Последние новости

Реклама

«Мы их сделали!.. Позвольте поздравить вас с историческим достижением (на полном серьёзе, без стёба и преувеличений)! В первый раз в истории годовая инфляция в России оказалась ниже, чем в США», — написал 13 марта 2018 года на своей страничке в «Фейсбуке» Кирилл Тремасов. Но вряд ли к радости финансового аналитика присоединится большинство наших сограждан. Новый макроэкономический рекорд достигнут ценой тотального обнищания россиян.
ТРЕМАСОВ — известная персона: с 2014 по 2017 год был директором департамента макроэкономического прогнозирования в министерстве экономического развития РФ. «Опубликованные данные по Штатам зафиксировали годовой рост потребительских цен в США по состоянию на конец февраля на уровне 2,21%... Официальное значение инфляции в РФ на конец февраля составляло 2,2%. Но коллеги мне подсказали, что точная цифра составляла 2,18%», — написал аналитик.

По его оценке, такое значение инфляции избыточно низкое (на 1,8 процентных пункта ниже цели ЦБ) и связано в основном с обвалившимися доходами населения (а также с низкими ценами на продовольствие в мире и укрепившимся рублём). Напротив, в США такая инфляция считается достаточно высокой и вызвана она ускоряющимся ростом экономики, повышением зарплат и цен на энергоносители.

Как говорится, два мира — два эфира. У них — просто капитализм, у нас — чиновно-административный, или, по меткому выражению Г.А. Зюганова, «сплошная обираловка».

Поясним вкратце, в чём же всё-таки отличие инфляции в Штатах, Европе, Японии — и у нас. Особенно показателен пример Японии: уже третье десятилетие инфляция держится на уровне 2% и ниже, в отдельные годы инфляция была отрицательной (в 2009-м — минус 1,8%). Низкая инфляция сопровождается продолжительным промежутком времени стагнации экономики, который последовал за схлопыванием финансового пузыря на рынках недвижимости и фондовых активов в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

Аналогичные процессы происходили в Европе и США после обвала финансовых рынков в 2008 году. Вместе с падением цен на энергоносители упали цены и на остальные товары и услуги, что стало следствием снижения спроса. В результате, очень низкая инфляция свидетельствует о низком спросе на товары и услуги. Механизм тут простой: если товар не покупают, то цену на него поднять невозможно, по этой причине она не растёт или даже снижается. А если цены не растут или снижаются, то не растёт и прибыль предприятий, у них всё меньше остаётся денег на развитие, на зарплату, на оплату товаров и услуг иных предприятий. Тем более невозможно в таких условиях создавать новые рабочие места и предприятия.

Именно для поддержания спроса на товары и услуги финансовые власти Запада начали проводить политику «количественного смягчения», в результате которой количество денег у предприятий и граждан стало неуклонно расти. Скажем, Европейский Центробанк в 2016 году ежемесячно выкупал на 60—80 млрд евро активов (ценных бумаг как государственного, так и частного секторов). Аналогичная программа реализовалась и в 2017 году. Изначально же такая программа проводилась в США (в 2008—2009 годах ФРС выкупила ипотечных и прочих облигаций на сумму 1,7 трлн долларов, в 2010—2011 годах — на 900 млрд долларов и так далее. Общий же объём стимулирующих программ достиг 4,5 трлн долларов).

В результате в том числе и этих мер в конце ноября 2017-го годовой рост ВВП в США составил 3,3%! Аналогичный показатель России в тот же промежуток времени составил 1,0%. И это при том, что экономика США в несколько раз больше нашей, по этой причине получить 3% роста там гораздо сложнее, чем у нас.

И вот мы видим, что цели, результаты и методы экономической политики у развитых стран и у нас прямо противоположные. У нас инфляцию подавляют любой ценой, у них пробуют её нарастить до разумных пределов, у нас убивают экономику под корень, оставляя на плаву лишь монстров-монополистов, у них наращивают ВВП за счёт роста числа малых и средних предприятий и рабочих мест.

Мы ни в коей мере не стремимся идеализировать западный опыт, а лишь излагаем факты: наши прилежные ученики западных гуру (заседающие в правительстве и Центробанке) во всём, что касается инфляции, почему-то делают прямо противоположное практике их заокеанских и европейских наставников. Что бы это значило?

А вот что. Их (российского правительства и Центробанка) цель — не развитие экономики (производства, предприятий и рабочих мест), не увеличение ВВП и тем более не рост благосостояния народа (с какой стати каждый из них — высокопоставленных и сверхвысоко оплачиваемых чиновников правительства, госкорпораций и т.д. и т.п. — будет думать о каком-то там народе вне периода избирательной кампании?!). Их цель — «благоприятный инвестиционный климат», под которым они понимают (учитывая завесу наукообразных слов и диссертаций) следующее. Им бы хотелось, чтобы капиталы, которые они выкачивают из России в рублях, не обесценивались инфляцией. Ведь одно дело потерять 5 процентов от десяти тыс. рублей из-за инфляции (это незаметно даже для бедного человека), другое дело — со ста миллиардов. А вывозить миллиарды в Лондон или Нью-Йорк теперь стало не только хлопотно, но даже небезопасно: имеют возможность ведь и отнять.

ВОТ И ВСЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ логика псевдонаучной зауми о «таргетировании инфляции»: банальная жадность и, простите, жлобство власть и деньги имущих принуждает их душить инфляцию, а заодно и всех жителей России. Непрекращающиеся западные меры лишь обостряют подобные устремления.

А как её задушишь, инфляцию, если в стране в 1990-е годы уничтожено было всё то, что называется «экономикой простых вещей». Это когда обычные обувь и одежда, огромная часть продуктов питания и стройматериалов завозятся из-за рубежа, а не производятся внутри. Пресловутое импортозамещение так и осталось лишь фигурой речи. И по этой причине всякий рост спроса даже на обычные (не эксклюзивные, модные и т.д.) вещи ведёт к росту курса иностранных валют и инфляции, а не к росту ВВП. Значит, спрос надо задушить на корню, чтоб инфляция не росла.

А как это сделать? Правильно — отнять у людей деньги, оставить им узкий-узкий денежный ручеёк — только на самое необходимое. И в этом власти преуспели: если доходы населения в реальном выражении в 2014-м снизились на 0,7% (разговоры о мерах только начались), то в 2015 году — уже на 3,2% (приняты первые пакеты санкций, наши толстосумы занервничали), а в 2016 году — на 5,8%. За 2017-й показатель снизился ещё на «скромных» 1,7% — всё-таки год предвыборный…

но вот выборы позади, а значит, можно продолжать политику удушения.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля