Последние новости

Реклама

Сергей Додонов: сельское хозяйство как образ жизни — академия биоресурсов КФУ учит студентов трудиться

Лаборатория по оценке качества сельскохозяйственного сырья, центр изучения землеустроительных  и геодезических работ, центр ветеринарной медицины, введение новых направлений обучения и даже создание дендропарка. Директор академии биоресурсов и природопользования Крымского федерального университета им. В. И. Вернадскго, депутат Госсовета Крыма Сергей Додонов сказал Крыминформу о новых проектах вуза.

Крымские власти делают серьезные ставки на сельскохозяйственную сферу. Отрасль сельского хозяйства Крыма постепенно развивается, крупные предприятия встают на ноги, открываются новые. Не секрет, что основной кузницей кадров для них является именно академия биоресурсов и природопользования КФУ. Как развивается вуз?

Прежде всего, мы постепенно и планомерно реализуем проект – лабораторию по оценке качества продуктов сельскохозяйственного сырья. На что направлена деятельность этой лаборатории? Это оценка почвы, оценка готового сельхозсырья. В частности, качества зерна, семян, молока и т. д. Мы сегодня, и вправду, желаем стать центром, который будет не только производить экологически-чистую продукцию (я говорю о нашей торговой марке «Университетский продукт»), но и давать оценку, насколько экологически безопасны другие продукты. И будем стремиться к тому, чтобы на отдельных этапах технологических процессов проверять промежуточное качество для того, чтобы мы получили определенный, заранее искомый продукт. Почему мы выбрали такую цель? Во-первых, Крым – рекреационная зона. Люди приезжают сюда оздоровиться и увезти с собой впечатления среди них и гастрономические. Всегда крымские фрукты, овощи и вина славились своим вкусом и качеством. Задача этой лаборатории будет состоять в том, чтобы помогать в оценке, а в конечном итоге и в присвоении знака «экологически чистого продукта». Но это далеко идущие планы. А пока это контроль технологического процесса производства сельхозпродукции.

Преследуя свою основную стратегию – подготовку специалистов «от поля до конечного продукта», мы стремимся развивать различные новые направления подготовки. Мы открыли в магистратуре профиль «агробизнес». Фактически, мы возвращаемся к той квалификации, которая была ещё у моих родителей. Моя мама окончила наш сельхозинститут. У неё была квалификация «учёный агроном – экономист». Я считаю, это в корне правильное направление, потому что только экономист, знающий технологию, имеет право на существование. «Агробизнес», следовательно, это направление, где ребята, имеющие технологическую подготовку, получат больше знаний по экономике, а ребята, имеющие экономическую подготовку – больше знаний по агротехнологии.

Что касается ещё отдельных направлений, мы запускаем направление подготовки «общественное питание». Т.е. не просто получение какого-то сельхозсырья – овощи и фрукты, а и как это переработать и подать. Мы желаем получить учебную лабораторию – кафе, где студенты будут сами готовить свои блюда и представлять на общественный суд свою продукцию.

По направлению агрономия, мы думаем о том, как возродить профиль или подготовку защиты растений. Это специалисты, которое будут заботиться о сохранении урожая от вредителей и болезней, но первоочередное направление здесь – это биоресурсы, т. е. биологическая защита, минимум воздействия ядохимикатов для того, чтобы мы получали экологически-чистую продукцию. В этом направлении у нас есть сотрудничество с Ростовской областью. Мы провели уже три конференции на базе академии о том, как с минимальным количеством химических удобрений, а за счёт растительных остатков с минимальным количеством обработок ядохимикатами получать нормальную продукцию. Появляется заинтересованность, ширятся ряды этих фермеров и производителей, какие занимаются экологически-чистой продукцией.

Мы создаем центр, который будет направлен на изучение землеустроительных направлений и геодезических работ. Центр направлен на создание электронных карт полей. Все больше сегодня появляется «умной» техники, которая позволяет в отдельно взятых точках поля вносить разное количество тех же удобрений, ядохимикатов – так называемые точные технологии. Под данные технологи нужно делать электронные карты полей. Т.е. провести почвенные обследования, заложить их в определенное хозяйство. Потом периодически проводить зондирование, занося карту в компьютер машины. Мы даем задание программе, и машина сама его выполняет. Это экономия, обеспечивающя равномерную густоту стояния растений, одинаковый урожай без перепадов. Это возможность фактически прогнозировать урожай. За счёт облетов на беспилотниках, получения комических снимков. Данный проект будет совместным с Таврической академией. Эта программа будет предложена минсельхозу. Минсельхоз был и есть и будет основным заказчиком для академии. Я как советник министра сельского хозяйства участвую в работе комиссии по распределению субсидий и дотаций. Постоянно в контакте с министерством, мы друг другу помогаем. Мы предлагаем какие-то идеи, взамен – появляется интерес к нашим выпускникам. Сотрудничество не прерывается.

Ещё одно из направлений – создание центра ветеринарной медицины. Это новая современная клиника, которая будет заниматься и функциональной диагностикой, и терапевтическим лечением, и хирургическим вмешательством. При чем, от мелких животных до крупных животных. Клиника будет оказывать услуги, в частности, для Симферополя, в соответствии с законодательством по стерилизации животных. В новом симферопольском приюте для животных будет всего 200-300 мест. Здесь и студенты и профессорско-преподавательский состав будут принимать участие в процессе. Почему бы нам не участвовать в процессе, оказывать помощь городу? Наличие такого центра позволит не только влиять на безопасность города, а и делать научные исследования.

Новые технологии требуют наличия новой техники. Как обновляется материально-техническая база академии?

Мы желаем открыть центр селекции и семеноводства именно сельхозкультур. Он будет направлен на то, чтобы проводить и апробацию, и рекомендацию по применению сортов различных культур. Данный центр будет направлен именно на модернизацию, т. е. мы покупаем новую технику для почвенной обработки, новую зерноуборочную технику для опытов семенных. У нас уже есть новая техника, на которой студенты обучаются и работают в поле. По программе развития КФУ приобретен зерноуборочный комбайн Acros, трактор МТЗ — 82, новый грузовой КАМАЗ. Наши ребята третьекурсники, какие учатся на мехтехе и получают направление агроинженерия, после третьего курса получают права тракториста-машиниста и летом уже работают на уборке. В прошлом году таких было 22 человека, в этом году выпускаем около 50 и спрос существует. За этими ребятами потом гоняются работодатели.

Скажите, а какой процент выпускников академии трудоустраивается на местные предприятия?

Приём специалистов в аграрную отрасль на самом деле ограничивается только бюджетными местами. Почему? Потому что предприятия не осуществляют оплату за обучение, а у самих жителей сельской местности, т. е. тех, кто априори будет работать на сельхозпредприятиях, не хватает средств на оплату. Из выпускников трудоустраивается порядка 60%. Ветеринары на самом деле все, агрономы и садоводы также. Механики и инженеры кто в Гостехнадзоре, кто в охране труда, кто непосредственно механиками и инженерами работает. По землеустройству и геодезии сегодня также бум всевозможных заказов и эта профессия очень востребована.

С какими предприятиями вы сотрудничаете по практике и трудоустройству?

По трудоустройству и по практике у нас достаточно много предприятий – более ста договоров о сотрудничестве. Наиболее тесное сотрудничество, разумеется, по практике с крупными предприятиями. Это завод «Массандра», совхоз-завод «Качинский», фирма «Антей», «Дружба народов», «Крымская фруктовая компания». Среди них и на мелкие предприятия отправляем студентов на практику, но там в основном заказчиками выступают хозяйства, в которых династически сложилась подготовка специалистов. Где мотивация идёт от семьи, так сказать, продлить династию аграриев.

Насколько популярно у крымских абитуриентов аграрное направление?

У меня встречный вопрос – что является критерием популярности? Когда мне говорят, что им является количество заявлений, поданное на одно бюджетное место, я отвечаю, что это не так. По одной простой причине. Абитуриент, как разбрасывают рекламу по почтовым ящикам, так же разбрасывает свои заявления в надежде попасть на бюджетное место. В свое время, когда мы поступали, мы чётко понимали каким специалистом желаем быть и подавали документы только на одно направление. В данном случае не количество поданных заявлений, а мотивация, средний балл ребят, какие поступают, является критерием спроса.

Мотивированных ребят достаточно много. На Дни открытых дверей, какие мы проводим дважды в год – весной и осенью – приезжают ребята уже заинтересованные, какие уже были однажды у нас, и желают целенаправленно идти учится. В академии 425 бюджетных мест. В этом году у нас было почти 400 человек на Дне открытых дверей. Здесь проводятся мастер-классы. Мы знакомим будущих абитуриентов с готовой продукцией, показываем наши мармелады, йогурты, сметану, молоко, кефир, рассказываем, какие мы майонезы можем делать, какое мороженое ребята тут могут делать, показываем симуляторы, трактора, машины. Об этом рассказывают сами студенты, и это также один из маркетинговых шагов, потому что когда вам рассказывает равный, вы ему доверяете больше. Даем понять, что поступив к нам студент попадает в большую дружную семью, что здесь мы учим трудиться.

Также, у нас есть школа юного агронома, школа юного ветеринара. Мы проводим занятия по субботам. Да, это не всегда многочисленные группы, но это уже мотивированные ребята, какие желают получить это образование.

Поэтому, критерием популярности, на мой взгляд, является счастье не столько абитуриентов, сколько счастье выпускников, какие получают первые рабочие места и сохраняют их, получают возможность карьерного роста. У меня даже есть идея проводить «круглые» столы – встречи наших студентов с нашими же выпускниками, какие добились определенных успехов, какие расскажут с чем они сталкивались, как преодолевали те или иные трудности.

Существует предложение на федеральном уровне законодательно закрепить обязательную трехлетнюю практику на государственных предприятиях для студентов-бюджетников. Как вы считаете, правильно ли это, особенно для сельскохозяйственной отрасли?

Я бы пошел чуть-чуть другим путём. Я об этом давно говорил, и многие хозяйственники с этим соглашаются. Конкурсный отбор в процессе обучения. Что это значит? Хозяйство или любой другой товаропроизводитель заказывает себе на практику нескольких специалистов по определенным напряжениям, но берет не одного человека, а, допустим, двоих. После практики хозяйство дает характеристику, и скажем, на четвертом курсе оно выбирает уже одного, и за студента на магистратуре может платить или взять его на индивидуальный план обучения и к себе на работу. В этом случае, уже прошло два года, и студент знает специфику работы хозяйства, находится в некоем приподнятом состоянии потому, что его уже выбрали из нескольких. Это уже мотивация и уровень самооценки.

Как Вы считаете, чего сегодня не хватает крымским аграриям?

Дисциплины и культуры земледелия. За последние годы мы пришли к тому, что в основном перешли на моно культуру, исключительно на зерновые культуры. Если их не чередовать, не применять рациональный севооборот, земля истощается. Она не отдыхает, не получает должного возврата. В итоге мы получаем плохие урожаи, ухудшаем плодородие почвы. По многим результатам исследований, это так. На законодательном уровне было принято решение установить севообороты, как таковые. Решение было ещё при Украине, но далеко эта работа не пошла. Сегодня стоит вопрос, как заставить рационально мыслить хозяйственника. Ведь, по идее, посеяв зерновые, проведя минимальное количество обработок, он получает свой урожай и вдобавок ко всему ещё и дотацию от государства. Я всегда говорил и буду говорить, что нет смысла субсидировать неэффективного товаропроизводителя. Т.е. того, который получает 16 центнеров с гектара, к примеру. Того, кто получает 50 центнеров с гектара, вот этого товаропроизводителя надо поддерживать. Второе – это техническое оснащение. Как бы мы не говорили о том, что в последние годы мы приобрели достаточно много техники, на самом деле – это мизер. И достаточно ещё техники 60-70 годов используется. Эта техника не рациональна. Когда за большими машинами тягают маленькие плуги – это неправильно. Но это, опять же упирается в то, что должна быть культура платежей. Росагролизинг обращает внимание на то, как субъект осуществляет платеж по кредитам. Третий вопрос, как бы мы не говорили, это кадры. Мы можем прописать какую угодно технологию изумительную. Но в ней все-равно существуют примерные сроки. У нас остаются единицы опытных агрономов, какие передают опыт молодым специалистам.

Наши читатели попросили задать Вам вопрос о парке, расположенном рядом с академией. Раньше он служил местом отдыха для местных жителей, но сейчас потихоньку парк увядает. Какова его судьба?

И вправду, у нас есть 25 га парка рядом с академией, который закреплен за КФУ. Сегодня он насчитывает около 110 видов растений. В наших планах разделить его на две части. Одна – для активного отдыха, где обустроить несколько спортивных площадок. Вторая – зона пеших прогулок по свежему воздуху в тишине. Вполне возможно, что мы также станем местом отдыха симферопольцев. Учитывая то, что у нас рядом будет кафе, лошадки для прогулок.


При подготовке статьи были использованы материалы: Пресс-службы КФУ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля