Последние новости

Реклама

Национальный туристический рейтинг России: Столица России – в шоколаде, Сочи – в пролёте, Крым любят СМИ
Туризм в России развивается с большим трудом: несмотря на рост показателей в этой сфере, большинство регионов не могут похвастаться прорывными результатами, а лидеры рискуют утратить завоеванные позиции из-за непродуманной ценовой политики и несовременных подходов, сообщает издание РИА «Новый День».

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России» провели 2-ое исследование, посвященное туристической привлекательности регионов РФ, их туристическому потенциалу и популярности между отечественных и иностранных туристов.

При проведения исследования учитывались следующие факторы: уровень развития гостиничного бизнеса и инфраструктуры (общее число мест в гостиницах); процент жителей, занятых в сфере туризма; борот туристических услуг; популярность региона у россиян и иностранцев; туристская уникальность, учитывая количество достопримечательностей, внесенных в реестр объектов культурного наследия; экологическое «здоровье» региона и ряд других.

Лидеры

Лидером рейтинга стала Столица России, с огромным отрывом опередившая другие регионы по таким показателям, как объём платных туристических услуг и по количеству иностранных туристов. Санкт-Петербург, как и год назад, прочно удерживает 2-е место. А вот лидер прошлого года – Краснодарский край – скатился на 3-ю строчку: Сочи, основная туристская дестинация края, имея почти 100%-ную загрузку в пик сезона, уже с трудом справляется с потоком туристов. В этом году в СМИ неоднократно поднимали вопросы нехватки чистых и благоустроенных пляжей, санитарной обстановки.

Аналогичные проблемы есть и в Крыму – полуостров, как и в прошлом году, занимает 4 место. Между достоинств региона эксперты отметили наименьший уровень преступности. Крым является также лидером пятерки по количеству запросов в интернете и по количеству публикаций в СМИ. На пятой строчке рейтинга разместилась Московская область.

При этом эксперты не советуют лидерам рейтинга почивать на лаврах: ситуацию в турсфере, например, Черноморских регионов трудно назвать стабильной. А в следующем году Краснодарский край и Крым могут потерять как минимум 10% от сегодняшнего турпотока – из-за «открытия» Турции. По оценкам туркомпаний, отдых в 5-звездном отеле по системе «все включено» в Турции стоит дешевле, чем отдых в 4-звездном отеле Сочи с завтраками. Крым с его тенденцией к повышению цен тем более проигрывает в этой конкурентной борьбе. Если же возобновится авиасообщение с Египтом, то турпоток на Черноморское побережье России может значительно сократиться.

Непродуманная ценовая полтика может сыграть злую шутку и с Санкт-Петербургом: питерские отели решили поднять цены на следующий сезон. «Не решили, правда, на сколько поднимать: на 10-15% или сразу на 30-50%.Проходили даже консультации с чиновниками по этому вопросу. Это, конечно, отпугнет туристов. Им лучше бы удержать их, как-то перестроить свою работу», – говорит президент Российской гостиничной ассоциации Геннадий Ламшин.

Добавим, что в первую десятку рейтинга в этом году вошли Татарстан и Приморский край, вытеснив Карелию и Ярославскую область. Значительно улучшили свои показатели Иркутская, Самарская, Свердловская, Тверская области, Пермский край и Башкортостан. Появление в ТОП-21 крупнейшего региона Урала подтверждается высокими показателями на самом деле по всем критериям, при этом налицо небольшое количество достопримечательностей и продвигаемых в Свердловской области брендовых маршрутов (всего один), отмечают эксперты.

Середняки и аутсайдеры

Вторая и самая большая группа рейтинга – так называемые середняки. Это 40 регионов, имеющих хороший потенциал, тем не менее в силу ряда факторов не способных пока выйти в группу лидеров. Между них выделяют Ростовскую область, которая в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу-2018 кардинально улучшает свою инфраструктуру, имеет большой номерной фонд, хорошие показатели по доходам.

Из сибирских регионов выделяются Красноярский край, Омская и Кемеровская области. В центральной России – Белгородская, Липецкая, Тульская и Воронежская области. В Поволжье – Саратовская, Оренбургская и Ульяновская области, Республика Удмуртия. Многие из них за год значительно улучшили свои позиции в рейтинге, тем не менее, по мнению экспертов, им не хватает ярких, интересных проектов, системности в продвижении своих регионов.

Ивановская, Костромская, Псковская и Новгородская области, наоборот, ухудшили свои позиции в рейтинге. Имея богатейшую историю и огромный потенциал для развития культурно-познавательного туризма, данные регионы страдают ограниченностью инфраструктуры, слабым продвижением и, как следствие, низкими доходами от оказания платных туруслуг и услуг гостиничного бизнеса.

Челябинская область, занимающая 30-е место рейтинга, отмечена как регион с тяжелой ситуацией в турсфере : снижение бизнес-активности из-за кризиса привело к провалу на этом рынке, гостинцы города стоят наполовину пустые. Некоторые владельцы задумываются даже о продаже гостиничного бизнеса, тем не менее эксперты советуют постараться переждать трудные времена.

В нижнюю часть рейтинга попали почти все регионы Северного Кавказа, за исключением Ставропольского края, часть отдаленных регионов Дальнего Востока, Сибири, Урала. Данные территории являются экономически слабыми, для них характерны низкие доходы туристской сферы и неразвитая инфраструктура. Усилия, прилагаемые к развитию туризма на Кавказе, пока дают лишь небольшие плоды, отмечают эксперты. Возможно, одна из причин – возведение и развитие новых курортов проходит почти в полной информационной тишине в федеральных СМИ.

Диагноз: пациент скорее мертв, чем жив

В целом, по оценке специалистов, за 2 года турбизнес в России перестроился на внутренний рынок: число выездных туроператоров сократилось в 3 раза, в то время как число компаний, работающих на въездной и внутренний туризм, увеличилось почти в 5 раз. По итогам года ожидается увеличение внутреннего турпотока на 18%, въездного – на 6%. Отмечается, что безвизовый режим, введенный для групп китайских туристов, привел к существенному росту турпотока из Поднебесной. Правда «сливки» традиционно собрали Столица России и Санкт-Петербург, предоставляющие все необходимое для комфортного отдыха этого специфического туриста.

Эксперты подчеркивают: в вопросах привлечения туристов, как своих, так и иностранных, России требуется перенимать опты других стран: «Для примера, министерство туризма Израиля субсидирует 45 долларов за каждого иностранного туриста. Власти Турции будут платить зарубежным авиакомпаниям в следующем году от 6000 до 7800 долларов за каждый рейс, который привезет им туристов», – цитирует генерального директора туркомпании «Випсервис» Дмитрия Горина портал Rustur.

В России же на любое оживление в турсфере реагируют немедленным повышением цен, дополнительными налогами и сборами и бесконечным потоком проверяющих.

Эффективность туристских проектов и проводимых мероприятий в отрасли крайне низка, говорят специалисты. Туристская индустрия и туристское отраслевое сообщество «варятся в собственном соку». В большинстве регионов нет прорывных результатов. Отмечается и неадекватность статистики внутреннего туризма в субъектах РФ, оценок доли туризма в ВРП и ВВП, и неэффективность расходования средств на программы продвижения, и несовременность самих программ и инструментов их реализации.

«Несмотря на все усилия, в федеральном центре и в регионах реализуется чёткая неосознанная установка не на результат, а на процесс (продвижение, выставки, программы, заключение соглашений и т.п.), то есть происходит подмена понятий. К примеру, результатом работы считается проведенный форум, а не конкретное количество туристов, какие благодаря этому мероприятию будут потом приезжать в данный регион, – отмечает руководитель проекта «Туристская Ассоциация регионов России» Светлана Ануфриенко.Субъекты РФ продолжают много лет жить в парадигме: нет туристов – нет денег, нет инфраструктуры – нет туристов.

Необходимы принципиальная смена существующей парадигмы, целеполагания и оценки результатов в отрасли, отход от принципов патернализма, изменение методов продвижения туристских ресурсов и турпродукта, поиск и использование инноваций для создания экономичных и экологичных объектов туристской инфраструктуры, поиск финансирования и актуальных решений в смежных отраслях и институтах развития».

Москва, Артем Рокотов

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля