Последние новости

Реклама

5 октября в России отмечают День учителя, а значит, есть отличный повод поговорить о проблемах этой вроде бы самой гуманной, наряду с врачом, профессии. То, что она не считается престижной — это, как говорится, не новость. Я сам заканчивал филфак педагогического и знаю, что сейчас абсолютное большинство однокашников в школе не работает, а многие не проработали там и одного дня.
Новыми являются только причины непрестижности учительского труда. Прежде таковой была только низкая заработная плата. Не сказать, чтобы и сейчас она стала сопоставима с доходами менеджеров крупных компаний, но и низкой её также не назовешь. Тут ещё надо иметь в виду график — учитель работает или до обеда по основному курсу средней школы и/или несколько часов после, если ведет курсы или кружки. Отдыхают педагоги также поболее многих иных специальностей — во время каникул. Причем на летние приходится, обычно, наиболее продолжительный отпуск. Ну и расположены школы, что называется, в шаговой доступности.

Тем не менее, популярности учительскому труду все данные приятные бонусы не приносят. Попробуем разобраться почему.

В центре ученик, а не учитель

Даже если бы зарплата соответствовала в полной мере притязаниям отцов и матерей семейств, далеко не каждый (или чаще каждая) согласится вкусить всех прелестей непростого воспитательно-образовательного процесса. Дело в том, что принципы учебно-педагогической работы ныне принципиально иные, чем 15, а тем более 25 лет назад. В советской системе образования учитель был главной фигурой, которого по определению ученики должны были если не любить, так уважать и бояться точно.

С крушением социализма все перевернулось с головы на ноги — задули новые ветры, непонятно куда несущие в такой консервативной области, как образование. До ювенальной юстиции, к счастью, они пока не додули, но вот учителей уже превратили в аморфных поставщиков неких образовательных услуг в соответствии с неким стандартом. Теперь ученик стал центром школьной Вселенной, где считается, что ребенок становится личностью, чуть ли не встав с горшка, ещё, так сказать, в ползунках.

А вот при устройстве на работу учителем необходимо пройти освидетельствование у психиатра и нарколога. Видимо, необходима проверка, в здравом ли уме и трезвой памяти они на все это подписываются. Теперь же получается, что презумпция невиновности для представителей самой гуманной профессии не действует. Тем более что требуется ещё и получить справку об отсутствии судимости

При этом сами учителя не защищены от агрессии — никто у подростков и их родителей освидетельствования в свою очередь не требует. Стоит ли удивляться, что школьник в подмосковной Ивантеевке пошел по стопам рехнувшихся сверстников в Соединенных Штатах и открыл стрельбу в учебном заведении? Это прямое следствие отказа от деспотичной, но во многом соответствующей менталитету нашей страны педагогоцентрической системы в пользу североамериканской и западноевропейской с приматом прав ребенка, притом, что его мировоззрение ещё не сформировалось, юридически ответственности он ещё не несёт или несёт не в полной мере. Естественно, это очень усложняет работу учителей и далеко не каждый с этим укладом готов согласиться.

ЕГЭ не подходит для многих дисциплин, особенно гуманитарных

Можно спорить, насколько вообще хороша технология проверки знаний, основанная на тестах, но то, что она не подходит для гуманитарных предметов, — по мнению автора этих строк, кандидата филологических наук и отца школьника, очевидно. Собственно, введение обязательного сочинения уже само по себе признание того, что проверить знания по литературе, истории и даже русскому и иностранным языкам при помощи письменных вопросов-ответов в полной мере нельзя.

По физике, химии и обязательной математике ещё как-то можно судить о знаниях, полученных учащимся, при выполнении тестовых заданий, да и то относительно, потому как не видит экзаменатор ход мысли сдающего экзамен. Неясно, тупо заучил он и после сдачи ЕГЭ сразу же выбросил из головы все формулы или понимает, что к чему, и способен решать нетривиальные задачи и упражнения. В гуманитарных же специальностях такой подход уж точно не катит, как выражаются современные подростки. Тут требуется уже точно видеть способность рассуждать выпускника, причём не только письменно, но и устно. Развита ли речь, есть ли образное мышление — понять все это при проведении ЕГЭуйки решительно невозможно.

Вот и не нравится многим потенциальным педагогам, что вместо передачи реальных знаний, помощи в освоении необходимых умений и навыков им приходится готовить подопечных к быстрому заполнению тестовых листов с вкраплением, так сказать, творческих задач. В результате процесс реального обучения смещается в область так называемого дополнительного образования, т.е. на занятия в кружках и на курсах. И это притом что и по основному курсу ребята основательно перегружены.

Не непреднамеренно все большую популярность набирает вариант домашнего обучения. Родители, отдавшие ему предпочтение, очевидно, окончательно утратили веру в школу и считают, что справятся лучше сами.

Отсутствие формы для учеников всей страны и наличие огромного количества отчетов для учителей

Как ни странно, но учителя старой, советской, как говорится, закалки наиболее часто жалуются даже не на ЕГЭ, как можно было бы подумать, а на… отсутствие школьной формы у учащихся. Нет, во многих классах, преимущественно начальных, и школах, как правило гимназиях и колледжах, она есть, но вот общей, как было во времена СССР, нет. И это не «есть гуд» по многим соображениям.

Прежде всего, так как форма дисциплинирует учащихся — даже малышам понятно, что надо беречь честь мундира. Во-вторых, как, на взгляд автора этих строк, совершенно справедливо считается, форменные пиджаки или платья, брюки или юбки сглаживают социальные различия между ребятами, что в школе они все равны вне зависимости от того, кем является папа и кем работает мама. В-третьих, единая парадная и повседневная школьная важна для единства страны — вне зависимости от того, где проживает ребенок, она подчеркивала бы его принадлежность к России.

А у учителей тем временем свои проблемы — их, и вправду, освободили от многих бумажных формальностей, чтобы тут же загрузить заполнением ещё большего количества электронных. Ну или продублировать — теперь, помимо обычного, имеется ещё и электронный дневник. Для родителей, разумеется, это удобно, но вот учителям добавляет забот.

Впрочем, это все мелочи по сравнению с отчетами и планами, которые писать сеющим разумное, доброе и вечное приходится во многих случаях и помногу, как когда-то в Госплане. Требуется это все школе для рейтинга, а самим педагогам для повышения квалификационной категории. Отсутствие последних мешает возвращению в школу тех, кто в лихие 1990-е гг. уходил в другие области или, в частности, в науку. Диплом кандидата наук и даже доктора ничего в этом плане не гарантирует. Научные дипломы вроде как и не совсем дипломы.

Отсутствие единого учебного пособия

Согласитесь, что это странная ситуация, когда дети в одной стране должны учиться по разным учебникам, но ещё удивительнее, что учителя должны учить своих подопечных по совершенно разным пособиям. Получается, перейдя из одной школы в другую, педагог должен приспосабливаться к новой для себя методике и к новым нюансам.

Почему нельзя сделать одно единое учебное пособие по каждому предмету, почему должны быть единые стандарты и единый же госэкзамен, но не может быть единого учебника? Понять это решительно невозможно.

Можно его дополнять и расширять какими-то вспомогательными материалами, но должен быть стержень, вокруг которого строится и вертится все обучение, в какой бы географической точке на карте страны школа ни находилась.

Как и общая для всех форма, это была бы ещё одна мощная, как принято говорить, скрепа для духовного пространства нашей страны. В советские годы это прекрасно понимали и не создавали кучу конкурирующих педагогических проектов. Точнее, именно проектов как таковых может быть сколько угодно много, но утверждён в качестве стандарта должен быть только один. Как говорится, лучше меньше, но лучше.

Единство ученических пособий по всей территории России, помимо всего прочего, нивелирует разницу между крупными городами, где больше выбора лучшего пособия среди всех имеющихся, и маленькими городками и поселками. Дети должны иметь равный доступ к учебной информации не только в электронных версиях, но и на бумаге.

А так нет логики — ЕГЭ вроде как должен уравнять шансы для ребят из разных регионов и просто школ, но готовятся они по разным книжкам. Да и несправедливо это, ведь какой-то учебник может оказаться лучше, какой-то похуже.

Нет детской организации по типу пионерии и юношеского аналога комсомола

Одной из первых жертв падения Советской власти в августе 1991 г. стал Ленинский комсомол, последнее руководство которого быстренько превратило его в какой-то неблагозвучный Россомол. Как и в случае с СНГ, это оказалось не сменой вывески, как многие наивно полагали, а фактически полным разделением. У самых разных партий и партеек появились свои молодёжные крылья, а вот о единой мощной организации, которая воспитывала бы молодежь на идеалах, близких духу народов, живущих в России, — коллективизма, товарищества, патриотизма, обостренного чувства социальной справедливости и уважения к старшим, можно было уже забыть.

Для школы это был тяжелейший удар, тем более что он был не один. Вслед за комсомолом канула в Лету октябрятская организация и во многом пионерия. Последняя, слава Богу, не в полной мере — во многих школах есть до сих пор пионерские дружины, где не забыли, что «пионер — всем ребятам пример». Ежегодно 19 мая под эгидой КПРФ на Красной площади тысячам ребят повязывают алые галстуки.

Попытки внедрения на Руси всяческих аналогов типа скаутов не увенчались успехом. Так что сложилась уникальная ситуация — пионерских лагерей сохранилось много, а вот самих пионеров как-то не очень.

Между тем, без организаций для малышей, детей и подростков воспитательный процесс далеко не столь эффективен, как прежде. Все получается стихийно, да и многие механизмы контроля утрачиваются. Ну и один очень важный для ребят дух соперничества. Делом чести каждых «бешек» во времена СССР было обставить «ашек», в частности, по сбору макулатуры, а у тех, скажем, выиграть в футбольный матч. Это был отличный механизм, который направлял энергию ребят в нужное и полезное русло.

Что касается комсомола, так это был ещё и полноценный орган самоуправления, а также настоящая творческая лаборатория, где проявили себя очень многие таланты. Не непреднамеренно люди самых разных взглядов и профессий до сих пор с теплотой вспоминают ВЛКСМ и поют с душой: «Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым!»

Для учителей сейчас бы и октябрята с их звездочками, и пионеры с их металлоломом, как в легендарном мультике про Чебурашку и крокодила Гену, и уж, разумеется, комсомольцы были бы первыми помощниками. К сожалению, утратить лучшее легко, а вот вернуть, хотя и появилась в нашем обществе идея о Всероссийском движении школьников, куда труднее.

Через тернии в класс

Для улучшения ситуация и привлечения талантливых кадров в школу не следует изобретать велосипед. Достаточно вспомнить многие традиции недавнего светлого прошлого. Уж в образовании советское точно значит отличное — тут и те же детские и подростковые организации, и признание главенствующей роли учителя.

Требуется также создать условия, чтобы уходившие из сферы образования в 1990-е гг. могли в неё спокойно вернуться. В частности, требуется пересмотреть систему категорий — странно, что учёный, в частности, не имеет никакой преподавательской категории в среднем учебном заведении. Все освидетельствования, которые требуются, чтобы человек был допущен на занятия, должны оплачиваться из бюджета. Сейчас получается так, что это должен делать устраивающийся на работу в школу, который, может, ещё и не устроится. В целом, чем меньше препятствий, тем больше будет квалифицированных педагогов в российских школах, а сама эта великая профессия станет, наконец, в полной мере востребованной и уважаемой. Она этого точно заслуживает. И не только в День учителя.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля