Последние новости

Реклама

Не вера в потусторонний рай, а научное убеждение в закономерном развитии реального общества к коммунизму.
Марксистской общественности хорошо известно отношение К. Маркса к религии, получившее своё выражение, для примера, во вводной части его философской работы «К критике гегелевской философии права»:

«Религия – это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 1. Изд. 2. 1955, с. 415 – http://www.uaio.ru/marx/01.htm).

Но апологеты религиозного мировоззрения в своих обращениях к публике естественно об этих словах классика коммунистической теории умалчивают. А чтобы сбить с толку и перетянуть в свои ряды обывателя, они, используя омонимию применяемых в обиходе слов, запустили в обращение провокационную тезу о том, что коммунизм это такая же вера, как и религия. Как по команде, её подхватили буржуазные СМИ, а с учебных кафедр, особенно платных учебных заведений, используя примитивный софизм, основанный на омонимии слова «вера», «школяры» от философии – продажные преподаватели. Не брезгуют этим, к сожалению, и околонаучные критики марксизма, которые хотят на этом фоне «засветить» своё имя у либеральных издателей и жаждущих сенсаций поверхностных читателей.

В этих условиях марксистам требуется проводить свою разъяснительную работу по защите коммунистических идеалов от наветов словоблудных провокаторов, применяя при необходимости и этимологическую аналитику.

В русле такого подхода попробуем разобраться в этом и мы.

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, где освоение (постижение) мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхестественный, сверхчувственный.

Формирование искусственного мира (теоретического, художественного и т.п.) характерно для людей. Специфика религии – в особом характере её «второго» мира и его смысловой роли. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Внешней формой проявления этой веры служит культ служения божеству (от лат. cultus – уход, почитание) как совокупность сложившихся обрядов, молитв, заклинаний, не подлежащих сомнению догматов.

Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Их наиболее ранними формами являются магия (колдовство, волшебство), тотемизм (отождествление людей с определёнными видами животных и растений), фетишизм (вера в изваяния, амулеты, талисманы, мощи, иконы, якобы обладающие сверхъестественной силой), анимизм (вера в переселение душ, в приведения, в духов).

Историческими формами религии считаются племенные религии (с подачи иудейских книжников их окрестили общим названием «язычество». Иудаизм, в этом смысле, также относится к «язычеству»), национально-государственные (этнические) и мировые.

Как правило, религии предполагают наличие высших существ (совокупности богов или одного бога), которые создают мир и управляют им по своей воле. В индуизме – это Вишну или Шива и их воплощения, в иудаизме – Яхве, в христианстве – святая троица (бог-отец [тот же Яхве], бог-сын [Иисус] и бог-дух святой), в исламе – Аллах. И т.д., и т.п., и пр.

Наука даёт несколько толкований происхождению и утверждению в сознании людей понятия «бог». Это или обобщенный образ предков, или отдалённый во времени образ отца – родоначальника племени, или мифологически сформированный образ героя культуры данного племени или народа (в частности, герой эпоса). Французский философ К. Гельвеций (1715-1771) в своём сочинении «Об уме» (1758), которое было сожжено согласно распоряжению тогдашнего французского парламента как опасное для религии и государства, сюда же относит и первого национального законодателя.

Религия божества не всегда связана с его почитанием. У ительменов (Сибирь) бог Кутх подвергался поношению за то, что плохо устроил мир.

Переход от единобожия к многобожию и наоборот происходил в истории человечества по мере интеграции племён и образования фратрий (братств), народностей и наций, что, в общем-то, являлось объективной исторической закономерностью. Все племена, а потом и народы в своём культурном развитии проходили через стадии формирования племенных и далее национально-государственных религий. При добровольном объединении племён происходило и объединение на паритетных началах их богов в пантеоны, при этом один из богов (из наиболее сильного или наиболее культурно продвинутого племени) признавался главным. Классический пример тому – пантеон греческих богов. При принудительном объединении, например в результате захватнических войн, победитель мог диктовать свою волю побеждённому, среди них и относительно признания своего божества в качестве главного и даже единственного. Фактически такое явление и произошло в начале 4 века в Римской империи после прихода к власти в результате вооружённой борьбы Константина – праправнучатого племянника Иисуса. Изредка принятие чужого бога происходило по культурному невежеству или в силу матримониальных соображений. Примером последнего может служить принятие христианства князем Владимиром в обмен на руку византийской царевны Анны в 10 веке.

В целом, культура, опирающаяся на религиозное мировоззрение – это культура уходящего (прошлого) времени. Передовым же краем современной культуры является наука, и построенное на её основе философское или научное мировоззрение, которое лежит в основе научного предвидения будущего.

Коммунизм (от лат. communis – общий), общее название различных концепций, в основе которых – отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса коммунизм – общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своём развитии две ступени (фазы) – низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом (Новый энциклопедический словарь. – М., 2006, с. 541).

Первобытно-общинный коммунизм появился и существовал стихийно, когда господствовал ручной труд, а средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки и пр.) являлись достоянием всех соплеменников. Распределение, обмен и потребление произведенных продуктов носили характер примерного равенства, отвечающего, согласно Марксу, коммунистическому принципу: «От каждого по способностям – каждому по потребностям».

Утопический социализм и коммунизм как социально-экономическое учение появился в 15 веке, когда английский гуманист, государственный деятель и писатель Т. Мор (1478-1535) написал книгу «Утопия», содержащую описание идеального строя в фантастической стране Утопии, где нет частной собственности, производство и быт обобществлены, труд является всеобщей обязанностью, а распределение благ осуществляется по потребностям.

Дальнейшее развитие это учение получило в промежуток времени 17 – начало 19 веков.

В 17 веке итальянский монах Т. Кампанелла (1568-1639) написал книгу «Город Солнца», в котором описана идеальная община. Труд в ней длится 4 часа в день, детей воспитывает государство.

В 18 веке Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) подтверждал в своих произведениях, что главный источник экономических и социальных бед – концентрация собственности в руках немногих и предлагал насильственное устранение несправедливости.

Швейцарский экономист Сисмонди (1773-1842) видел в политической экономии науку о совершенствовании социального механизма ради счастья людей. Ввёл понятие «пролетариат» как неимущего угнетённого слоя работников.

Французский мыслитель Сен-Симон (1760-1825) пропагандировал общество «индустриалов» (отсюда могло возникнуть название «индустриализм» для общества Будущего как альтернатива названию «коммунизм») с обязательным трудом, единством науки и производства, научным планированием хозяйства, справедливым распределением общественного продукта.

Французский учёный Ш. Фурье (1772-1837) считал первичной ячейкой будущего гармоничного общества «фалангу», где сочетаются промышленное и сельскохозяйственное производство. Труд в этом обществе должен стать потребностью и наслаждением, а противоположность между умственным и физическим трудом исчезнет (ну, чем не современное компьютеризированное производство!).

Англичанин Р. Оуэн (1771-1858) назвал будущее общество коммунизмом. В нём предлагал создавать «посёлки общности труда и сотрудничества», лишённые частной собственности, классов, эксплуатации, а также других антагонизмов. Сделал попытку создать коммуну на прядильной фабрике, где работал управляющим, окончившуюся, правда, неудачей.

Тем не менее взгляды социалистов-утопистов не имели под собой теоретической основы и по этой причине не были строго обоснованы.

Теория научного социализма и коммунизма связана с именами Маркса, Энгельса и Ленина.

К. Маркс в своём главном труде «Капитал» проанализировал капиталистическую систему хозяйствования, обнаружил двойственную природу труда и сделал вывод о том, что при капитализме труд затрачивают в основном рабочие, а результаты труда в виде прибавочной стоимости присваивают капиталисты, что является эксплуатацией наёмного труда. Устранение капиталистов устраняет присвоение чужого труда.

Маркс ввёл понятие общественно-экономической формации, в основе которого лежит диалектическое соотношение производительных сил (люди, участвующие в производстве; орудия и средства труда) и производственных отношений (главной и определяющей стороной которых является отношение собственности по поводу орудий, предметов и средств труда). Он сформулировал закон взаимоотношения этих фундаментальных сторон общественного производства, согласно которому характер производственных отношений определяется уровнем и характером развития производительных сил. Используя этот закон, а также философские законы диалектики, Маркс описал историческое развитие общества от первобытно-общинного строя до коммунизма. На разных ступенях общественного производства появляются разные формы производственных отношений. При первобытно-общинном строе, как сказано выше, средства производства (земля) и орудия труда (камни и палки) являлись достоянием всех соплеменников распределение, обмен и потребление произведенных продуктов носили характер равенства. После распада первобытно-общинного строя, когда тем или иным способом произошла узурпация средств производства, орудий труда и физическое (рабство), юридическое (феодализм) или экономическое (капитализм) подчинение людей, участвующих в производстве, сам труд, а также распределение, обмен и потребление произведенных продуктов принял характер неравенства. Так, произошло диалектическое отрицание равенства неравенством. Дальнейшее развитие производительных сил человеческого общества в соответствии с законами диалектики, согласно Марксу, должно с неизбежностью привести к обобществлению средств производства и орудий труда (этот процесс мы наблюдаем сейчас, как в масштабах отдельных регионов, отдельных стран, так и в мировом масштабе - международные корпорации). Вслед за этим должно произойти и изменение характера труда, а также распределения, обмена и потребления произведенных продуктов от неравенства к примерному равенству (и эту тенденцию можно наблюдать в странах Западной Европы в виде снижения разницы в доходах между богатыми и бедными слоями населения величиной от 10:1 до 5:1, не говоря уже об опыте Советского Союза, где это отношение не превышало величины 4:1) с постепенным возвращением к принципу «От каждого по способностям - каждому по потребностям». Так, произойдёт второе диалектическое отрицание в производственных отношениях от неравенства к равенству или отрицание отрицания.

Иными словами, в основе теории общественного развития Маркса лежит не вера в потусторонний мир, а убеждение, построенное на объективных законах развития человеческого общества, подтверждаемых жизнью. В этом и состоит принципиальное различие между мифологического происхождения религиозным раем и коммунизмом, появление которого предопределено всем ходом исторического развития человечества.

Главным достижением теории научного социализма и коммунизма на сегодняшний день является формулирование социалистических принципов:

- общественная собственность на средства производства;

- отказ владельцев капитала от присвоения прибавочной стоимости;

- равная оплата за равный труд;

- всеобщая и полная занятость;

- от каждого по способностям – каждому по труду;

- ведение хозяйства страны по единому плану.

Тем не менее до конца реализовать данные принципы по известным причинам не удалось ни в СССР, ни в иных социалистических странах.

Но не будем отчаиваться, ибо «коммунизм – это истинное счастье всего человечества» (Маркс), он «вырастает среди всех сторон общественной жизни, ростки его есть решительно повсюду… Жизнь возьмёт своё» (Ленин). И, будем надеяться, что наши дети и наши внуки будут лучше и умнее нас. И они по достоинству оценят слова Маяковского: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!»


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля