Последние новости

Реклама

Владимир Поздняков побывал в музее Забайкальского центра специального образования и развития «Открытый мир»

Несколько сотен любопытных экспонатов хранится в музее ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир», в числе благотворителей которого – внучка основателя чайной империи «Ahmad Tea», которую здесь называют «принцесса Зара». Не мог пройти мимо замечательного музея и депутат Государственной Думы РФ В.Г. Поздняков.
В 2013 году школе для глухих и слабослышащих детей в Чите исполнилось 90 лет. Она была создана в 1923 году, а первыми её учениками стали ребятишки из Хабаровска, Владивостока – территории ДВР, а в дальнейшем Дальневосточной области.

Декрет СНК от 5 июня 1918 года «О передаче в ведение народного комиссариата по просвещению учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» и Постановление СНК от 10 декабря 1919 года «О согласовании функций народных комиссариатов просвещения и здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей» подписаны Председателем Совета Народных Комиссаров В.Ульяновым (Лениным) и Управляющим делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевичем.

Как отметил Владимир Поздняков, копия этого документа занимает особое место между экспонатов школьного музея.

Знакомство с коллективом этого уникального учреждения прошло несколько лет назад. С тех пор Владимир Георгиевич не раз оказывал помощь – и учреждению, и его воспитанникам. А вот в музее побывать случилось только сейчас. Он, к слову, расположен в здании начального отделения школы, находящемся почти за городом.

Почётного гостя встречает Альбина Кузьминична Хазанова, в последние годы именно она занимается музеем, возглавляя отдел музейной работы Центра «Открытый мир». Конечно, история жизни самой Альбины Кузьминичны заслуживает отдельного внимания. Она – дитя войны. В 1942 году из Севастополя семью (кроме отца, который был партизаном-подрывником) угнали на юг Германии, в Ноймаркский лагерь. Воспоминания о «лагерном детстве» Альбины Хазановой можно прочитать на сайте Забайкальского крайкома КПРФ.

В Читу Альбина Кузьминична приехала по распределению, после окончания Ленинградского пединститута им. Герцена. В школе для слабослышащих детей она проработала 47 лет (!), из которых 17 лет – завучем, 22 года – директором.

«В годы Великой Отечественной войны школа для глухонемых детей находилась на станции Хохотуй, - рассказывает она федеральному гостю. - Сюда привезли глухих ребятишек с Запада, из центральных областей страны, многие из них были сиротами. И только в 1947 году школа была возвращена в Читу, где создаётся приусадебное хозяйство, в 1949 году открывается пионерский лагерь, создаётся 7-ой класс и швейная мастерская. В 1957 году школа становится восьмилеткой, здесь организуют сапожную и столярную мастерские. В 50-ые годы школа для глухонемых работала на ст. Мильгидун, а всего было организовано 11 специальных образовательных учреждений. Постепенно в Забайкалье сложилась система, позволяющая обучать 6 категорий инвалидов из восьми».

Первое здание школы не сохранилось. И даже где оно располагалось неизвестно, однако живы в памяти имена людей, отдававших себя маленьким инвалидам и почти сто лет назад. Уникальные люди.

«Учителем или, как сегодня мы называем, дефектологом была Елена Казаринова, которая училась в Париже, у знаменитых специалистов, а после учёбы приехала сюда, в Сибирь, - рассказывает заместитель директора Центра "Открытый мир" по коррекционной работе, к.п.н. Ольга Григорьева. – Директором школы был Мартынов, который приехал в Забайкалье в 1919 году, когда от голода спасал детей, также привезённых с западных территорий».

«Не перестаю отмечать подвижничество педагогов, отдающих себя этим непростым, нуждающимся в особом внимании детям, - сказал В.Г. Поздняков. – В системе коррекционного образования Забайкальского края наступили сложные времена. Это катастрофическое недофинансирование отрасли, уменьшение «госзадания» на работу с детьми-инвалидами, существенное сокращение образовательных проектов, из-за чего сельские ребятишки не могут обучаться дистанционно, как это было в прежние годы.

Но коллектив Центра «Открытый мир» не допускает и тени упаднических настроений. И теперь понятно, почему - здесь создана самая крепкая преемственность поколений, работали и работают люди, для которых самое главное – не личные интересы, а помощь детям, служение нуждающимся. Люди, ежедневно совершающие маленькие чудеса, ведь именно они открывают глухим ребятишкам мир звуков, они помогают необычным детям чувствовать себя не отверженными обществом, а его частью! Это очень дорогого стоит».

«Древнейшими техническими средствами для людей с нарушением слуха были ладонь, представленная к уху, переговорная трубка длиной 1-2 метра, металлический котёл, в который говорили, как в рупор, - увлечённо рассказывает Альбина Кузьминична. - Серебряные рожки и трубки применяли до конца 19 века, а позже на смену серебру пришли каучук и эбонит. Первые идеи о создании электронных устройств появились в 1800 году, когда Алессандро Вольта использовал металлические электроды, подключенные к «вольтову столбу» и к уху. Началом слуховых протезов можно считать изобретение Александром Беллом телефонной трубки и микрофона, это было в конце 19 века. Ну а первый слуховой аппарат появился только в пятидесятых-шестидесятых годах 20-го века».

Различным моделям технических устройств и слуховых аппаратов посвящена отдельная витрина школьного музея. Кроме экспонатов, связанных с историей школы-Центра, здесь собрано много символов славного советского прошлого. Многие поделки воспитанники школы изготовили своими руками.

«Я всё знаю и всё мне дорого. И мы всем этим гордимся. Мы гордимся Лениным! Мы гордимся Сталиным! Мы гордимся вот этим знаменем, которое нам сшили детки!», - продолжает экскурсию по небольшой комнате музея Альбина Хазанова. Фото на память, и – ещё одно полотнище. Это – подарок краевого комитета КПРФ, копия знамени Победы в Великой Отечественной войне.

«Попечителем» музея, да и школы, Альбина Хазанова считает Святителя Луку (Войно-Ясенецкого), лекции которого она «имела счастье слушать». Есть и «благотворители», помогающие музею.

«Два раза была у нас в гостях принцесса Зара, Зара Афшар – внучка основателя компании «Ahmad Tea» Ахмада Афшара, - рассказала Альбина Кузьминична Владимиру Георгиевичу. – Благодаря её помощи мы создали несколько стендов в музее. Зара говорила, что помогает потому, что русские очень хорошо пьют «Ахмат-чай», а по завещанию дедушки 20% прибыли компания должна направлять на благотворительность!».

Конечно же, содержать музей сложно, и здесь рады любой помощи. С большим интересом приходят в музей и сами воспитанники Центра – с удивлением смотрят на диковинные приспособления, какие помогали слышать в прошлом веке, рассматривают фотографии таких же ребятишек, пытавшихся открыть для себя мир, сделать его звучным и понятным - пятьдесят, шестьдесят, семьдесят лет назад. История живёт.

Отзыв к этому материалу Вы можете отправить по адресу: [email protected]


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля