Последние новости

Реклама

Депутат-коммунист Павел Сажинов: Северный флот – гордость страны!

Не многие знают, что военные, какие несут службу на Крайнем Севере, в приравненных к нему местностях и на Дальнем Востоке, получают «полярки» и районные коэффициенты благодаря… нашему земляку. Изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в далёких девяностых годах прошлого века инициировал и провёл в то время член Совета Федерации Федерального Собрания РФ, заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета Федерации, а ныне заместитель председателя Мурманской областной Думы, член КПРФ Павел Сажинов.
Поэтому первый вопрос, который мы задали Павлу Александровичу, был такой:

- Что побудило вас идти на риск - инициировать закон, вызвавший, как известно, противодействие администрации Ельцина и недовольство самого президента?

- Наказы военнослужащих, в большей мере – подводников из Гаджиево. Ситуация тогда была достаточно сложная: денежное довольствие не индексировалось и по многу месяцев задерживалось.

- И военные массово покидали армию и флот.

- Да, люди уходили с военной службы. Поэтому требовалось принять срочные меры.

Я был членом Совета Федерации, а в то время Государственная Дума принимала новую редакцию закона о статусе военнослужащих. Мы внесли поправку в него первоначально от Мурманской областной Думы, однако её Госдума проигнорировала. Когда закон поступил на одобрение в Совет Федерации, я обратил внимание, что поправка не учтена. И на заседании комитета по обороне и безопасности предложил не принимать без неё закон.

Разработчики основного закона тогда публично заверили Совет Федерации: мол, поправку обязательно внесут после принятия основного закона. Они исполнили своё обязательство. Мою поправку внесли отдельным законом, и парламент его принял в окончательном варианте 14 октября 1999 года. За этой поправкой «тянулись» очень большие финансовые расходы.

- Поэтому-то президент Ельцин долго не подписывал закон?

- Президент положил его в долгий ящик: в нарушение статьи 107 Конституции РФ и не подписывал, и не отклонял. 31 декабря 1999 года закон о «полярках», районных коэффициентах и дополнительных отпусках для военнослужащих-срочников подписал уже Путин – в первый день вступления в должность исполняющего обязанности президента.

Но после того как закон вступил в силу, военное ведомство и Министерство финансов ещё долго сопротивлялись, не исполняли его. Чтобы закон начали исполнять, в военные суды последовало более 200 тысяч обращений военнослужащих. И уже на основании решений судов военное ведомство вынуждено было начать реализовывать то, что предусмотрено этим законом. Закон сыграл важную роль в жизни тех, кто служит в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. И он продолжает работать.

Об Ассоциации по шефству над Северным флотом

- В лихие девяностые многим жилось трудно. Так, военные на Северном флоте, честно говоря, бедствовали. Не просто же так появилась Ассоциация по шефству над флотом, в создании и работе которой вы активно участвовали.

-Однако её создали не на пустом месте. Шефство над Военно-Морским флотом не прекратилось после ликвидации Советского Союза. Одной из первых взяла шефство над авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» Московская область.

Когда губернатором Мурманской области выбрали Юрия Алексеевича Евдокимова, данную работу было решено «расширить»: мы в Совете Федерации подготовили проект постановления о шефстве над кораблями и частями Северного флота и вынесли его на заседание. И уже на заседании было принято постановление, чтобы создать отдельную Ассоциацию по шефству.

К шефству стали подтягиваться другие субъекты, работа велась постоянно. Однако самое главное – флот почувствовал заботу со стороны субъектов Федерации. Стало очевидно: направление на корабль представителей определенного региона способствует сплочённости коллектива, повышает ответственность за службу. Связь с субъектом делала службу публичной, что ли.

На корабли приезжали семьи военнослужащих, руководители, представители регионов, потом появлялась информация в местной прессе. Всё это способствовало поднятию авторитета флота, его престижа.

- Даже продукты привозили из регионов, что шефствовали над тем или иным кораблем.

- Привозили продукты, покупали и дарили автобусы, чтобы перевозить военнослужащих, аудиотехнику, телевизоры. Обменивались делегациями, организовывали отдых экипажей в регионах. Приезжали на флот творческие коллективы, выступали там. То есть жизнь на флоте после разрухи девяностых становилась более разнообразной.

Помню, шла подготовка к 300-летию Российского флота, а денег не было… Администрация области, которой тогда руководил Евгений Борисович Комаров, заказала морские кортики для награждения наиболее отличившихся офицеров. Кортики мы вручали около памятника Алёше в Североморске. Я видел, что многие офицеры, какие их получали, были в достаточно изношенной форме, и мне было некомфортно от этого. Потому что многие годы общаюсь с военнослужащими и знаю, насколько они аккуратные, подтянутые.

О фонде имени Апакидзе

- В сферу вашей деятельности входил и Благотворительный фонд имени Героя России Тимура Апакидзе.

- Когда данный замечательный летчик погиб, встал вопрос об увековечивании его памяти. Я прекрасно знал Тимура Автандиловича, мы с ним общались. Фонд был создан при участии «Арктикморнефтегазразведки». Это предприятие многое сделало, чтобы создать начальный капитал фонда. Мне было поручено возглавить его Попечительский совет. Исполнительным органом руководил Борис Никифорович Соколов.

Мы аккумулировали средства, обращаясь в разные организации. А потом на данные деньги изготовили и установили памятник в городе Остров на месте гибели Тимура Автандиловича Апакидзе. Большую помощь в его создании оказала Кольская горно-металлургическая компания. Фонд выделил средства на изготовление памятника в Североморске, памятных досок и другие цели на увековечивание памяти этого выдающегося летчика.

Фонд помогал летчикам и их семьям. Он существовал до 2009 года, пока не изменилось российское законодательство. Потом мне предложили перевести фонд на коммерческую основу, однако, посоветовавшись с родными Апакидзе, я отказался. Фонд сделал многое, и надо отдать должное тем, кто помогал его создавать и финансировал.

О ЗАТО

- Как известно, вы лично многое сделали, чтобы Североморск, Видяево, Полярный стали закрытыми территориальными образованиями.

- Такой работой я начал заниматься, будучи ещё председателем Североморского городского Совета депутатов. Как только появился закон о ЗАТО, мы начали готовить документы. Съездил на «разведку» в Москву – всё шло очень непросто. Многие тогда опасались: если закроем город, предпринимателям будет сложно работать, окажемся в изоляции от внешнего мира.

Работу тогда приостановил развал Советов в 1993 году, а потом вообще всё затормозилось. В 1995 году статус ЗАТО установили городу Полярному. Когда все увидели, что это даёт больше плюсов, чем минусов, командующий флотом Олег Александрович Ерофеев и глава администрации Виталий Иванович Волошин подготовили документы по Североморску и направили их в Москву. Однако потому в Североморске больше жителей, чем в Полярном, денег на установление статуса ЗАТО требовалось гораздо больше. Поэтому администрация президента воспротивилась и документ завис.

А в то время близились выборы губернатора. Поддержать действующего губернатора Комарова в Мурманскую область приехал председатель правительства Виктор Степанович Черномырдин. Он прилетел в ночное время из Белоруссии. Во время выхода в море мы с Евгением Борисовичем Комаровым убедили его в необходимости установлении статуса ЗАТО Североморску. С борта корабля Черномырдин связался с главой администрации президента Чубайсом и сказал о том, что он поддерживает создание ЗАТО и сам представит документы на утверждение президенту. То есть вопрос решился по прибытии премьера в Москву.

Аналогично был решён вопрос и об установлении статуса ЗАТО посёлку Видяево. В Мурманскую область тогда приехал министр обороны Игорь Дмитриевич Сергеев. Мы обсудили данный вопрос, и он его поддержал. Это было ещё до трагедии с АПЛ «Курск». Трагедия ускорила решение вопроса.

Всё это примеры того, что некоторые проблемы решаются не в кабинетах, не по переписке, а при личном общении, когда есть возможность лично пояснить ситуацию тому, от кого зависит решение вопроса.

- А не могли бы вы тогда рассказать, что за конфликт с губернатором Евдокимовым у вас был, когда создавалось ЗАТО Александровск?

- Секретов здесь нет. Если коротко – я был против объединения тогдашних ЗАТО: Снежногорск, Полярный, Гаджиево в одно закрытое административно-территориальное образование Александровск. Настаивал на сохранении их самостоятельности, прежде всего – Гаджиево.

Юрий Алексеевич занимал свою позицию, которая и взяла верх. В результате до сих пор штормит… Однако, если вы не возражаете, предлагаю к этой теме вернуться в другой раз.

О морском кортике

- Вы, сугубо гражданский человек, награждены морским кортиком. За что такая высокая награда?

- Кортик – моя особая гордость. На Практике на каждом заседании Совета Федерации я ставил вопросы, связанные с военными, прежде всего – с Северным флотом. Считал и считаю: Северный флот – это не просто флот, а основа безопасности государства. Поэтому он требует особого внимания со стороны государства, властей всех уровней.

Возможно, поэтому меня и отметили этой наградой. А может быть, за участие в инспектировании выполнения американской стороной Договора о разоружении СНВ-1.

- А можно поподробнее о заокеанской миссии?

- Чтобы подробнее – требуется много времени. К тому же, возможно, не всё подлежит огласке. Меня включили в состав инспекционной группы как члена Совета Федерации. И передо мной стояли чисто политические задачи.

Мы инспектировали одну из шахтных ракетных установок и объекты военно-морской базы «Силвердейл». Не вдаваясь в детали, скажу, что моё участие в проведении проверки было полезным. Удалось настоять на проверке тех протокольных позиций, от проверки которых американцы до этого всячески уклонялись.

Может, и это стало причиной, что министр обороны решил наградить морским кортиком, который вручил мне в 2001 году командующий Северным флотом. Для меня это большая честь. Я очень дорожу этой наградой!

О Северном флоте

-Вы постоянно держите связь с Северным флотом.

- А как же иначе! Мы живём в Мурманской области, а флот и область – единое целое. Для нашей семьи тем более – старший сын, офицер, служит в одной из частей Северного флота.

Постоянно общаюсь с североморцами, тесно взаимодействую с корабельными лётчиками по спортивной, военно-патриотической работе. У нас в областной организации КПРФ создан отдел по спортивной и военно-патриотической работе. Его возглавляют Людмила Готовко и Вячеслав Немкин, оба – спортивные фанаты. Они проводят совместно с военными много различных соревнований и других мероприятий.

- Военнослужащие обращаются к вам как к депутату за помощью?

- Обращаются, однако в большинстве случаев решают вопросы со своим командованием. В основном обращаются те, кто уже завершил службу, - с ними постоянно сотрудничаю. Часто приходится решать вопросы, связанные с получением жилья в средней полосе, оказанием медицинской помощи и другие. К сожалению, когда человек выходит на пенсию, о нём часто забывают, однако проблем-то у него меньше не становится.

Большую помощь в этой работе мне оказывает Игорь Борисович Сафонов, сам в прошлом офицер-североморец, сын легендарного летчика Бориса Феоктистовича Сафонова. Мы с ним сотрудничаем очень давно, он высочайший профессионал, замечательный человек. К слову, очень давняя дружба у меня с ансамблем Северного флота, очень люблю данный коллектив.

- А что пожелаете военным в преддверии Дня Военно-Морского Флота?

- Сегодня снова вырос престиж морской службы. Молодые люди приходят на службу не только по призыву, однако и по контракту. Это делает воинские коллективы профессионально более подготовленными, способными к выполнению самых ответственных боевых задач.

Поздравляю всех североморцев с Днём Военно-Морского Флота.

Хочу пожелать каждому военному моряку мирного неба над головой, счастья, семейного благополучия, и чтобы их всегда с радостью принимали на родном берегу!


По материалам сайта КПРФ

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля