Последние новости

Реклама

8 ноября в Государственной Думе прошёл «правительственный час» с участием Министра внутренних дел РФ В.А. Колокольцева. От имени фракции КПРФ на заседании выступил депутат Ю.П. Синельщиков. Публикуем текст его выступления.
Уважаемые коллеги!

Указом Президента РФ от 21 мая 2012 года генерал-лейтенант полиции Владимир Александрович Колокольцев назначен Министром внутренних дел Российской Федерации.

Пять лет – это срок достаточный для оценки деятельности федерального министра. Наша фракция вновь подтверждает мнение, что министр выполняет возложенные на него функции. Тем не менее мы вынуждены высказать и замечания по поводу работы аппарата министерства в некоторых наиболее важных сферах деятельности.

Причем с учетом того, что Владимир Александрович не был у нас с 2015 года, полагаю, что есть все основания в этот день не сводить все только к проблеме миграции населения, ибо эта проблема для МВД, по нашему мнению, не самая главная. Ведь преступность иностранцев в России ничтожно мала. За 9 месяцев текущего года ими совершено 3,7 процента преступлений от общего числа раскрытых (среди них гражданами государств СНГ 3,3 процента).

Показатель этот последние годы последовательно снижается. По этой причине остановлюсь на наиболее важных для МВД проблемах борьбы с преступностью, однако, разумеется, с учетом присутствия в ней и иностранных правонарушителей.

1. Оценка деятельности МВД определяется прежде всего уровнем защиты лиц, потерпевших от конкретных преступлений.

Обращаю внимание на то, что прокуратурой в 2016 году зафиксировано около 800 тыс. нарушений законов в процессуальной деятельности органов расследования, что на 14 процентов превышает показатель 2015 года. Треть из них при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях, поступивших от граждан и организаций. За год прокурорами поставлено на учет более 8 тыс. преступлений, ранее известных, однако по разным причинам не учтенных полицией.

Из года в год следователи предпринимают попытки укрытия преступлений путём не выделения материалов о новых преступлениях из уголовных дел, по которым осуществляется расследование. Так, следственными органами Главного управления МВД России по г.Санкт-Петербургу перед приездом комиссии из Генпрокуратуры РФ возбуждено более 500 уголовных дел о незаконном сбыте наркотических средств. Вместе с тем, более чем в 300 случаях факты сбыта имели место ещё в 2014-2015 годах. За недостатки надзора прокуроры привлечены к серьезной ответственности, а вот со стороны руководства МВД принципиальной оценки действиям нарушителей, к сожалению, не дано.

Другой формой укрытия преступлений является безосновательное направление сообщения о преступлении в иные органы расследования, кроме того, путём фальсификации материалов проверок сообщений о преступлениях, путём склонения пострадавших к отказу от первоначальных показаний.

Особого внимания МВД должны заслуживать факты вынесения процессуальных решений по итогам рассмотрения сообщений о преступлениях. Обращаю внимание на то, что в истекшем году прокурорами отменено на 39 процентов больше постановлений об отказе в возбуждении уголовных дел по сравнению с 2015 годом.

Пострадавшие от преступлений все чаще лишаются доступа к правосудию из-за незаконных решений о приостановлении предварительного следствия. Число таких незаконных постановлений в прошлом году возросло на 7 процентов. При этом в большинстве случаев незаконность и необоснованность таких решений была очевидна как для руководителей следственного органа, так и для самих следователей.

Следователи и оперативно-розыскные службы все меньше заботятся о возмещении ущерба, причиненного преступлениями гражданам и юридическим лицам. В 2016 году урон по расследованным уголовным делам выражался в сумме 600 млрд. рублей. Тем не менее удельный вес возмещаемости ущерба составил лишь 33 процента.

На вопрос о причинах недостатков руководители следственных органов МВД разного уровня обычно говорят о высокой загруженности органов расследования. Между тем, в ряде мест следователи и дознаватели стараются включить уголовно-процессуальные рычаги давления на граждан и организации при отсутствии преступления и при наличии лишь гражданско-правовых отношений. Случаи беспочвенного возбуждения уголовных дел в прошлом году установлены прокурорами в Краснодарском крае, Ивановской и Нижегородской областях, Ханты-Мансийском автономном округе, Москве, Санкт-Петербурге, а также других регионах. За такими фактами имеют возможность стоять как коррупционные интересы, так и давление местных элит.

2. После развала советской правоохранительной системы в стране отмечается существенный рост рецидивной преступности. В 1985-1989 годах удельный вес лиц, совершивших преступления повторно после привлечения к уголовной ответственности, составлял в среднем 22 процента. Далее этот показатель неравномерно возрастал, а последние годы наметился его устойчивый рост. Так, в 2010 году удельный вес рецидива составил 36 процентов, в 2011 - 39, в 2012 - 45, в 2013 - 48, 2014 - 51, в 2015 - 52, в 2016 – 54 процента, а за 9 месяцев текущего года их удельный вес составил 55,6 процентов.

Обращаю внимание на то, что если общая преступность зависит от социально-экономических факторов и в меньшей степени от эффективности работы полиции, то уровень рецидивной преступности в большей своей части зависит именно от уровня профилактической работы полиции, ибо лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, должны и имеют возможность быть в поле зрения полиции.

В нашем выступлении в день правительственного часа 22 апреля 2015 года с участием министра внутренних дел мы достаточно подробно анализировали недостатки работы МВД в этой сфере, высказывали предложения о пересмотре всей системы предупредительного воздействия на рецидивную преступность, призывали к возврату в наше законодательство существовавшего в советское время института признания лица особо опасным рецидивистом. Тем не менее ни МВД, ни Правительство России никак на данные наши призывы не отреагировало. Вновь напоминая об остроте этой проблемы, мы настойчиво предлагаем создать рабочую группу из числа сотрудников правоохранительных органов, правительства и парламентариев для проработки проблемы. Фракция КПРФ готова участвовать в этой работе.

3. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года упразднена Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств, а её функции и штатная численность переданы в МВД РФ. Результаты не замедлили сказаться: активность в этой сфере заметно упала, число установленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, по результатам 2016 года сократилось аж на 15,1%, а тяжких и особо тяжких на 18,0%. При этом Министерство внутренних дел в марте 2017 года пожаловалось на увеличение нагрузки на следователей ведомства из-за ликвидации ФСКН. Именно так в МВД неудачно ответили на критику со стороны Генпрокурора Чайки Ю.Я., где он, говорил о росте волокиты в следственном аппарате министерства. (http://www.rbc.ru/society/28/03/2017/). Разумеется, сетования МВД совершенно беспочвенны, потому как министерство получило от ФСКН все штатные единицы, и при этом число уголовных дел по этой линии резко сократилось.

Тем не менее речь идёт не столько что надо бы держать нагрузку, а что с ликвидацией ФСКН на МВД легла задача реформирования правоохранительной работы в сфере контроля над оборотом наркотических средств.

Так, учеными высказывается обоснованное предложение про необходимость сокращения применения уголовных и административно-правовых мер в работе с людьми, употребляющими наркотики. Исследования показывают, что репрессии в отношении наркопотребителей не приводят к снижению потребления, а лишь способствуют высоким издержкам бюджета на данную борьбу. МВД могло бы занять активную позицию в разработке и представлении в Госдуму РФ проектов нормативных актов, которые способствовали бы максимальной оптимизации работы с наркозависимыми, расширению возможностей применения медицинских, а также других мер.

Требуется уделить особое внимание сокращению случаев незаконных репрессий по делам о наркотиках. На в этот день уже имеется значительное число таких дел, расследованных ФСКН и МВД и рассмотренных Европейским Судом по правам человека против России, на основе которых министерство и его научные учреждения могли бы составить достаточно подробную и эффективную методичку о том, как не следует такие дела расследовать.

Задача полиции наладить сотрудничество с научными, медицинскими и общественными организациями, занимающимися разработкой эффективных методов выявления и поддержки людей, попавших в наркозависимость. К сожалению, ФСКН откровенно преследовало учёных за научные мнения в этой сфере. Один из примеров – дело заведующей лабораторией Пензенского НИИ сельского хозяйства Ольги Зелениной, которая оказалась на скамье подсудимых только за то, что составила по указанию своего руководства проект письма, в котором как учёный высказала мнение что технологически отделить содержащиеся в пищевом маке алкалоиды опия невозможно. Это письмо подписал директор НИИ. Документ в свое оправдание использовали фирмы, поставлявшие из-за рубежа пищевой мак. Следствие ФСКН решило тогда, что таким образом Зеленина – цитата – «совершила участие в преступном сообществе в форме пособничества». Уголовный процесс над этой несчастной женщиной, отбывшей несколько месяцев в СИЗО, продолжается с 2012 года.

Уважаемые коллеги! Полагаю, что данные проблемы, стоящие перед МВД РФ, можно твёрдо назвать в числе первоочередных.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля