Последние новости

Реклама

Приоритетные проекты развития Севастополя в интерпретации правительства города, которое представляет директор Департамента приоритетных проектов развития Сергей Градировский, остаются наиболее своеобразными. Стратегия экономического развития города, по сути, — это поддержка частных бизнес-интересов, сообщает издание «Севастопольская газета».

На официальном инвестиционном портале Севастополя —недавно созданной интернет-площадке департамента приоритетных проектов — появилось видение приоритетов Севастополя с точки зрения С.Градировского. Публикация расцвечена новыми красками «приоритетных рынков» и впечатляющими терминами.

При этом изначально данная стратегия была (и остается) настолько слаба, что на протяжении уже полутора месяцев с легкостью вызывает конструктивную критику со всех сторон. Её презентация на 10 слайдах, которая состоялась на одном из заседаний заксобрания, показала, что главными интересами для людей, от которых зависит развитие экономики Севастополя, станут виноделие, экономия электричества посредством проекта Энерджинет, яхтинг в Балаклаве, исторический парк и производственная площадка без инвесторов.

Директор Департамента приоритетных проектов развития С.Градировский на инвестиционном портале рассказывает о том, что важно выделить несколько приоритетных рынков: судоремонт и специализированное судостроение, приборостроение, виноделие, рыба (лов, производство, переработка), образование, туризм и возведение, а заработанные на этом деньги позволят поднять городские здравоохранение, образование и прочую социальную инфраструктуру.

Но, переходя на конкретику, можно обнаружить, что С.Градировский в стратегии на ближайшие 13 лет уделяет внимание только нескольким направлениям бизнеса, тесно связанным со сферой деятельности нескольких человек в Севастополе.

Вчитываемся внимательней. Так, к примеру, единственным направлением «высокотехнологичного машиностроения», которое фантазийный департамент намерен развивать в Севастополе, стала «организация производства компонентной базы для системы интеллектуальной электроэнергетики».

И все? Неужто в Севастополе более нельзя наладить ничего высокотехнологичного, кроме вспомогательного предприятия для проекта Энерджинет депутата заксобрания Алексея Чалого? Или просто А.Чалому, кроме данного проекта, ничего не нужно — поэтому ничего другого и не планируется? Удивительно, как меняются приоритеты человека в зависимости от конъюнктуры и как меняются приоритеты целого города под одного человека.

- Что бы не говорили, однако EnergyNet – это один из основных приоритетов стратегии. Такого уровня R&D и вытекающей способности конкурировать на международных рынках в других отраслях промышленности в городе просто нет, — отмечает руководитель Департамента приоритетных проектов.

Судя по всему, и не будет.

Ещё одно направление развития севастопольской экономики, а именно — сельское хозяйство — согласно стратегии С.Градировского, в итоге сводится к «развитию направлений винного туризма». Куда делись фруктовые сады, животноводство, производство консервов, соков? То есть, пункт «винный туризм» стоит единственным кандидатом на будущую господдержку всего сельского хозяйства в регионе? Думалось, что столь важный департамент должен видеть потенциал Севастополя немного шире.

По направлению «Сельское хозяйство и виноделие» в презентации С.Градировского значится: «Реализация проекта Севастопольский Терруар», «Развитие винного туризма», «Доведение площади виноградников до 10 тысяч га», «Создание условий для появления не менее 20 независимых винодельческих предприятий в городе». И больше ничего!

«Виноделие — это высокий передел того, что произросло. А авторское виноделие — это вершина этого передела», — утверждает С.Градировский.

При этом чиновник признает, что «по отдаче с единицы земли виноделие [почему не виноградарство?] уступает только теплицам». О поддержке сельского хозяйства по тепличным культурам — ни слова.

В то же время, много слов о развитии всяческого виноделия, вплоть «до гаражных форм», о которых С.Градировский упоминает в комментариях к стратегии на страницах инвестиционного портала Севастополя. Загадочные гаражные формы волнуют воображение...

Как бы в параллель к винному туризму в стратегии прописано направление «гастрономического туризма [конкретно — по морепродуктам]». Начинается это направление с общего: «рыболовство, марикультура» и постепенно сосредотачивается на устрицах и креветках — что логично, гаражное вино требуется правильно закусывать.

Выведение таких направлений в приоритет, думается, радует (или соответствует ожиданиям) севастопольских рестораторов и знатоков местного вина, небезызвестных соратников все того же А.Чалого.

Продолжая тему разного рода туризмов, следует обратить внимание на ещё одно направление развития Севастополя, которое близко сердцам С.Градировского и его департамента — яхтинг.

Сам по себе туризм прекрасен и несет безусловную пользу экономике какого бы то ни было региона, но, так получается, что в туристических направлениях стратегии развития Севастополя то и дело неприкрыто выпирают интересы частных лиц. А оплачивать данные интересы за счёт государственных (то есть, народных) средств — тенденция, скажем так, не очень приличная.

В стратегии написано, что С.Градировский собирается «формировать Севастополь как центр военно-исторического, спортивного, яхтенного и других видов туризма». Настораживает тот факт, что главный проектировщик приоритетных для Севастополя проектов выделил яхтенный туризм в отдельную строку. Вообще-то яхтинг (парусный спорт) также относится к спортивным видам туризма, упомянутым выше, не являясь при этом, что важно, массовым видом спорта. Почему же именно он удостоился особого внимания?

Остается предположить, что яхтенный туризм нужен стратегическим развивателям в целях реализации планов определенных (всё тех же) бизнесменов в нише этой сферы предпринимательства в Балаклаве. Отметим ещё раз — за государственный счёт.

Ещё одним из важнейших пунктов стратегии, прокомментировать который счел нужным С.Градировский, является «образовательная миграция».

Предлагается переобучать военных пенсионеров и создать на базе СевГУ площадку образования по профилям: морские и военные технологии, агротехнологии и (уже пресловутая) интеллектуальная электроэнергетика.

«К 2030 году планируется выйти на 30-тысячную студенческую группировку», — комментирует С.Градировский.

Случайно ли закралось именно это, попахивающее криминалом слово в стройную речь директора департамента?

И почему город должен тратиться на программу переобучения военных пенсионеров, если эта задача уже с успехом выполняется Министерством обороны РФ (чтобы получить дополнительное образование за счёт государства, гражданин РФ, проходящий военную службу по контракту, должен всего лишь отслужить пять лет)?

Итак, обсуждаемая в городе Стратегия социально-экономического развития Севастополя до 2030 года все ещё вызывает множество вопросов. Документ не содержит конкретных мероприятий, изобилует странными инициативами и пунктами, похожими на лозунги. К тому же, хоть он и составлен на 13 ближайших лет, этапы его выполнения не имеют временной привязки.

Подводя итог, читаем, что результатом «развития курортно-санаторного потенциала» Севастополя станет «формирование бренда и организация позиционирования курортно-санаторного бренда города». Этот пункт стратегии как нельзя лучше демонстрирует всю суть документа, которую можно описать одним понятным термином: словоблудие. Не надо быть оракулом, чтобы предположить, что, в лучшем случае, судьба севастопольского Департамента приоритетных проектов развития — повторить опыт обанкротившегося МУП «Агентство развития города Томска», которым с 2012 по 2014 годы руководил С.Градировский, оставив там после себя славу мечтателя, однако не деятеля.

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля