». Сюда приходил повидаться с бабушкой другой сын поэта — Александр Есенин-Вольпин. В этой комнатке мы с супругой, актрисой Екатериной Ворониной, и открыли музей двадцать лет назад.

- Неужели обстановка квартиры сохранилась?

- Ну что вы! Когда я зашёл в неё первый раз, там обитали бомжи. Пока шёл ремонт, я искал экспонаты, налаживал контакты с Есенинским центром в Константиново. Мебель собрали из домов людей, близких Есенину. Есть диван, на котором он сидел. Есть бокал, который он три года возил с собой повсюду и не желал пить ни из какого другого. Между экспонатов — бритвенный прибор из десяти предметов, который Есенин как-то подарил своему другу — поэту Николаю Клюеву со словами: «Россия кровью исходит. А ты всё в облаках витаешь, проповедуешь свои старообрядческие мотивы. Вот возьми бритву и сбрей бороду!». Клюев Есенина не послушал, а бритвенный прибор через несколько дней передарил своему другу Анатолию Никифоровичу Яр-Кравченко, у племянника которого Станислава Борисовича я и купил реликвию.

- Вы негативно восприняли сериал «Есенин». Почему?

- Потому что в нём поэт изображён очень однобоко — хулиганом, бабником и алкоголиком. Если бы Есенин этим только и занимался, разве издал бы он за десять лет тридцать своих книг? Когда бы горький пьяница, каким его изобразили, успел бы всё это написать? Совсем другого Есенина Сергей Безруков сыграл на сцене театра имени Ермоловой в спектакле «Жизнь моя, иль ты приснилась мне». Там поэт — нежный, трогательный, содержательный, пропускающий через свою чуткую душу всё, что происходило с Россией. И сыграл тогда совсем ещё молодой актёр театра Олега Табакова так искренне и достоверно, что получил за данную роль звание лауреата Государственной премии России.

- Есенин — ваш любимый поэт?

- Один из любимых, а самый-самый — Александр Сергеевич Пушкин. То, что было по плечу Александру Сергеевичу, никому больше в литературе не удалось.

- Вы заняты в постановках, в фильмах и по классике, и по современным произведениям. В каких сложнее играть?

- Играть любую роль непросто. Однако играть классику — счастье. Это изумительный материал! Тексты Островского, Чехова — настоящий кладезь мудрости.

А как легко учатся! К сожалению, о многих современных пьесах, сценариях этого не скажешь. Иногда такое впечатление, что автор переводил на русский, да ещё и безграмотно. Частенько приходится тексты такие править по ходу дела.

- Что думаете о современном кинематографе?

- Есть очень достойные картины. Однако общая направленность, депрессивная, меня удручает.

А кино не должно быть депрессивным. Это такое искусство, которое обязано пробуждать в человеке человеческое. Любым жанром. Оставляющим светлые надежды. Как картины, скажем, Рязанова, Гайдая.

- Коллеги говорят о вас как о человеке весёлом. Значит ли это, что ближе комедийные роли? Смотреть комедии любите?

- Похохмить, анекдоты рассказать — это хлебом не корми. Приятно же дарить людям смех и хорошее настроение. Комедии люблю, однако не все. Мне очень близки типа «Ёлки-палки» по Шукшину.
- Как относитесь к критике?
- Спокойно, памятуя мудрый совет Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Ценю реакцию зрителей: они — народ непредвзятый.

Досье

Народный артист России Сергей Петрович Никоненко родился 16 апреля 1941 года в Столице России. Окончил актёрский и режиссёрский факультеты ВГИКа.

В последние годы активно снимается в сериалах. Запомнился зрителям по ярким ролям в телесериалах «Каменская», «Одна любовь души моей», «Пан или пропал», «Ребята из нашего города», «Тяжёлый песок», «Родина ждёт», «Граф Крестовский», «Гибель империи».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля