Последние новости

Реклама

Вандализм под видом реставрации

В самом центре Симферополя в разгар лета средь бела дня произошло убийство. Бескровное. Убили памятник. Поэту. Александру Сергеевичу Пушкину, передаёт «Крымское Эхо».

 Попытка выяснить, чья «светлая» голова ничтоже сумняшесе озарилась позорной мыслью — покрыть густой чёрной краской благородную бронзу — успехом не увенчалась: тогдашний глава городской администрации Геннадий Бахарев признался, что он не в курсе. Так что имени «героя» мы не узнаем.

Как и причины скоропалительного решения не заморачиваться сложностями реставрации одного из лучших памятников не только столицы, однако и всего Крыма. Это в столице России пусть мучаются — приводят в порядок памятник Поэту на Тверской, восстанавливая сантиметр за сантиметром покрытие, выравнивая благородную патину. У нас кистью махнули, и руки довольно потёрли: следов халатного запустения не видно, деньги, которые надо было на достойную реставрацию выделять, сэкономили.

 И спят все, к этому чёрному делу причастные, спокойно — угрызениями совести не терзаются, на весь мир опозорившись. Мир, правда, о позоре этом пока не оповещён. И не потому, что сор из избы выносить не хочется, а потому, что сами симферопольцы во все колокола не забили. А зря. 

Поэт в бронзе — и Поэт в черной краске

Один неравнодушный гражданин всё же нашёлся. Высказал своё возмущение в письме, которое не сразу, однако попало в орган, отвечающий за охрану культурного наследия.

 Минуло уже три месяца с того дня, как председатель Государственного комитета по охране культурного наследия Республики С.А. Ефимов обратился к Г. С. Бахареву в форме, позволю себе заметить, слишком мягкой для столь вопиющего случая. Судите сами: «Рассмотрев поступившее из Министерства культуры Республики Крым обращение гражданина по поводу покраски в чёрный цвет бронзового памятника А. С. Пушкина на углу ул. Пушкина/ул. Горького в столице Крыма, Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым информирует, что данный памятник (скульптор А. А. Ковалёв, архитектор В. П. Мелик-Парсаданов) постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2016 №627 отнесён к объектам культурного наследия регионального значения, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, при прохождении соответствующих работ требуется неукоснительное соблюдение требований законодательства об охране культурного наследия Российской Федерации».

— А требования данные простые: все свои намерения в отношении объектов культурного наследия согласовывать с органами охраны культурного наследия, — разъясняет заместитель председателя комитета Вячеслав Зарубин. — Как того требует Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), подписанный президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, одобренный Государственной Думой и Советом Федерации.

— В России запрещено закрашивать исторические и культурные памятники, стены общественных зданий из натурального камня и металла, — заявляет председатель Крымского отделения Союза художников России Антон Павлючек. — Реставрационные работы на таких объектах должны проводиться квалифицированными специалистами. Если бы этого придерживались, не были бы так безобразно вымощены улицы в центре города без обоснованной концепции выбора цвета. Городскую среду формирует эстетическая категория, о которой, судя по тому, что мы видим, занимавшиеся реставрацией понятия не имеют. Начали с малого, а закончили большим: содеянное с памятником Пушкину — вопиющий вандализм. 

 — Союз художников может помочь в борьбе с этим?

— Не только может, однако и обязан. В столице России работает экспертный совет Союза художников при Министерстве строительства, который этим занимается. Создан такой и у нас. В него вошли одиннадцать художников-монументалистов, скульпторов, талантливых авторитетных людей. 

— Какова реакция экспертного совета на изуродованный памятник Пушкину?

— Подготовили соответствующее обращение к руководству республики и в прокуратуру. Включили туда и памятник из мрамора Николаю Семашко на территории больницы его имени, который также покрыли сверху краской. Это надо исправлять. Однако делать это должны специалисты, а не дядя Вася, который неизвестно чем будет краску соскабливать с бронзы и мрамора. Необходима тщательная экспертиза краски, которая использовалась, выбор методики для снятия её, чтобы не нарушить натуральные материалы, из них памятники изготовлены. 

 Надо заметить, у памятника Поэту в столице Крыма судьба нелёгкая. Его то переселяли с места на место, то, вернув, «модернизировали» архитектурное оформление — посадили Александра Сергеевича зачем-то на якобы фонтан. Хорошо ещё, что струйка из него вытекать давно прекратила, вызывая у горожан вполне закономерную ассоциацию с предметом иного назначения, именуемого писсуаром.

Игра: найди Поэта...

В 2012 году новая напасть: во время реставрации улицы аккурат перед памятником воздвигли фонарный столб. 

И теперь, подходя к монументу, мы не видим его во всей красе, вынуждены заглядывать за столб слева или справа. Избежать этой нелепости можно было легко: сдвинув столб на полметра к дороге. Проектировавшим реставрацию улиц это почему-то в голову не пришло. Позорный столб по-прежнему не на своём месте. А, может, это сделали те, кто не способен признавать ошибок? Найти бы их только теперь …

 Бывший городской голова на мой вопрос, представляет ли он себе выкрашенным в чёрную краску памятник Поэту в столице России, чистосердечно признался: «Нет». И добавил: 

— Я разделяю ваше мнение, что и наш не должен быть чёрным. С точки зрения логики — почему это сделали — объяснить сложно… однако руководствовались благими намерениями.

И невдомёк «руководствовавшимся», что покрытая грубым слоем чёрной краски бронзовая скульптура, лишившись тем самым присущей ей пластики, прекратила представлять художественную ценность. Вот уж поистине: благими намерениями вымощена дорога в ад.

Почаще бы вспоминать это предупреждение: добрых намерений существенно больше, чем добрых дел, по этой причине люди, имеющие добрые намерения, однако не осуществляющие их, не имеют возможность считаться праведниками. Деструктивные последствия по недальновидности, недосмотру, неумению, незнанию — не оправдание.

Не назвал бывший городской голова и причину, по которой содеянным был грубо нарушен федеральный закон.

Допускаю, что он его и не знал вовсе. Однако, известно, что незнание закона (или нежелание его знать) от ответственности не освобождает. Статья 243 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), включённых в единый реестр объектов культурного наследия.

Согласно этой статье «уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) наказываются штрафом в размере до трёх миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за промежуток времени до трёх лет, или обязательными работами на срок до четырёхсот часов, или принудительными работами на срок до трёх лет, или лишением свободы на тот же срок».

Осталось дождаться, как будет квалифицировано надругательство над наследием. В любом случае, краска будет смыта, а вот отмыться ли от позора…

 Геннадий Бахарев обещал, что навсегда памятник Пушкину в этом позорном виде навсегда не останется – краску с бронзы смоют. Да вот незадача: обещавший вернуть памятнику его исконный облик уже не при власти. А знает ли о проблеме новый городской голова – вопрос.

 Вполне возможно, что пора уже общественные акции по этому поводу устраивать, подписи собирать в защиту памятника светочу русской и мировой литературы.

Памятник, кстати, уже покрылся толстым слоем пыли. Она на чёрном – как бельмо в глазу. Только почему-то никто этого не замечает. А если и заметит, только головой удручённо покачает. Не потому ли, что прекратил народ ощущать себя хозяином в городе, в состоянии винтика пребывая…

Фото автора и из архива КЭ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля