Последние новости

Реклама

Международный день астрономии – самой древней, красивой и миролюбивой науки мировое сообщество отмечает 29 апреля. В Севастополе много молодых ребят, кто делает поразительные успехи, увлекшись астрономией. О своих воспитанниках рассказывает руководитель астрономического кружка ДДЮТ Александр Лесовой, сообщает издание «Севастопольская газета».

— Иногда самой первой мировой наукой называют математику. Слов нет, математика также наука стародавняя, почтенная. Тем не менее чем занимаются математики? Измеряют, вычисляют. Тем не менее, прежде чем измерять и вычислять, надо условиться о единицах измерения: что такое метр, секунда, градус и т.д. И вот тут-то выяснится, что все данные единицы рождены в недрах астрономии! Первым метром был отрезок прямой, равный одной сорокамиллионной доле земного меридиана. От великого астронома — эллина Гиппарха — идёт деление суток (от полудня до полудня) на 24 части, каждую из которых назвали часом, состоящим из 3600 секунд. Это древние мудрецы по ошибке насчитали в году 360 дней и разделили окружность (год) на 360 градусов.

И сегодня можно уверенно утверждать, что в основе мировоззрения каждого человека лежат именно астрономические знания. Пусть каждый вспомнит себя: достигнув возраста, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, все мы начинаем задавать вопросы. Что за мир вокруг меня? Почему после зимы придут весна и лето? Что такое Солнце, и почему оно светит и греет? Чуть позже ребенок обязательно спросит: а что будет, если оно погаснет? Я стою на Земле, на планете, а она — на чем? Говорят, она куда-то летит в Космосе, а что такое Космос? И не опасен ли он? Где он кончается? А что за ним? И так далее.

Вот уже 25 лет А.Лесовой преподает науку о Вселенной в астрономическом кружке севастопольского Дворца детского и юношеского творчества, имеет счастливую возможность обнаружить первый интерес ребенка к новым знаниям, а что ещё ценнее — пробудить такой интерес, дать его росткам развиться в настоящий творческий поиск.

— Каждое занятие, как правило, начинаю с сообщения о новейших открытиях в области астрономии и космонавтики, сделанных за последние дни. При этом обращаю внимание учащихся на трудности, встреченные учеными на пути к успеху. То же самое я делаю и в ходе урока — при изучении каждой темы опять-таки обращаю внимание детей на её неисследованные аспекты, на нерешенные проблемы. Снова и снова призываю ребят: не уставайте задавать вопросы Природе! Попытайтесь самостоятельно ответить на них. При этом каждый раз детям настойчиво внушаю мысль: вы можете решить эту задачу, вы способны глубоко анализировать ситуацию, находить нестандартные подходы. Тут дети иногда начинают вздыхать: а по плечу ли нам такая задача? Тем не менее и в самом юном возрасте возможны удивительные прозрения, поразительные находки; привожу примеры из истории науки и техники, из биографий таких всемирно известных учёных, как Р.Декарт, Б.Паскаль, И.Ньютон, А.Клеро, Э.Галуа, П.Лагранж, Д.Гудрайк, какие делали великие открытия в возрасте 14-18 лет, — рассказывает А.Лесовой.

В стремлении дополнить программный курс учебы вовлечением юношей и девушек в научно-исследовательскую работу, плоды детских изысканий выносятся на суд учёных — на городские, всероссийские и даже международные конкурсы.

С 1994 года кружковцы подготовили более 60 научно-исследовательских работ, 43 из них доложили ученым Крымской астрофизической обсерватории. В своей среде кружковцы называют такие доклады защитой детских диссертаций. Вот некоторые, наиболее интересные из них:

— Десятиклассники (СОШ — 57) Дмитрий Калашников, Антон Ланда и Галина Гринчук получили оригинальные уравнения планетных расстояний;

— Одиннадцатиклассница Мария Орехова (СОШ — 21) нашла зависимость «светимость-промежуток времени» у цефеид ( L = 225P1.16 );

— Сергей Назаров (1 курс Севастопольского госуниверситета) в реальном времени наблюдал гибель кометы 1999S4 (редкая удача!), сделал доклад об этом в Крымской обсерватории и опубликовал статью в научном журнале. За данные работы он был принят в аспирантуру, а затем на работу в обсерватории;

— Десятиклассница Любовь Рыбалка (СОШ — 49) изготовила уникальную «Карту звездного неба в абсолютных звездных величинах и спектральных классах». Особо отмечу: многие профессиональные астрономы не могли поверить, что такую серьезную и колоссальную по объёму работу — пересчитать почти 800 звезд – могла выполнить десятиклассница;

— Одиннадцатиклассник Алексей Васильев (СОШ — 34) получил необычное соотношение перигелийных долгот и перигелийных расстояний; указал возможные гелиоцентрические координаты «пояса астероидов»; позже, уже в статусе студента 1 курса Севастопольского госуниверситета, А.Васильев изготовил замечательный альбом астрофотографий — учёные отметили высокий профессионализм его работ;

— Девятиклассник Максим Волков (гимназия №1) дал свое, отличное от известных, объяснение цветовым особенностям поверхности Луны и её альбедо. В следующем году он проанализировал непонятное замедление вращения активного Солнца, открытое американскими учеными, тем не менее не объясненное ими, и в своей работе показал, что «эффект Хатауэя-Уильсона» может быть обусловлен изменением момента инерции Солнца, реактивным эффектом протуберанцев и «магнитной вязкостью». Работа Максима была удостоена Грамоты Украинского Центра научно-технического творчества молодежи — «за высокий уровень знаний»;

— Девятиклассник Руслан Запорожан (СОШ — 34) предложил оптимальную конфигурацию спускаемого аппарата и пенетратора на основе нелинейных уравнений; позже – проделал трудоемкую работу по определению интегральной яркости северной и южной полусфер неба; рассчитал небесные координаты полюсов для планет Солнечной системы;

— Одиннадцатиклассница Анна Курбанова (СОШ — 8) внесла свой вклад в теоретический анализ загадочного явления — радиальных флуктуаций в кольцах Сатурна;

— Восьмиклассница Юлия Парманчук (СОШ — 38) обосновала гипотезу: необычное, импульсивное движение кометы Энке вызвано тем, что она (самая короткопериодичная) набегает на собственный хвост и при этом попадает в резонанс, обусловленный своеобразным соотношением элементов орбиты;

— Девятиклассница Елизавета Древетняк (СОШ — 31) сделала интересные исследования человеческого фактора в космических полетах — в частности, нетривиально объяснила «эффект Каденюка», а позже сделала полезное наглядное пособие по теме «Время»; в 10 классе, учась в гимназии №1, Е.Древетняк вывела замечательное уравнение, связывающее массы планет, их радиусы и параметры орбит;

— Одиннадцатиклассница Юлия Вильдман (СОШ — 14) выполнила расчеты моментов восхода и захода Солнца в Севастополе (на весь год) и продолжительности дня, подготовила наглядное пособие на эту тему – теперь достаточно взглянуть на него и получить нужные сведения на любой день;

— Одиннадцатиклассница Анастасия Наугольная (СОШ — 26) изготовила оригинальное наглядное пособие «Ближайшие соседи Солнца». Оно удостоено Диплома 2 степени на Выставке творчества молодежи в Киеве;

— Десятиклассница Галина Гринчук (гимназия №8), выполнив огромный объём вычислительных работ (на своей методологической основе), подготовила доклад и пособие «Вид небесных тел с планет Солнечной системы»;

— Виктор Блощаненко (I курс Производ.-художественного лицея) предложил остроумный проект скафандра с импульсным пневмодвижителем на отработанном водороде;

— Андрей Гончаренко (I курс Морского колледжа) дополнил классическую «Диаграмму Герцшпрунга-Рассела» временнóй координатой и получил трехмерную диаграмму эволюции звезд, изготовил наглядное пособие. За эту работу Андрей награжден Дипломом I степени Украинского Центра технического творчества и денежной премией;

- Иван Денисюк (11 класс, гимназия №5) около трёх лет измерял приливы и отливы в Севастопольской бухте прибором, который он сам спроектировал и изготовил — до него этим никто не занимался; по итогам исследований сделал доклад и модель приливно-волновой электростанции. Работа Вани удостоена Грамоты VII Международной конференции «Зоряний шлях» (г. Днепропетровск), Диплома 2 степени Международного конкурса SPARE «Есо energy» и премии;

— Одиннадцатиклассница Маргарита Уфимцева (гимназия №5), детально изучив расположение звезд, изготовила интересное наглядное пособие «Вид созвездий по глубине».

— Десятиклассник Никита Клышко (гимназия №1), исследуя задачу корреляции солнечно-земных связей на местном материале, аргументировано развенчал миф о предсказуемости так называемых «неблагоприятных дней»;

— Девятиклассница Ирина Гришко (гимназия №8) подготовила научно-исследовательскую работу на украинском языке «Исчисление времени», в которой предложила свою формулу для определения времени по звездам — более удобный и надежный метод в отличие от известных, «календарных» способов;

— Десятиклассник Алексей Пиденко (СОШ — 23) обнаружил и показал, по сути, особый класс небесных тел — «звездные ожерелья». Через год он обстоятельно исследовал резонансы и синхронизации в Солнечной системе, добавив к их ряду несколько своих. Научно-исследовательскую работу по этой теме он опубликовал в научном сборнике Севастопольского госуниверситета. В 2015 и в 2016 годах А.Пиденко победил на Всероссийской астрономической олимпиаде и был принят без экзаменов в Московский Физико-технический институт.

— Десятиклассница Анастасия Астафьева (СОШ — 14) собрала целую «коллекцию» из 135-ти «концов света». Её труд получил широкий резонанс в Крымских средствах массовой информации;

— Десятиклассница Дарья Мишнёва (СОШ–14) разработала «Новый метод определения яркости звезд по звездам сравнения». Эту работу она в 2015 году защитила в Крымской обсерватории, а в декабре 2016 года доложила на Международной научно-практической конференции «Звездная эстафета» в Центре подготовки космонавтов им.Гагарина в Звездном городке и была удостоена Диплома 2-й степени.

Заканчивая обзор научно-технического творчества севастопольской молодежи, стоит подчеркнуть, что доклады кружковцев в Крымской астрофизической обсерватории получают положительную, а в ряде случаев и очень высокую оценку учёных — за бесспорную новизну и научную полезность.

За победы в международных, всеукраинских, всероссийских и городских конкурсах десятки юных астрономов ДДЮТ удостоены дипломов и грамот, 33 человека награждены путевками в «Артек». Севастополь и Дворец детского и юношеского творчества гордятся своими воспитанниками Сергеем Назаровым, Раисой Бараш, Галиной Маклаковой, какие стали научными сотрудниками институтов РАН.

Подрастает и новое поколение юных Коперников и Королёвых, которое продолжает свой путь «сквозь тернии — к звездам».

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля