Последние новости

Реклама

Важнейшей из отраслей для нас является курорт. Для крымчан это давно аксиома, хотя, судя по показателям в бюджете, курортно-туристическая сфера в эффективности уступает многим иным. Тем не менее именно она — основной потенциал республики, её главная привлекательная особенность. Говорим «Крым», подразумеваем курорт, говорим «курорт», подразумеваем Крым — такая ассоциация должна возникать в сознании каждого россиянина, да и жителей других близких и далёких частей света. О том, как это происходит на самом деле, шла речь в «Политической гостиной» «Крымских известий», где на этот раз побывал глава Комитета Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексей Черняк.

— Алексей Юрьевич, каждый год мы гоняемся за цифрами, хотим, чтобы отдыхающих в Крыму становилось всё больше. В то же время некоторые эксперты рекомендуют использовать принцип «Лучше меньше, да лучше». Ваше мнение?

— И два, и десять миллионов не устроят наших отельеров. Не помню ни одного сезона, чтобы руководители санаториев и владельцы гостиниц были довольны — хоть шесть с половиной миллионов отдыхающих принимаем, хоть три. За цифрами мы не гонимся. Просто в своё время для пиара Крыма одним из профильных министров была придумана акция — встреча миллионного туриста. Красивое имиджевое мероприятие. В 2014 году мы вернулись к этой практике, но акция стала для нас скорее политической — хотелось показать миру, что в Крым едут. И уже потом началась гонка, во многом, кстати, спровоцированная журналистами. Аэропорт, переправа — все включились в процесс. Для нас же главная задача — повышать качество предоставляемых услуг и увеличивать количество людей, которые возвращаются в Крым снова и снова. Этот показатель считаю самым важным.

Каждый сезон не похож один на другой, обращать внимание на цифры не стоит. То воду отключили, то электричество, то границу перекопали, то вдруг в мае выпал снег. Всё это тоже сказывается на потоке туристов. Основная общая задача последних нескольких лет — познакомить граждан Российской Федерации с Крымом, о котором за 25 лет кто-то забыл, а кто-то не сумел хорошо узнать. Для многих было открытием, например, что в Крыму два моря — об Азовском ведать не ведали. Иные всерьёз полагали, что Симферополь находится у моря. Да, в Ялту, Севастополь ездили, но есть ещё Керчь, Новый Свет, Коктебель? Поэтому в первые годы после воссоединения пошла мода на пакетные туры — без туроператоров люди не знали, где поселиться. Частный сектор, мини-отели были в «провале».

— А сейчас что изменилось?

— Нынешний год показал противоположную картину. За три года россияне изучили Крым, обнаружили, что рядом с их отелями сдаётся ещё и жильё, узнали цены, взяли телефончик — и поехали уже туда. И когда отельеры жалуются на падение в 30 процентов, я с ними соглашусь. Более стабильная картина у санаториев. Например, в Сакском районе (Штормовое, Поповка) жители говорят, даже в период «Казантипа» столько гостей не было, как в этом году. Поехали люди в Ленинский район, на Азовское побережье, увеличилось количество отдыхающих в Черноморском.

Новый терминал в аэропорту даст нам 15—20 процентов «прироста» гостей, хотя в первую очередь речь идёт о повышении качества предоставляемых пассажирам услуг. Когда пойдут первые автомобили по Крымскому мосту, по прогнозу, уже к 2020 году в обоих направлениях будут проходить 17 тысяч машин в сутки, а к 2025-му — до 40 тысяч. В год — около трёх миллионов. Нужно думать о перенаправлении потоков, изменении транспортной логистики, новой методике расчётов, совершенно иных принципах подсчёта туристов. Конечно, стопроцентно точной цифры мы не добьёмся никогда, даже когда легализуются все без исключения квартиросдатчики. Важно своевременно, а лучше — заблаговременно реагировать на возможные риски. Станет качество соответствовать ценовой политике — больше будет возвращаться туристов, больше позитивной рекламы пойдёт по «сарафанному радио».

— Значит, нельзя сказать, что нынешний сезон — провальный. Тем не менее были ли ошибки, над которыми надо работать?

— На 20 октября у нас отдохнули 4 миллиона 877 тысяч человек — на 3,8 процента меньше прошлого года. Глобальных ошибок из числа тех, на которые мы могли бы влиять, назвать не могу. Прежде всего, сказывается дороговизна перелётов в Крым. Мы об этом докладывали неоднократно, в Москве — в том числе: один перелёт сюда на майские праздники стоил столько же, как дорога туда-обратно и проживание неделю в Турции. Сейчас картина изменилась. И вообще, не хочу сравнивать нас с Турцией — не так уж много отдыхающих из-за неё, кстати, мы потеряли. Но вопрос цены авиабилетов крайне важен. Наши предложения в Москве лежат с весны, но реакции пока не дождались. Когда откроют мост и начнётся железнодорожное сообщение, разница в цене на билеты станет копеечная, учитываться будет только временной фактор.

Поэтому, если считать, что мы с нуля популяризируем наши курорты в Российской Федерации, используя также новую известность полуострова в мире после «Крымской весны», думаю, принципиальных ошибок не совершали. Любой курорт надо «раскручивать» от 5 до 7 лет.

— Известны ли уже основные тенденции по ценам? Речь не идёт о снижении — удержим ли нынешние, удастся ли сохранить уровень хотя бы этого года?

— Ещё не все цены сформированы. Как правило, ясность появляется после Нового года. Мы понимаем возможные риски: в следующем году туроператоры опять начнут говорить, что крымчане подняли цену. Скорее всего, так и будет, потому что каждый хочет продать подороже. Всё в руках туристического бизнеса, который боится прогореть. Как в любом магазине: как только становится холодно, сразу пуховики дорожают. Летом их предлагают по себестоимости. Мы тоже — только туристический товар, а его, в отличие от пуховика, нельзя отложить на год и потом снова продавать как новую коллекцию. Поэтому в сезон пытаются уложить все риски. Тем не менее на ноябрь Крым — самое популярное направление в России. Во многих регионах уже давно снег лежит, а у нас более или менее тепло. Билеты на самолёт подешевели, цена в отелях упала в три-четыре раза. А на Новый год однозначно поднимется, это специфика, которая была, есть и будет. Та же история повторится на майские праздники. У отельеров ответ один: а налоги вы за нас заплатите? Их позиция понятна: сначала стараются продать путёвки по максимальной цене, потом она начинает падать, придумывают различные акции, дополнительные услуги. В этом году сентябрь по популярности в разы перекрыл август. И дело не только в погоде, это ещё и просто бизнес. Именно реакция потребителей — лакмусовая бумажка для предпринимателей. Когда начинается бронирование, цена одна. Остановилось — снижается. При этом как есть профессионалы в турбизнесе, так есть и «профессиональные туристы», которые знают, в какой сезон лучше бронировать отдых, от каких услуг в пакете можно отказаться.

— Проблематика отрасли в принципе известна, у неё есть как вопросы, которые без вмешательства федерального центра не решить, так и местные, субъективные. Что можно постараться изменить здесь и сейчас, а по поводу чего нужно «достучаться» до центральных органов власти, получить государственную поддержку?

— Главная наша проблема — туристская инфраструктура. Она должна появиться вокруг трассы «Таврида», в каждом муниципалитете. Не хватает событийных мероприятий, которые расширяли бы рамки сезона: никто не горит желанием проводить их в конце осени или зимой. Ещё одна проблема, которую мы никогда не решим сами — даже с новым мостом и с аэропортом, касается берегоукрепительных сооружений. Это миллиарды рублей. Миллиард нужен на одну лишь маленькую Николаевку. В Раздольненском районе другая беда: засоление воды и почв в заповеднике «Лебяжьи острова». Туда уже не прилетают фламинго, практически нет пеликанов, «съедено» более километра береговой полосы. Это глобальные вопросы, по которым мы обращаемся за помощью. В остальном же нужно просто навести порядок. И исполнять законы. С учётом всего, что сейчас делается в Крыму по ФЦП, в рамках кластеров — мы с вами ещё однозначно увидим светлое будущее.

— Все ждут скорейшего открытия автомобильной части Крымского моста. Как это может сказаться на посещаемости полуострова? Справится ли остальная инфраструктура с такой нагрузкой? Готовы ли мы принять этот поток?

— Когда я задаю такие вопросы отельерам, мне говорят: маловато будет! Начинаешь объяснять, что дело не только в номерном фонде. 8 миллионов человек мы разместим, но если они все в Ялту поедут, Ялта просто задохнётся. Вот и давайте рассуждать: во многих странах, к примеру, для распределения потоков используется туристический сбор. Допустим, Ялта уже заполнена — ввели 20 условных единиц турсбора, а в Евпатории свободно — там полторы. Куда выгоднее ехать? Наша задача — к открытию моста объяснить, что Крым — не только Ялта! Что в Раздольненском районе за 950 рублей в сутки можно получить проживание с трёхразовым домашним питанием и замечательный пляж — приезжайте, отдыхайте. Необходимо строить автокемпинги, парковки, в том числе для больших автобусов. Если правильно всё рассчитать, привлечь инвесторов, выделить им участки, — сможем на законных основаниях спокойно регулировать этот поток.

Признаюсь, не удовлетворён последними туристическими выставками: междусобойчики, где собираются крымские отельеры. Надо организовать либо форум, посвящённый инвестиционным площадкам в сфере туризма и курортов, либо мероприятия с привлечением специалистов — с лекциями, «круглыми столами» — для получения опыта, который уже есть в РФ. И больше рассказывать, куда ехать, где съезжать, где кемпинги, а где могут и оштрафовать. При разумном распределении и 10 миллионов гостей для Крыма — не предел.

Кстати, с прошлого года появилась новинка, которая очень понравилась отдыхающим с материка — когда ребёнка можно отправить в лагерь на новогодние праздники. Сейчас устроить детей в такой лагерь уже невозможно — мест нет, хотя цены выше, чем в «Артеке». А появится подобных объектов пять-шесть, цены начнут падать, и количество людей в зимний период увеличится.

— Как полагаете, можно ли в ближайшем будущем справиться с такими «болевыми» точками в курортной зоне, как трафик и состояние инфраструктуры в районе Приморского и Берегового, канализационные сооружения в Коктебеле? Дойдут ли руки инвесторов и ноги отдыхающих до Восточного побережья Алушты, разберутся ли власти с перенасыщенностью транспортом Большой Ялты?

— В Краснодаре иронизируют: спасибо крымчанам — раскупили даже те машины, которые под разборку шли… Пыхтят, дымят, но едут. В мире каждая страна решает этот вопрос по-своему. Я думаю, трасса «Таврида» поможет разгрузить дорогу в районе Феодосии, по ней пойдут фуры, большегрузы. Конечно, надо строить многоуровневые парковки. Ведь наши города, особенно приморские, не рассчитаны на такое количество транспорта. Остаются варианты принудительных парковок: нет паркоместа при отеле — будь любезен, сюда. Существуют и платные дороги: чем больше ездишь — тем больше платишь. По очистным сооружениям нужна республиканская программа. К слову, хочется спросить у муниципалитетов: чего сидите и молчите? Нет денег, придите, расскажите о проблеме, будем решать вместе.

— Прежде говорили, в Крыму недостаточно средств размещения достойного среднего уровня — так называемых трёхзвёздочных отелей. Что-то меняется в этом сегменте?

— Как раз отелей уровня трёх звёзд у нас основная масса. В 2019 году будет проходить обязательная классификация, посмотрим, что она принесёт. Нам не хватает «железных» двух и «железных» 4-х звёзд. Было бы хорошо, если б на Южном берегу появилось ещё несколько 5-звёздочных отелей. Есть спрос. Дорогие отели заполнены «на ура», дешёвый частный сектор и мини-отели — тоже, а вот на среднем уровне картина оставляет желать лучшего. В этом году у нас построены и открыты после реконструкции 19 объектов размещения. «В запасниках» — несколько объектов, которые планируется отдать под застройку инвесторам — хотелось бы, конечно, раздать все, что остались, по «болгарскому варианту». Там в своё время условно за 1 рубль отдали инвесторам старые санатории. Бизнес Европы их охотно разобрал, и «Золотые пески» дали отдачу. Так же поступили и в Грузии. В Крыму много нюансов, связанных с оформлением земли и собственности, но интерес у инвесторов есть. И дня не проходит, чтобы кто-нибудь не позвонил и не спросил, какой санаторий можно купить, взять в аренду или под инвестпроект?

Результат такой деятельности с каждым годом будет становиться всё очевиднее. Крыму есть куда развиваться, где строить, но в первую очередь нужно вернуть статус наших санаториев. Нам нет смысла соревноваться с любым другим регионом, например, по пляжному отдыху. А вот развивать СПА, лечебную составляющую, детский отдых, спортивное направление имеет смысл. И отдавать санатории тем, кто придёт с новой технологией, современным уровнем организации отдыха и лечения. Если человек болеет, за положительным для здоровья эффектом он поедет хоть в июле, хоть в январе.

— Нужно ли Крыму собственное производство сопутствующих товаров для курортной сферы?

— Тут надо выбирать, что нам важнее. Наверняка что-то проще и выгоднее завозить с материка. К тому же надо учесть, что с открытием моста проблема неадекватного ценообразования исчезнет. Сюда зайдут крупные компании с миллиардными оборотами, у них рентабельность — с тонны десять копеек, и им хватает. Сейчас они не заходят, потому что их объёмы через паром не переправишь. А начнут фуры каждый день завозить, например, ту же парфюмерию и косметику, станет, как во всех цивилизованных странах: мало качественной эксклюзивной дорогой продукции и достаточно средней и дешёвой. Ещё драка будет за рынок, а в драке цена всегда понижается.

— И снова возвращаемся к теме категоризации отелей — сначала она была необязательной, с 2019-го должна стать нормой. Насколько это необходимо и готов ли Крым к очередным нововведениям?

— Не готов. У нас ведь всё по происходит по принципу: что необязательно — делать не буду. Есть отельеры, прошедшие добровольную классификацию, — это либо не крымские управленцы, либо заставил спрос. Грамотный менеджер понимает: это надо, чтобы соответствовать требованиям. Причём речь именно о государственной категоризации. Мы можем сами себе придумать каких-нибудь ёжиков, ключики или морские звёзды, ракушки или дельфинчика, сертифицировать их и стараться продать отельерам. Это не запрещено, и те, кто не разбирается, платят деньги, получают сертификаты, вывешивают их, а клиенты потом говорят: «Стоп, вы не по государственной системе проходите». Сама система необходима, чтобы понимать, на что и за какие деньги может рассчитывать турист. Это обычное международное требование. С 2019 года в России планируется обязательная классификация всех отелей, начиная с крупных. Это один из вариантов вывода из «тени», хоть и не самый эффективный. Так что, кто хотел, её прошёл, остальные неизвестно чего выжидают. Не получилось бы, как с обменом автомобильных номеров: пока не предупредили, что осталось три месяца, все сиднем сидели, и вдруг раз — побежали, выстроились очереди. Я бы посоветовал пока пройти хотя бы бесплатный консалтинг, чтоб понимать, на что можете претендовать и что нужно доделать для получения желаемых «звёзд».

— Страсти вокруг курортного сбора немного поутихли. Какие из регионов намерены участвовать в эксперименте?

— Пока межведомственная группа в Совете министров разрабатывает проект, споры продолжаются. Заявки подали Алушта, Евпатория, Саки, Судак, Феодосия и Ялта. Участие регионов в эксперименте проходит в добровольном порядке — это требование федерального закона. Моё мнение — курортный сбор должен составлять 10 рублей с человека в сутки без учёта дня заезда и дня выезда. Ставрополье и Алтайский край установили по 50, но у них совершенно иная система, Крыму и Краснодарскому краю она не подходит. Отельеры жалуются, муниципалитеты надеются. 10 рублей даже при выборе самого дешёвого средства проживания кошелёк не опустошат, а бюджеты региона получат приличную сумму на развитие курортной инфраструктуры. Крымчан мы от сбора освобождаем, севастопольцев — нет. Введение его запланировано на 1 мая 2018 года. Но я думаю, если бы мы весь «теневой» сектор вывели на светлую сторону (а это и сдатчики жилья, и таксисты, и повара, и все остальные, чья деятельность связана с организацией отдыха), нам туристический сбор не понадобился бы.
 

Газета Государственного Совета Республики Крым
"Крымские известия" № 196 от 31.10.2017 г.
По материалам Государственного Совета Республики Крым

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля