Падение звезды с неба поэты считают романтическим явлением, сегодня кто-то даже загадывает заветное желание, видя это чудное явление. И только ученые знают, что это может быть далеко не безобидным происшествием. Когда люди видят светящийся след «падения звезды», это может означать 2 явления:

1. Метеорный поток.
  2. Метеоритный дождь.

Метеориты – космические посланцы или непредсказуемая угроза жизни?

Чем же отличаются метеорные потоки и метеоритные дожди?

Метеорит – это космическое тело от небольшой до достаточно крупной величины, в процессе движения оно достигает Земли.

Метеор – космическое тело, которое сгорает в результате прохождения через атмосферу Земли. В своем большинстве метеоры – это обломки комет, они имеют свои орбиты, как правило, совпадающие с движением породившей их кометы, и отличаются цикличностью появления. Траектории метеорных потоков известны, у них есть свои названия, например, квадрантиды, появляющиеся в период с 28 декабря по 7 января, или персеиды, которые заполняют атмосферу в количестве 60 штук в час на протяжении с 17 июля по 24 августа.

В ночь с 12 на 13 августа 2015 года путешественники, находившиеся на автотрассе M4 «Дон», могли наблюдать метеорный поток из 80-100 метеоров в час. Т.к. погода в Ростове-на-Дону была в эту ночь хорошая, то вспышки могли увидеть и жители этого города.

Иное дело – метеоритный дождь. Жители Челябинска теперь знают об этом не понаслышке! 15 февраля 2013 года суперболид взорвался на высоте 15-25 километров над поверхностью Земли. Это был астероид, вес которого по расчетам НАСА составлял десять тонн. Он двигался со скоростью 18 километров в секунду и распался на части через 32 секунды после входа в атмосферу. Самый крупный из осколков астероида, весивший пятьсот семьдесят килограммов, был найден несколькими днями позже в районе озера Чебаркуль.

Метеоритный дождь нанес материальный ущерб в размере около миллиарда рублей, было свыше 1600 пострадавших. И только в октябре 2013 года группа чешских ученых, возглавляемых Jiri Borovichka, доказали, что это бедствие напрямую связано с околоземным астероидом 1999 NC43. Скорость, с которой обломок астероида приближался к Земле, не позволила сделать никаких предшествующих падению прогнозов. Впервые метеоритный дождь ударил по местности, густо заселенной людьми. По статистическим данным, на нашу планету падает каждые сутки до шести тонн небесных тел.

Профессор Уральского федерального университета Виктор Гроховский после падения Чебакульского метеорита сделал заявление, что судя по статистике метеоритных атак, которым Земля подвергалась на протяжении нескольких последних столетий, не исключено, что осколки все того же астероида 1999 NC43 могут попасть в земную атмосферу еще пару раз, правда, не в этом столетии.

Влияние метеоритов на погоду

После падения метеорита над местностью появляются серебристые облака, образованные твердыми частицами, диаметр которых составляет несколько микрон. Американскими учеными было смоделировано с помощью компьютера одно такое облако на основании данных после падения метеорита диаметром 10 метров над Антарктидой в 1995 году.

Исследования показали, что вещество, из которого состоит облако, отражает солнечный свет, а частицы, которые в нем преобладают, конденсируют водяной пар. Это доказывает, что постметеоритные облака могут вызвать похолодание и дожди. В дни после падения метеоритов над Челябинском несколько изменилась по сравнению с ожидаемой и погода в Екатеринбурге.

Далеко не каждый космический посланец в состоянии добраться до поверхности планеты, ведь достигая атмосферы, метеориты сгорают от большой скорости движения. Необходимо, чтобы тело весило не менее нескольких килограмм. Бывают метеориты-гиганты, например, упавший в Намибии метеорит Гоба весит более шестидесяти тонн. В его составе около 84 % железа, что делает его одним из крупнейших самородков железа.

Истории и предсказания

Необычный состав метеоритов позволил лишь в XX веке доказать их внеземное происхождение. Если метеориты выпали над малозаселенной местностью, их обнаруживают далеко не сразу, на вид их трудно отличить от обычных камней. Охотники за метеоритами обнаруживают их с помощью металлоискателей. По закону найденный кем угодно метеорит принадлежит государству, науке. Посланец Космоса не может быть предметом, принадлежащим кому-то единолично, и должен быть максимально исследован.

Несмотря на то, что ученые подразделяют метеоритный дождь и метеорный поток как две разновидности небесных тел, атакующих Землю по-разному, в 2015 году метеорный поток Леониды стал причиной падения крупного метеорита в США в незаселенной местности. «Гадание» по метеоритным осколкам продолжает волновать умы простых смертных и ученых, ведь в следующий раз комету 55P/Темпеля - Туттля ожидают в 2031 году.