Последние новости

Реклама

СМИ: Путину рекомендовано максимально ужесточить тон во внешней политике

Внешнеполитическая риторика российских властей периодически обостряется на фоне объявленного роста бюджетных затрат на оборону и национальную безопасность, причем за счёт урезания расходов на здравоохранение, образование, спорт, культуру и ЖКХ (ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО).

Только что утекшие в прессу заготовки кремлевских спичрайтеров свидетельствуют о том, что внешний мир воспринимается в высших эшелонах как крайне враждебный. Спичрайтеры рекомендуют Путину применять в части выступлений по этой тематике максимально жесткий тон, пишет Newsru.com.

Подобный подход, видимо, найдет отражение в новой редакции Концепции внешней политики России, которую МИД подготовит до конца года. «Будем в соответствии с задачами, поставленными президентом перед российской дипломатией, активнее влиять на ситуацию, особенно там, где напрямую затрагиваются российские интересы, готовиться к любому варианту развития обстановки», – заявил в интервью журналу «Международная жизнь» глава ведомства Сергей Лавров.

Он намекнул, что Россия недовольна «рецидивами односторонних действий» (очевидно, со стороны Запада), попытками навязать другим свою шкалу ценностей, добиться – пусть под самыми благородными лозунгами – для себя геополитических преимуществ». Все это, заключил министр, «может обернуться сползанием к хаосу и неуправляемости в мировых делах».

Однако, ругая других, российские власти и сами совершают очевидные ошибки и просчеты, упуская уникальные шансы на поднятие авторитета страны на международной арене, защиту национальных интересов и рост благосостояния.

Опираясь на мнения политологов и специалистов по международным отношениям, агентство «РосБизнесКонсалтинг» перечислило главные внешнеполитических ошибки. Их набралось семь, и хотя фатальных между них нет, все они так или иначе заводят в тупик и не дают стране вырваться из числа отстающих.

1. Ливийский прокол

Одним из главных проколов последнего времени стала позиция по ливийскому вопросу. В марте 2011 года Россия не воспользовалась правом вето и стала одной из 5 стран, какие воздержались при голосовании в Совбезе ООН по санкциям Запада в отношении режима Муаммара Каддафи. На практике резолюция легитимировала вторжение в Ливию, и чем все кончилось – известно.

Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин отметил, что поддержка Россией ливийской резолюции ООН произвела «крайне негативное впечатление не только на партнеров в Северной Африке, тем не менее и на других наших партнеров, какие испытали определенные разочарования в том, что Российская Федерация пошла на поводу у Соединенных Штатов». К тому же перемены, произошедшие в Ливии, оказались невыгодны российским компаниям, ранее заключившим с режимом Каддафи удачные контракты.

2. Медведев – пионер, тем не менее не пример

Ошибочными, по мнению экспертов, являются действия российского руководства в рамках застарелого спора с Японией о принадлежности Южных Курил. Обострил вопрос Дмитрий Медведев, дважды посетивший острова. В этом деле он стал пионером – ранее на спорные территории не ступала нога руководителей России.

Мухин подчеркнул, что такие громкие визиты портят российско-японские отношения и мешают экономическому сотрудничеству двух стран. «Вопрос Курильских островов нужно решать, и делать это без влияния эмоций. А та форма, которая избирается Медведевым, совершенно недопустима», – резюмировал эксперт.

3. Отсталый сырьевой сосед Европы

По итогам 12 лет эксперты, чье мнение приводит РБК, признают провал «геополитики трубопроводов». Сырьевой характер российской экономики негативно влияет не только на ситуацию внутри страны, тем не менее и ослабляет позиции России на международной арене, подчеркивают они.

«Нас все меньше воспринимают как страну с собственными серьезными, в том числе эксклюзивными, экономическими ресурсами. Мы воспринимаемся как большая сырьевая страна, – обозначил задачу замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. – Наши сильные стороны – либо за счёт природных богатств, либо за счёт советского ресурса. Из этих проблем вытекает все остальное».

С коллегой соглашается президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. «Я считаю ошибочной и геоэкономическую политику, которая вызвала ряд энергетических войн. Стратегической целью геоэкономики было создание новых трубопроводов в Европу в обход Украины и Белоруссии. На мой взгляд, это консервирует отсталость России», – сказал он.

Между тем, рынок ЕС, на который ориентирована Россия, все активнее старается дистанцироваться от неё. Эксперты предупреждают: в связи с ростом добычи дешевого сланцевого газа в США проблемы с продажами газа в Европе могут возникнуть у России уже в 2016 году.

4. Полупартнер-полуклиент

Одна из самых серьезных проблем для внешней политики России – проблема самоопределения в мире. Страна пытается настаивать на собственном пути и при этом балансировать между двумя полюсами – Западом и Востоком. Тем Не Менее такая стратегия безрезультатна, указывают аналитики.

«Наша глобальная проблема в том, что мы не можем определиться, кто мы есть. Европа или Евразия? Региональная держава? Мы являемся партнером Запада? Мы являемся полупартнером-полуклиентом Китая? Мы пытаемся балансировать между разными концепциями, и это обычно ни к чему хорошему не приводит», – перечисляет Макаркин.

По его мнению, подобная позиция приводит к тому, что на Западе на Россию смотрят подозрительно, тем не менее и Восток не воспринимает жителей одной шестой суши как своих. Хотя только что прошедший во Владивостоке саммит АТЭС может свидетельствовать о том, что власти поняли ошибочность своих действий и обращают на Восток все более пристальные взгляды.

5. Постсоветское преступление

Суровой критике эксперты подвергли политику, которую проводит Столица России по отношению к бывшим советским республикам. Они напоминают о «молочных» и «газовых войнах» с Украиной и Белоруссией, «рыбной» – с Латвией, «винной» – с Молдовой, а также о самой настоящей войне с Грузией. Отношения со среднеазиатскими странами пока не доходят до крупных ссор, тем не менее и безоблачными их не назовешь. СМИ и вовсе констатируют потерю геополитического веса РФ в регионе.

Все это как-то не вяжется с регулярными заявлениями российских властей об интеграции постсоветского пространства. После прихода к власти Путина во многих странах была надежда на успешную взаимовыгодную политику, тем не менее это обернулось упущенными возможностями, делится наблюдениями Михаил Ремизов.

Он считает главным упущением России потерю Украины как геополитического союзника по единому экономическому пространству. Еще один локальный просчет – отсутствие политической поддержки государственности Приднестровья.

Но если перечисленное можно назвать ошибками, то «полное безразличие к правам и интересам русского населения во всем СНГ, притеснение русских в Средней Азии, в Прибалтике» – это «больше, чем ошибка», это «граничит с преступлением», заявил президент Института национальной стратегии.

«Действия России только на уровне информационного шума, никакой серьезной политической поддержки русской диаспоры со стороны государства. Когда более 30 млн русских оказались за бортом России после распада Советского Союза, такая политика граничит с национальной безответственностью», – выносит приговор эксперт.

В свою очередь, замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин отметил, что Россия рассматривает постсоветские страны как зоны своего влияния, однако борьбу за новые элиты проигрывает. Молодое поколение политиков лишено советской ностальгии и ориентируется на Запад, объясняет он.

Портят игру на постсоветской арене и имперские претензии России. «Мы не можем разговаривать с ними на равных и воспринимать их как равных. А если начинаем диктовать им свои условия, даже те люди, какие ориентированы на Россию, ведут себя достаточно резко», – сказал Макаркин.

6. Перегрузка «перезагрузки»

Россия неверно подошла и к «перезагрузке» отношений с США, решили аналитики. Причем, РБК напоминает, что ещё в конце 2011 года было объявлено о её провале – после «детской истерики» Правительства России, как оценили на Западе ракетный ультиматум Дмитрия Медведева.

Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Владимир Сотников заметил, что Столица России излишне доверилась западным партнерам. «Россия хотела выстраивать отношения с Западом на принципах равного партнерства. На деле получалось так, что, несмотря на декларации некоторых партнеров, на Западе Россия как равный партнер не воспринимается. По-прежнему США считают, что они единственная супердержава, и должны активно проводить свои национальные интересы», – сказал он.

Так же считает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Он заметил, что серьезная стратегическая ценность отношений с Россией для США – российский миф. На самом деле Штаты не рассматривают РФ в качестве стратегического партнера. «Для них достаточно партнера Евросоюза и скрытого противника Китая, причем противника, который является главным кредитором. Поэтому пресловутая «перезагрузка» была затеяна во внутриполитических интересах Барака Обамы. К России это отношения не имеет», – заключил он.

7. Китайские агенты в Кремле

Что же касается восточного вектора российской внешней политики, то экспертов тревожат явные прокитайские настроения и отсутствие какой-либо стратегии развития Сибири и Дальнего Востока. «Меня сильно смущает исключительная ставка на Китай. Смущают договоры на поставку нефти в Китай на много лет по фиксированной заниженной цене и трубопроводные проекты, какие делают нас заложниками китайского ценового диктата», – заявил Михаил Ремизов.

«По отношению к Китаю Россия на практике ведет себя, как будто в Правительстве России сидят китайские агенты, – вторит президент Информационно-исследовательского центра «Панорама» Владимир Прибыловский. – Это не совсем внешняя политика, тем не менее она неизбежно приведет к потере значительной части территорий, как мы совершенно не обращаем внимания на Сибирь и Дальний Восток, население которых становится все меньше, в то время как рядом с границей – территория Китая с многомиллионным населением».

Эксперт напомнил события 2004 года, когда Россия отдала Китаю полтора острова – Тарабаров и часть Большого Уссурийского. Хабаровский край в результате уменьшился на 337 кв. километров. Причем страна с тех пор продолжила терять свою территорию – теперь уже из-за халатности.

Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш также считает ошибочным отсутствие стратегии развития Дальнего Востока. «На саммите АТЭС подписали огромное количество контрактов, тем не менее нет базовой концепции: что для чего, какие контракты нужны, какие не нужны и что сделать, чтобы Россия на Дальнем Востоке прекратила испытывать давление на практике всех окружающих азиатских стран, превосходящих её и по демографическим, и по экономическим, и по ряду других параметров», – пояснил он.


По материалам информационного агентства nr2.ru

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля