Последние новости

Реклама

Из воспоминаний святителя Луки о днях, проведённых в тюменской тюрьме

«Крымская газета» продолжает рубрику «Открой Россию», в рамках которой знакомит крымчан с нашей необъятной страной. На этот раз мы предлагаем вам текст, предоставленный нашим партнёром – газетой «Тюменская область в этот день», передаёт «Крымская газета».

Она посвящена святителю Луке (в миру Валентин Войно-Ясенецкий), епископу Русской православной церкви, а с апреля 1946 года – архиепископу Симферопольскому и Крымскому, талантливому хирургу, учёному, автору трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, лауреату Сталинской премии.

Архиепископ Лука стал жертвой репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Пришлось ему побывать и в тюменской тюрьме.

Тюменская темница

В Тюмени в начале зимы 1923 года Лука сделал вынужденную (первую этапную) остановку, будучи направлен в первую ссылку. Сам он  в автобиографии об этом вспоминал так: «Когда поезд пришёл в Тюмень, был тихий лунный вечер, и мне захотелось пройти в тюрьму пешком, хотя стража предлагала подводу. До тюрьмы было не более версты, тем не менее, на мою беду, нас погнали быстрым шагом, и в тюрьму я пришёл с сильной одышкой. Пульс был мал и част, а на ногах появились большие отёки до колен.

Это было первое проявление миокардита, причиной которого надо считать возвратный тиф, который я перенёс в Ташкенте через год после принятия священства. В Тюменской тюрьме наша остановка продолжалась недолго, около двух недель, и я всё время лежал без врачебной помощи, потому как единственную склянку дигиталиса получил только дней через двенадцать. В Тюменской тюрьме мы впервые встретились с протоиереем Илларионом Голубятниковым и дальше ехали вместе с ним».

Интерес к личности этого замечательного человека (в первую очередь желание узнать точную дату его прибытия в Тюмень) повёл меня привычным исследовательским путём. Череда удивительных совпадений сопровождала эти поиски: я пришёл работать в архив с заказанными ранее документами в тот день – 24 января 2013 года, когда по «Первому каналу» Центрального телевидения состоялась передача, посвящённая святителю Луке. Изучив безрезультатно в поисках каких-либо следов пребывания в тюрьме Валентина Войно-Ясенецкого несколько архивных дел  и опасаясь, что работу с выданными делами завершить не получится, потому как до закрытия читального зала оставалось немного времени, новое дело открыл на нужной странице и сразу увидел то, что искал. Позже я узнал, что 25 января – одна из дат памяти святителя Луки (две другие – 11 июня и 15 декабря).

Получается, что значимое для меня открытие я сделал накануне дня его памяти.

Короткая строчка в книге регистрации заключённых в Тюменском исправительном доме – одно из немногих документальных свидетельств долгого крестного пути Войно-Ясенецкого. 1 декабря 1923 года прибыл он  в тюменскую тюрьму – это данные из списка пересыльных заключённых. О том, как «приютила» тюменская тюрьма Войно-Ясенецкого, дают представление официальные документы тех лет.

Из акта обследования санитарного состояния больницы от 26 февраля 1923 года: «При входе на лестницу больницы поражает тяжёлый воздух давно не проветренного помещения. Нижний этаж, сейчас пустующий, не отоплен и с очень низкой температурой, из чего можно заключить, что не отапливается очень давно и отчего не поддерживается должная температура в верхнем этаже. В коридорах холодно. В палатах были в момент посещения топлены железные печи. Голландские печи не отапливаются давно. Вентиляторов, форточек нет. Стены закопчены, полы грязные. Больные лежат скученно. Помещаются в палатах лишь верхнего этажа, чем  и объясняется эта скученность. Палаты нижнего этажа давно не отапливаются, что  и заставляет распределять больных лишь в верхнем этаже. Постельных принадлежностей нет. Бельё старое, изорванное, грязное. Больные лежат на кроватях скорчившись, покрытые какой-то грязной ветошью». Больница в то время представляла собой двухэтажное здание, первый этаж каменный, второй – деревянный, рассчитана на сорок мест.

Прославление

Архиепископ Лука скончался  в крымской столице 11 июня 1961 года в день всех святых, в земле Российской просиявших. Прощаться с архиереем вышел весь Симферополь. Сразу после смерти маленькое кладбище при Всехсвятском храме Симферополя стало местом паломничества больных, ищущих исцеления. Имеется множество устных и письменных свидетельств о помощи архипастыря и после его смерти. 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых Крыма. Его мощи перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя 17-20 марта 1996 года. В крёстном ходе от могилы до собора приняло участие почти сорок тыс. человек. В Симферопольской и Крымской епархии торжество прославления святителя Крымского Луки прошло 24-25 мая 1996 года.

«Проповедник немолчный тайны Пресвятыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы был еси и в темнице, и во градех сибирского изгнания, терпя глад, мраз северныя страны и  жестокость клевретов безбожных» – эти строки из акафиста священноисповеднику Луке напоминают о крёстном пути Валентина Войно-Ясенецкого.

На юбилейном Архиерейском соборе 2000 года имя священно-
исповедника архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) внесено в Собор новомучеников и исповедников российских для общецерковного почитания.

Память святителю Луке установлена 11 июня, 25 января (7 февраля) – вместе со святыми новомучениками и исповедниками российскими и 15 (28) декабря – Собор всех крымских святых. В Симферополе, в парке, который носит имя святителя Луки, установлен памятник святому. В архиерейском доме, где он жил и трудился, находится часовня. Верующие греки в благодарность за исцеление от болезней по молитвам святого пожертвовали на изготовление раки для мощей святителя 300 килограммов серебра.

В Саратове во имя святителя Луки построен храм.

В дни его памяти в православных церквях его прославляют такими словами: «Блаженни изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное, в крепости сердечней безропотно понесл еси заточение и изгнание в Сибирь за имя Господа и святую Церковь Христову, терпением велим устрояя свое спасение, примером же своим верных души назидая».

Святой лекарь

Авторитетный тюменский кардиохирург Юрий Ефанов считает, что  в истории хирургии две значимые фигуры: Николай Пирогов и Валентин Войно-Ясенецкий. Первому медицина обязана как создателю первого атласа топографической анатомии и основателю анестезии, второй создал теорию гнойной хирургии. Войно-Ясенецкий был не только выдающимся учёным, он был талантливым хирургом. Имеется много примеров, когда он делал, казалось, невозможное, чтобы спасти пациентов. Прежде чем приступить к операции, хирург Войно-Ясенецкий всегда осенял себя крестным знамением и молился перед иконой Божией Матери, которая висела в операционной Ташкентской городской больницы. Когда по распоряжению одной из комиссий икону убрали, то Войно-Ясенецкий ушёл из больницы и вернулся, когда икона была возвращена на прежнее место. В замечательной автобиографической книге «Я полюбил страдание» Войно-Ясенецкий приводит множество примеров, когда вера в Бога поддерживала его силы как хирурга.

Александр ВЫЧУГЖАНИН.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля