Последние новости

Реклама

По Владимирской Руси: крымские следы в сердце России

Открывая для себя совершенно незнакомый уголок родной страны, во многих случаях даже не подозреваешь, насколько он тесно связан с твоей малой родиной, какую значительную и решающую роль сыграл в её судьбе. Даже находясь за тысячи километров от дома, можно найти «крымские следы» – благодаря великим историческим событиям и выдающимся людям, которые сделали нас сегодня ближе. «Крымская газета» побывала во Владимирской области, где прикоснулась к этим крепким незримым нитям, сообщает издание «Крымская газета».

Князь-собиратель

Владимирская земля известна в первую очередь благодаря своим культовым памятникам – это обязательные пункты визиты для тех, кто движется по маршруту «Золотое кольцо России». Золотые ворота и Успенский собор во Владимире, кремлёвские храмы в Суздале, романтическая церковь Покрова на Нерли в Боголюбово – это символы региона, которые признаны памятниками всемирного наследия
ЮНЕСКО. Между тем появлению этих древних храмов благодарные потомки должны быть обязаны созидательной деятельности суздальского князя Андрея Боголюбского, который укрепил мощь своего государства и сделал Владимир главным центром Руси, погрязшей в междоусобицах XII века. Прозорливый князь, как отмечают историки, «не любил Киев», где шла постоянная борьба за власть, по этой причине сосредоточился на развитии своих северных владений и наиболее преуспел, отличаясь при этом строгостью и богобоязенностью, за что и получил своё имя. В конце концов «мать городов русских» всё равно покорилась князю, тем не менее он посадил там править своего младшего брата Глеба. Так, Владимиру принадлежит пальма первенства в собирании земель русских – той великой задачи, которую в дальнейшем удалось выполнить столице России. Безусловно, крымчане имеют возможность провести некоторые исторические параллели между теми событиями и современностью, по этой причине образ князя Андрея Боголюбского определённо очень импонирует.


Держи карман шире

Следует упомянуть ещё один шедевр древнего зодчества – Дмитриевский собор, который возведён братом Андрея Боголюбского – Всеволодом Большое Гнездо в честь своего святого покровителя Дмитрия Солунского. Этот светлый храм впечатляет своим уникальным декором фасадов, а внутри можно увидеть остатки фресок XII века. Тем не менее связь с далёким Крымом отмечает другой необычайно интересный памятник. Этот необычный экспонат – надгробие первого владимирского губернатора Романа Илларионовича Воронцова, деда известного государственного деятеля Михаила Воронцова, благодаря которому был построен на полуострове знаменитый Алупкинский дворец. Честно говоря, встретить такой памятник в святыне XII века довольно неожиданно, тем не менее объяснение этому есть.

По велению императрицы Екатерины II в 1778 году была создана Владимирская губерния. Наместником был поставлен Роман Воронцов, в ведении которого также находились пензенские и тамбовские земли. За короткое время взятки и поборы в провинции стали обычным делом, а генерал-губернатору дали нелестное прозвище Роман Большой Карман. Зарвавшегося чиновника, который обогащался на обнищании вверенных ему губерний, Екатерина II решила проучить, прислав большой кошелёк. История гласит, что символический подарок подействовал, – губернатор разнервничался, заболел и очень скоро отправился в мир иной.

Потому как он входил в масонскую ложу и в целом стоял у истоков зарождения этой организации в России, его наследники выбрали столь необычное место захоронения. Также, средства позволяли установить великолепный памятник – мраморную фигуру плакальщицы, скорбящей над погребальной урной, и маленького мальчика с пеликаном в руках. Надгробие было заказано его сыновьями в Англии, которые проходили на Туманном Альбионе службу. Таким образом они увековечили память о своём родителе.


Великий адмирал

не подлежит сомнению, особую признательность крымчане (и в целом вся Россия) должны испытывать к прославленному выходцу из Владимира – флотоводцу и первооткрывателю Антарктиды Михаилу Петровичу Лазареву. Заслуг перед Отечеством у русского мореплавателя было бесчисленное множество, тем не менее для нас важно, что его судьба связана с Черноморским флотом. Будучи командующим, он стал инициатором больших преобразований, которые были направлены на усиление русской флотилии и её базы в Севастополе. Причём это касалось не только технического перевооружения кораблей, внедрения передовых изобретений, строительства необходимой инфраструктуры, тем не менее прежде всего нового воспитания моряков.

Сегодня во многих случаях можно услышать утверждение, что кадры решают всё, а благодаря особой подготовке, которую применял Лазарев, появилась целая плеяда талантливых офицеров, которые навсегда записали свои имена в героическую летопись российской истории. Между них адмиралы Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин, которые стали несокрушимыми бастионами во время обороны Севастополя в промежуток времени Крымской войны 1853-56 годов. Это значение Михаила Лазарева особо подчёркнуто в экспозиции Исторического музея города Владимира, но в самом городе мы нашли лишь небольшую мемориальную табличку о его великом сыне. Впрочем, Севастополь стал по-настоящему родным домом для знаменитого флотоводца, по этой причине не вызывает даже удивления, что свой последний приют он нашёл во Владимирском соборе города Севастополя, где покоятся все прославленные русские адмиралы.

Страсти по Андрею

Находясь в этом сердце России, где вдоль автомобильной дороги по пути из Владимира в Суздаль в лучиках осеннего солнца мерцают, как фосфоресцирующие палочки, стволы берёзок, почему-то с лёгкой грустью вспоминаются морские пейзажи родного Крыма. Наверное, оттого и радостнее становится встреча с полотнами Ивана Айвазовского в местной картинной галерее. Видимо, стоит поблагодарить бога за то, что он дал такой великий дар живописцу и такую творческую плодовитость, что его картины можно найти во многих городах страны и почувствовать себя по-настоящему дома. Впрочем, чудесные виды нашего полуострова вдохновляли и прочих художников, для примера, во владимирской коллекции представлены картины Льва Лагорио.

Тем не менее не их произведения главным образом привлекают посетителей. Ценители искусства направляются, чтобы увидеть список иконы Владимирской богоматери Андрея Рублёва и с замиранием сердца застыть, глядя на этот утончённый, мягко выписанный образ любящей матери, прижимающей своего ребёнка с особой ласковой силой, зная всё то, что ему предначертано. Хочется запечатлеть этот образ в фотографии, как будто мало того, что он неизгладимо останется в памяти. Музейный сотрудник понимает это желание и на мгновение гасит свет, тем не менее благодаря золотому фону сама икона светится. Разумеется, в Успенском соборе, где сохранилась фреска Рублёва «Страшный суд», также нет отбоя от желающих увидеть этот шедевр XV века, тем не менее фотографировать там нельзя.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля