Последние новости

Реклама

«Распечатавший поколение» Своим первым романом в стихах «На фоне неба и во всю длину» Сергей Соловьёв буквально ворвался в литературу в начале восьмидесятых годов прошлого века. Опубликован он был в журнале «Литературная учёба» благодаря Андрею Вознесенскому, который назвал начинающего поэта своим преемником. Он и написал предисловие к роману, а послесловие — наш земляк Александр Ткаченко, к тому времени обосновавшийся в Столице России и уверенно вошедший в поэтическую плеяду.

С тех пор о Соловьёве говорят: «распечатал поколение». Он этого не отрицает, тем не менее с присущей ему скромностью подчёркивает:

- Не потому, что я необыкновенный, просто так карта легла, что с меня началось вхождение в литературу целого поколения молодых, начинающих поэтов и прозаиков. Произошло это с лёгкой руки замечательного поэта и человека Андрея Вознесенского. После его статьи в «Литературной газете» «Муки музы» к читателям пришли новые имена, между которых — Алексей Паршиков, Алексей Ерёменко, Иван Жданов, теперь признанные мастера слова.

-Сергей, а почему вас представляют нынче как индийского поэта?

- Это элемент игры: одно из мест, где живу — Индия. С таким же успехом меня можно назвать крымским поэтом, потому что давно обосновался в пушкинском Гурзуфе. Вообще я постоянно перемещаюсь в пространстве, переезжая с места на место. Часто данные места находятся вдали от туристических троп, где белых людей видели последний раз добрую сотню лет назад. Это в основном джунгли, где обитают древние племена. Большую часть времени провожу между них и слонов.

- Слонов не боитесь? Они ведь кусаются.

- Бывает. Тем Не Менее меня не кусают: мы с ними одной крови. Я у них, — как Маугли. Несколько раз я ощущал, конечно, грань жизни и смерти, тем не менее, как видите, пока жив. Мир платит и даёт вам ровно столько, сколько вы в него вкладываете.

- Почему Индия? Откуда пристрастие к этой стране?

- Помните свои детские сны с невероятными полётами? Индия — это то место, где сны воплощаются наяву. Для меня это — детство и нескончаемый полёт. Это — тот край, где ещё сохранена чуткость к миру и детская непосредственность отношений не только между людьми, тем не менее и между людьми и природой. Там нет религии, нет культуры, нет природы отдельно от человека. Это всё — единый космос, такой, каким он представлялся нам в детстве: мир неразделимый, единый, переживаемый нашим непосредственным опытом. Чем дальше от мегаполисов и туристических троп, тем данный мир полнее.

- Убегаете в детство?

- Можно так сказать, если бы слово «бегство» не несло негативного характера. Это не бегство, я думаю, а довольно непростой, сложный, рискованный путь приближения к истине. К ценностям, какие, на мой взгляд, в европейской культуре давно утрачены. Мы живём в открыточном мире. А там мир настоящий, реальный. Мир, в котором всё возможно, всё осуществимо.

- Что же связывает с Крымом?

- Я по духу — крымский человек. Хотя родился в Киеве. При первой же возможности уже больше двадцати лет назад переехал на полуостров. Много пишу о среде своего обитания здесь. В Столице России вышла большая, в пятьсот страниц, книга «Крымский диван». В ней и стихи, и проза, жанры самые разные — всё, что я написал о Крыме.

- А где вдохновеннее пишется?

- Это зависит не от места, а от внутреннего состояния. И наполнения сокровенной части внутреннего мира. Я не за впечатлениями езжу в Индию и другие места. Я просто живу там. И совсем не думаю, что это может стать литературой. Если бы я так думал, тогда мир бы лукавил со мной.

- Вы и другие страны посещаете?

- Конечно, и в Америке, и в Европе. Путешествие неотделимо от моей сущности, от моей жизни. Творчество — производное этих событий.

- Слышала, что в киевской молодости вы вели активную социально-культурную жизнь.

- Даже гиперактивную, я бы сказал. Основал театр с названием «Нольдистанция» на рубеже перестройки, когда просыпались дремавшие творческие силы, не имевшие доселе возможности выразиться. Данный театр стал местом, где люди разных профессий — философы, музыканты, художники, поэты, литераторы, просто гуманитарии и активные творческие силы — могли себя выразить. Потом создал газету, которая быстро превратилась в журнал, в литературно-художественный альманах «Ковчег». Авторы у нас были со всего мира — от Японии до Калифорнии. Из наших самые активные — Вознесенский, Битов.

- Пишите на русском?

- Только на русском. Я и по происхождению русский, и по языку, и по культуре.

- Образование какое и где получили?

- Филологическое. Учёба в Черновицком университете — экзотическая составляющая моей биографии. Я в то время работал художником-реставратором монументальной живописи. И прожил два года в Почаевской лавре. Во многих значительных храмах и монастырях восстанавливал фрески, росписи. В том числе в Киево-Печерской лавре, в Софии Киевской. Годы молодые — 19 лет, легко справлялся и с работой, и с учёбой на заочном отделении.

- Читателей часто радуете новыми книгами? Они быстро расходятся?

- Каждый писатель желает как можно чаще издаваться. Читательским вниманием не обделён. Очень быстро разошлись «Индийская защита», «В стороне», книга моих бесед-размышлений с русским по происхождению, живущим в верховьях Ганга мастером тантры Амритом. «Пир» — давно букинистическая редкость. Вышла эта книга, кстати, в симферопольском издательстве «Таврия» ровно 20 лет назад. Недавно изданы «Слова и ветер» и «Адамов мост». На географической карте Адамов мост — цепь необитаемых островов между Шри-Ланкой и Индией. Согласно преданию, по ним шёл Адам из рая на землю. Замыслов много, надеюсь, не иссякнут.

* * *

Литературный критик Галина Ермошина о Соловьёве: «Его речь — это великий шёлковый путь, проходящий сквозь пространство песка и света, воздуха и неба, почти отрываясь от земли, смешивая сон и явь, рождаясь и умирая каждое мгновение. Соловьёв пробуждает язык от сна».

* * *

Поэт Александр Уланов: «Стиль Соловьёва — продолжение не слишком частой в современной русской литературе традиции, связанной с «Египетской маркой» Мандельштама и «Школой для дураков» Саши Соколова. Стремление соединить повествование, имеющее различимый сюжет и героев, с концентрацией смыслов, свойственной скорее построенному на ассоциациях стихотворению».

Людмила ОБУХОВСКАЯ

Фото с сайта Сергея Соловьёва.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Дата: 15 сентября 2013 | Разделы: События
15 сентября 2013

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля