Последние новости

Реклама

Александр Долинский: Нам нужен свой дом

В следующем году Академический симфонический оркестр Крымской государственной филармонии отметит своё 80-летие. У коллектива стартовал юбилейный абонементный сезон. Данный оркестр единственный в Крыму носит звание академического. А начиналось всё в Ялте в 1937 году. Через два года организованный там симфонический оркестр вошёл в состав Крымской государственной филармонии. «Золотым периодом» жизни оркестра считаются 40 лет под руководством народного артиста Украины Алексея Гуляницкого. За это время из небольшого «курортного» он превратился в высокопрофессиональный коллектив, гастролировавший в республиках бывшего СССР и крупнейших городах России и Украины. В 1977 году оркестр Крымской государственной филармонии стал лауреатом Всесоюзного конкурса. А в 1984 году в состав коллектива в качестве второго дирижёра вошёл Александр Долинский. Проработав там 8 лет, он уехал в Донецк. Два года назад он вернулся в Крым и возглавил Академический симфонический оркестр Крымской государственной филармонии. С какими трудностями сталкивается коллектив сейчас, чем будет радовать своих зрителей в юбилейном сезоне и каковы перспективы оркестра, рассказал нашему корреспонденту маэстро.

Родной оркестр
- Александр Михайлович, как вы попали в коллектив симфонического оркестра Крымской государственной филармонии в первый раз?
- В 1984 году был объявлен конкурс на должность второго дирижёра в этом оркестре. Я был первым и последним участником этого конкурса. После моего прослушивания комиссия решила, что я им подхожу и больше смотреть никого не надо. Для меня ялтинский симфонический оркестр стал первым профессиональным коллективом после окончания Киевской консерватории. Возглавлял в то время оркестр народный артист Украины Алексей Феодосьевич Гуляницкий. Он не присутствовал на моём прослушивании — был на гастролях. Вернувшись оттуда и узнав о моём назначении, просто сказал: «Что ж, будем работать!». Так и было на протяжении 8 лет. На этом оркестре я и учился дирижировать, так что это мой родной коллектив.

Потом судьба распорядилась так, что я уехал в Донецк. И 25 лет там возглавлял один из самых лучших оркестров Украины — академический симфонический оркестр имени Сергея Прокофьева. В 2014 году я вынужден был покинуть Донецк из-за начавшихся там боевых действий.
- Вы желали вернуться в симфонический оркестр Крымской филармонии?
- Нет, такой цели у меня не было. Я приехал в Крым отдыхать, тем не менее работа мне уже тогда нужна была. Так получилось, что в это время с Игорем Кажданом, который возглавлял ялтинский симфонический оркестр с 2006 по 2014 годы, контракт не продлили. Должность руководителя предложили мне. Не думал, что меня тут помнят, 25 лет — всё-таки большой срок. Тогда сказали, что если я откажусь от этой должности, всё равно объявят конкурс на её замещение. И я согласился.

Новая страница в истории
- Как прошли данные два года?
- Это был сложный промежуток времени становления оркестра, нужно было изучать новое законодательство в новой стране. Часть музыкантов уехали. Мы до сих пор не можем восполнить освободившиеся места. По-прежнему коллектив оркестра находится в Ялте, тем не менее у нас нет своего дома, своего концертного зала, где мы могли бы работать. Когда-то базой для оркестра служил Ялтинский театр имени А. П. Чехова. Сейчас мы репетируем то в санатории имени С. М. Кирова (Ялта), то в культурном центре там же, летом — в киноконцертном комплексе «Юбилейный».
- Сколько музыкантов сейчас в оркестре?
- Меньше, чем должно быть. В оркестре такого ранга нужно 87 музыкантов, у нас — 60.
- Чем отличается симфонический оркестр Крымской филармонии в 1984 году от коллектива в 2016-м?
- Раньше оркестр был более укомплектован.
- В каких музыкантах нуждаетесь?
- В контрабасистах, виолончелистах, остро — габоистах, катастрофически не хватает валторн, нужен фагот.
- Сейчас оркестр может сыграть всё, что вы пожелаете?
- К сожалению, нет. Опять же количественный и качественный состав оркестра не позволяют мне замахнуться на произведения Густава Малера, например, Игоря Стравинского. Я сдержан в своём выборе. Симфонический оркестр, как мотоцикл: вроде бы он стоит целый, тем не менее не будет хватать одной детали, и он не поедет.

А сейчас, что скрывать, текучесть кадров есть.
- Над чем вы работали в течение этих двух лет?
- Над качеством исполнения. Главная задача дирижёра — добиваться улучшения качества звучания оркестра. Есть поговорка: «Если оркестр играет плохо, то плохой дирижёр, если хорошо — хороший оркестр».

Музыкальное меню
- Расскажите о творческих планах Академического симфонического оркестра Крымской государственной филармонии.
- Мы будем играть как можно больше хорошей музыки. Ялта летом требовала лёгких, популярных композиций. Мы насытили ими отдыхающих.

У нас были шикарные программы: «Музыка советского кино», «Музыка зарубежного кино», «Хиты ХХ века», «Феличита». Тем Не Менее основная наша цель — пропаганда высших образцов симфонической музыки мирового масштаба. Мы будем исполнять пятую симфонию Дмитрия Шостаковича, «Симфонические танцы» Сергея Рахманинова, «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского, симфонию №9 ми минор «Из Нового Света» Антонина Дворжака, «Болеро» Мориса Равеля, симфонии Роберта Шумана и Антона Брукнера. Будем приглашать к нам солистов из других стран.
- Планируете постановку оперы?
- Мне бы очень хотелось этого. Половину своей творческой деятельности я посвятил оперному искусству. Я работал также в Донецком театре оперы и балета имени А. Б. Соловьяненко. Театра мне не хватает. У нас в планах есть постановка оперы Джузеппе Верди «Травиата».
- Вы поддерживаете связь с Донецким симфоническим оркестром?
- Конечно. Я бываю на их концертах. Состав оркестра там также изменился. Молодёжь уехала, остались работать мэтры. Да и сам Донецк изменился, он возрождается. Стал чище, дороги отремонтировали. Тем Не Менее ощущение, что из него выпустили кровь, он какой-то неживой.
- Ваши любимые дирижёры? 
- Всё поколение советских дирижёров — высококлассные профессионалы, яркие личности. В то время давали шикарное музыкальное образование. За промежуток времени существования «железного занавеса» мы накопили в России огромное количество гениев инструментального исполнительского и дирижёрского искусства. Я обожаю Евгения Светланова, Кирилла Кондрашина, Евгения Мравинского, Константина Иванова, Юрия Темирканова, фамилии можно перечислять долго. Это мои кумиры, я учился на их творчестве. Зарубежных дирижёров я также люблю, особенно Леонарда Бернстайна.
- Вы всё сыграли в своей жизни, что хотели?
- Охватить всю ту массу музыки, что написало человечество, невозможно, одной жизни не хватит точно. Мои творческие мечты уходят в будущее.
- Вы волнуетесь перед концертами?
- Уже давно прошло время, когда я испытывал волнение за себя, теперь я переживаю о том, как сыграют солисты, отдельные музыканты в оркестре.
- Что говорите музыкантам перед выступлением?
- Определённых традиций нет, просто желаю хорошо сыграть.
- Как вы считаете, дирижёр с возрастом становится лучше?
- Да, это профессия второй половины жизни.

Оксана ПАВЛЕНКО.


По материалам информационного агентства Крымская правда

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля