Космическая сенсация: наблюдаем комету века!

К Земле приближается небесное тело, которое обещает быть настоящей кометой ХХI века. Возможно, она будет видна невооруженным глазом даже днем!

О том, как наблюдать столь редкое небесное явление, и как человечество на протяжении веков верило в роковое влияние комет на судьбы, «Севастопольской газете» рассказал руководитель астрономической секции Севастопольского отделения МАН Александр Лесовой.

Комета была открыта в прошлом году Виталием Невским (Белоруссия) и Артемом Новичонком (Россия) по проекту ISON (International Scientific Optical Network, Международная Научная Оптическая Сеть) и получила обозначение C/2012S1. Кстати, её неофициальное название Айсон (в английской литерации) связано с названием научного проекта.

1 октября она будет находиться в созвездии Льва и перед восходом Солнца видна в любительские телескопы размытой звездочкой 11-й звездной величины. Затем, проходя по Льву и Деве, блеск её каждые две недели будет возрастать в три раза, и с 20 ноября её уже можно будет видеть простым глазом в созвездии Девы.

Кометы — предвестники гибели правителей

С незапамятных времен появление на небе кометы — «косматой звезды» — вызывало массовую тревогу людей, а то и настоящую панику. После убийства Цезаря в 44 году до н.э., совпавшего с сиянием в небе яркой кометы, люди стали считать, что кометы предвозвещают несчастья и беды, и особенно — для монархов. Смерть Константина Великого, Аттилы, «вещего» Олега, Ивана Грозного при свете комет только укрепили это мнение.

Когда появилась комета 1556 года и умер папа Урбан IV, испанский король Карл V стрелял в неё из пистолета. В 1664 году по комете из аркебузы стрелял португальский король Альфонс VI. Закатывал истерику Людовик XIV, а когда придворные пытались его успокоить, брат короля произнес знаменитую фразу: «Хорошо вам шутить, господа: вы не принцы».

По этому поводу Шекспир написал («Юлий Цезарь»):
В день смерти нищих
не горят кометы,
Лишь смерть царей
огнем вещает небо.

Да что Шекспир? В XVIII веке Лондонское Королевское общество (по сути Британская Академия наук!) всерьез объявило, что кометы грозят гибелью великим личностям больше, чем «подлым людям».

Но простой народ также нервничает. В связи с подлетом в 1910 году Кометы Дневного Света газеты писали: «Мадрид, 5 (18) мая. Население Испании ожидает комету с большим беспокойством. По ночам на улицах городов и селений собираются толпы, в страхе перед концом света идут в храмы, молятся, исповедуются, каются в грехах».

«Вена, 5 (18) мая. Венские астрономы убеждены, что завтра хвост кометы заденет Землю. Между населения, особенно в провинции, паника. Многие запасаются кислородом. Были случаи самоубийства от страха. Иные крестьяне, в ожидании конца мира, распродали свое имущество и предаются пьянству».

Но случались беды и покруче: взять хотя бы последнее появление кометы Галлея в 1986 году, которое совпало с целой серией катастроф: погиб экипаж космического корабля «Челленджер» — семь астронавтов США; затонул лайнер «Нахимов», забрав 423 жизни; грянул чудовищный взрыв на Чернобыльской АЭС; началась печальной памяти «перестройка».

Глыба льда с длинным хвостом

Однако, что собой представляет комета? Это глыба загрязненного льда и снега величиной с гору Эльбрус. Миллионы таких глыб, кометоидов, и иных малых тел медленно обращаются вокруг Солнца, образуя кольцо (так называемый «пояс Койпера»), радиус которого в 50 раз больше расстояния от Солнца до Земли, т.е. 50 астрономических единиц. Под воздействием каких-либо возмущений гравитационного и/или магнитного поля Галактики спокойная жизнь кометоида заканчивается — он срывается со своей благополучной орбиты и устремляется к Солнцу. Приближаясь к нему, кометоид под действием солнечного тепла начинает испаряться, продукты испарения образуют «голову» и «хвост» — кометоид превращается в комету.

На достаточно близком расстоянии от Солнца голова кометы может вырасти до размеров самого Солнца и даже больше, а хвост протянуться почти до орбиты Юпитера. Кстати, любопытно, что, попав в хвост, вы этого совсем не заметите: в 1000 кубометров хвоста вещества будет меньше, чем молекул воздуха в наперстке! (Вспомним венских астрономов). А хвост прекрасно виден на небе из-за отражения им солнечного света и колоссальной площади.

И ещё. Следует заметить, что кроме «пояса Койпера», в тысячу раз дальше от него — совсем на окраинах Солнечной системы, гипотетически существует сфера малых тел, так называемое «облако Оорта», которое также может быть «родиной» комет.

Комета будет видна днем невооруженным глазом

Но вернемся к нашей гостье — комете Невского – Новичонка. По предварительным расчетам, ядро кометы имеет поперечник порядка 5 км. Является ли она периодической, пока не известно, т.е. она может быть родом из «облака Оорта» — прилетела, улетит и больше мы её никогда не увидим. Тем важнее её наблюдения.

Свой перигелий — ближайшее расстояние до Солнца — она пройдёт 29 ноября (в Деве), так что 28 и 30 ноября она может иметь рекордную яркость: минус 4,5 звездной величины — наблюдайте невооруженным глазом!

Особенность орбиты нашей кометы такова, что и после прохождения перигелия она останется на утреннем небе, и лишь в ночь на Рождество она засияет вечером — не чудо ли!

В приполярных районах комета явит вообще фантастическое зрелище: будет видна и утром, и вечером, да ещё и с хвостом в четверть неба!

В декабре – ноябре она стремительно полетит к Полярной звезде, проходя от Скорпиона до Цефея по несколько градусов в сутки и быстро теряя блеск.

Вот ещё одно удивительное совпадение: в ноябре рядом с кометой Невского – Новичонка в Деве будет сиять ещё одна знаменитая пришелица — комета Энке. Она уникальна тем, что на оборот вокруг Солнца ей нужны не десятки, не тысячи лет, как обычно, а всего 40 месяцев. При этом она движется так, что нарушает все законы небесной механики!

Наблюдайте за небом!

Наблюдения комет, несущих информацию о неведомых космических далях, чрезвычайно ценны. Даже любительские. Ведь не раз бывало, что из-за неблагоприятных погодных условий обсерватории не видели, а любители наблюдали загадочные явления: странные флуктуации в хвосте кометы, раздвоение его и даже отрыв хвоста от ядра, разделение ядра и т.д.

В 2001 году воспитанник астрономической секции Севастопольского отделения Малой Академии наук Сергей Назаров в реальном времени наблюдал гибель кометы 1999S4 LINEAR — редкая удача! Результаты своих наблюдений он изложил в научном докладе и в статье, опубликованной в журнале «Наше небо» (Киев). Эта работа послужила основанием для приема С.Назарова в аспирантуру, и теперь он — младший научный сотрудник Крымской астрофизической обсерватории.

Обращаюсь ко всем фанатам астрономии: наблюдайте небо — не пожалеете!

Пока материал готовился к печати, наблюдения последних дней породили сомнения, достигнет ли комета ISON расчетного блеска. Такое уже случалось, и не раз. Например, в 1973/74 гг. ожидалось появление очень эффектной кометы Когоутека, а она ничем не удивила. Что ж, все равно будем наблюдать! Тем более что орбитальный телескоп им.Хаббла уже обнаружил в хвосте кометы Невского – Новичонка нечто непонятное. Чистого всем неба!

Оперативную информацию о комете Айсон можно найти на сайте isoncampaign.org