Последние новости

Реклама

Сообщения о грядущем объединении Российской государственной и Российской национальной библиотек вызвали возмущение научного сообщества и рядовых граждан. Критики этой инициативы Министерства культуры справедливо видят в ней удар по культурному и научному потенциалу страны.
Что делать, если кардинально улучшать ситуацию в той или иной сфере не удаётся, а имитировать бурную деятельность зачем-то требуется? История современной России даёт на это универсальный ответ: заняться показным реформированием. Или, как теперь принято говорить, оптимизацией. Вариантов здесь много: слияние и разъединение структур, перераспределение полномочий и, наконец, урезание расходов и сокращение штатов. Естественно, всё это под разговоры о «повышении эффективности».

Но, как доказала практика последних 25 лет, ничего, кроме вреда, данные подходы принести не могут. Бездумно разрушая системы, складывавшиеся на протяжении десятилетий, а то и столетий, чиновники вместо пресловутого роста эффективности добиваются обратного результата. Это хорошо видно на примере реформ системы образования и здравоохранения, а также ударов по Российской академии наук, какие продолжаются до настоящего времени.

Стало известно об новый «оптимизации» сомнительного свойства. Ряд информационных ресурсов сообщил о грядущем объединении Российской национальной библиотеки (РНБ, г. Санкт-Петербург) и Российской государственной библиотеки (РГБ, г. Москва). Отметим, что слухи об этом впервые появились ещё год назад, когда директор РНБ А. Лихоманов был снят с должности. Это произошло при непосредственном вмешательстве министерства культуры России. В частности, директора обвинили в затягивании строительства нового корпуса библиотеки. Сам Лихоманов объяснял это недостаточным государственным финансированием.

Директором РНБ был назначен прежний руководитель Российской государственной библиотеки А. Вислый. Сразу после этого в одном из интервью он заявил, что не видит ничего страшного в объединении РГБ и РНБ. Прозвучал и конкретный пример – слияние национальных библиотек ФРГ и ГДР после объединения Германии. Как обычно, нам навязывают чужой опыт, не просчитав, какие последствия это будет иметь.

Впрочем, тогда слухи о слиянии библиотек не получили подтверждения. Теперь же СМИ ссылаются на декабрьское письмо В.Р. Мединского к главе правительства Д.А. Медведеву, в котором он просит удовлетворить предложение директоров РНБ и РГБ А. Вислого и В. Гнездилова об объединении.

Первое, что обращает на себя внимание – это кулуарность подготовки к реформе. Судьбу двух крупнейших библиотек России (фонд РГБ составляет 45 миллионов, РНБ – 36 миллионов единиц) решают без привлечения общественности. А ведь будущее этих хранилищ многовекового культурного богатства имеет важнейшее значение для научной и образовательной сфер страны. Решать их судьбу в тайне от граждан неприемлемо. О крайне неоднозначных планах министерства культуры население должно узнавать не из-за утечек в СМИ.

Элемент секретности в продвижении чиновничьих инициатив сам по себе наводит на недобрые мысли, что главной целью слияния является вовсе не польза для обеих библиотек. Это становится очевидным при анализе возможных последствий реформы.

Тексты двух документов – обращения Вислого и Гнездилова, а также письма Мединского Медведеву – так и не опубликованы. Но аргументация их известна благодаря журналистам. Во-первых, инициаторы утверждают, что объединение РГБ и РНБ позволит создать крупнейшую в мире национальную библиотеку. Но, простите, зачем это требуется? К чему нужна подобная гигантомания? Тем более, что фонды библиотек и без того наиболее завидны. Да и речь всё-таки идёт о двух учреждениях, расположенных в разных городах.

России нужны не «супербиблиотеки», а улучшение работы действующих, нужны гарантии сохранения и развития имевшегося у них потенциала. А то, что авторы реформы не ставят перед собой столь необходимой цели, говорит следующий аргумент, который выдвигается как наиболее важный. Инициаторы объединения прямо утверждают, что слияние библиотек позволит вдвое сократить количество поступающих в них обязательных экземпляров печатной продукции. Это, в свою очередь, решит задачу нехватки площадей для хранения литературы. То есть будет меньше книг – потребуется меньше помещений. Вот вам логика абсурда вместо логики созидания, вместо строительства новых книгохранилищ.

Чем это обернётся? Тем, что либо в столице России, либо в Санкт-Петербурге не окажется новых книг и периодических изданий. Они просто перестанут поступать. Это автоматически снизит статус двух частей новой «единой библиотеки». Надо ли объяснять, насколько осложнит это работу исследователей и просто читателей? А ведь обе столицы являются научными, культурными и образовательными центрами России!

Существует и другая опасность. РНБ и РГБ – это библиотеки, какие аккумулируют всю издаваемую в стране печатную продукцию. Чиновники вдруг посчитали это дублирование излишней тратой средств. А ведь оно просто нужно. Памятуя о чудовищном пожаре в библиотеке ИНИОН РАН в январе 2015 года, совершенно очевидно, что именно дублирование страхует нас от возможных трагедий, от безвозвратных потерь библиотечных единиц.

Наконец, проектом реформы предлагается существенно сократить число сотрудников и тем самым сэкономить 120-150 миллионов рублей в год. Этот порочный подход является «каиновой печатью» российской власти, привыкшей мерить всё и вся деньгами. Но подобная «экономия средств» может иметь роковые последствия для науки, культуры и других сфер общественного устройства.

И РГБ, и РНБ являются столпами научно-культурного потенциала страны. Первая из них основана в 1862 году, вторая – в 1795-м. Слияние неизбежно подкосит один из этих столпов, нанеся ущерб всей стране. Вероятнее всего, в большей степени пострадает фонд нынешней РНБ в городе на Неве.

Также, предлагаемый шаг входит в противоречие с Федеральным Законом «О библиотечном деле». А в нём чёрным по белому написано: «Национальные библиотеки Российской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и являются исключительно федеральной собственностью». Не менее важен другой пункт Закона: «Изменение формы собственности указанных библиотек, их ликвидация либо перепрофилирование не допускаются; целостность и неотчуждаемость их фондов гарантируются».

Но ни законы, ни интересы страны чиновников не останавливают. За минувшие четверть века количество библиотек в России значительно уменьшилось – с 57,2 тысячи в 1992 году до 38,9 тысячи в 2015 году. Причём динамика не улучшается. Как сообщила совсем недавно Счётная палата, в 2014 году, объявленном «Годом культуры», число библиотек в России сократилось на 340 единиц, а читателей – на 524 тысячи человек.

Здания библиотек являются лакомыми кусками для нечистых на руку чиновников и бизнесменов. Уничтожая средоточия знаний, они размещают в них госучреждения, магазины и развлекательные центры.

Разные библиотеки регулярно сталкиваются с различными проблемами. В течение длительного времени книгохранение во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино было закрыто и опечатано службой судебных приставов на том основании, что помещения не оборудованы системой противопожарной безопасности. Есть сложности с пополнением фондов этой библиотеки новыми книгами.

Нельзя не вспомнить и о решении Департамента культуры города Москвы списать 5 миллионов «невостребованных» книг из столичных библиотек. Это произошло в начале 2016 года и вызвало много критики. И вправду, даже если есть книги, какие читатели не спрашивают годами, это не означает, что все они безынтересны как часть культурного наследия страны.

Таким образом, проблем у государственных библиотек достаточно. Не лучше ли чиновникам решать именно их, в не создавать новые сложности через «реформирование»?

Болезненные изменения уже и так коснулись национальных библиотек – РГБ и РНБ. В последней произведено критическое сокращение штата нескольких отделов – информационно-библиографического (ИБО), отдела библиографии и краеведения (ОБИК), а также отдела обработки и каталогов. В итоге, по словам специалистов, срок от момента поступления книги в библиотеку до возможности её получения читателем составляет в некоторых случаях до полутора лет.

Российская государственная библиотека из-за дефицита помещений арендует склад в Можайске, где книги содержатся в обычных ящиках. О какой сохранности можно говорить в этих условиях? Библиотекам очень нужны новые помещения. Но правительство постоянно ссылается на отсутствие средств. Тем не менее, как показывает практика, этот недостаток является наиболее выборочным. Например, на возведение «Ельцин Центра» в Екатеринбурге из бюджета было выделено 7 миллиардов рублей. Теперь эта организация занимается тем, что открыто пропагандирует антисоветизм и русофобию. К примеру, предлагает реабилитировать власовских преступников.

Узнав об объединении РГБ и РНБ, специалисты стали активно выступать против. Министерство культуры просто обязано к ним прислушаться. Иначе оно рискует получить упрёки в том, что действует против интересов сохранения культурного и научного потенциала страны.


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля