Последние новости

Реклама

Организация "Российские учёные социалистической ориентации" подготовила учебное пособие "Исходные положения коммунистической теории".
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

КОММУНИСТИЧЕСКОЙ

ТЕОРИИ

Часть 1.

Исходные положения

коммунистической теории

Учебное пособие

Москва

2015 г.

Российские учёные социалистической ориентации. А.Д.Акимов и др. Основные положения коммунистической теории. Часть 1. Исходные положения коммунистической теории М.: ИТРК, 148 с.

Учебное пособие «Основные положения коммунистической теории», разработка которого предусмотрена Планом ЦС РУСО на 2015 год, состоит из трёх частей:

Часть 1. Исходные положения коммунистической теории;

Часть 2. Опыт строительства социализма в СССР;

Часть 3.Коммунизм - будущее человечества.

В первой части Учебного пособия в краткой форме даётся изложение вопросов современной коммунистической теории, связанных с перспективами перехода человечества от капиталистической к коммунистической общественно-экономической формации, особенности современного капитализма, рассмотрена сущность коммунизма и этапы его развития

Для более глубокого изучения затронутых проблем в конце излагаемого материала приведены вопросы для самостоятельного изучения (темы рефератов) и список рекомендуемой научной литературы.

Предназначено для коммунистов, повышающих теоретические знания в системе политической учёбы, а также для всех интересующихся проблемами современного обществоведения и углубляющих свои обществоведческие знания самостоятельно.

Авторы:

А.Д.Акимов, В.А.Ацюковский, А.И.Евсеев, А.Г.Козельский, Г.В.Костин, Р.С.Крупышев, Д.В.Парамонов, Ф.Ф.Тягунов.

Редакторы: В.А.Ацюковский, Ф.Ф.Тягунов

Рекомендовано к печати Президиумом ЦС РУСО

Рецензенты: чл.-корр. РАН по отделению историко-филологических наук, член Президиума ЦС РУСО В.М. Алпатов;

д-р филос. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР Г.А. Багатурия

ISBN © Авторы, 2015

Содержание

Часть 1. Исходные положения коммунистической теории…...5

Тема 1.1. Коммунистическая теория и современность……..5

1.1.1. Диалектический и исторический материализм как

методология коммунистической теории…………………………...5

1.1.2. Марксистско-ленинская политическая экономия,

как теоретическая основа формирования коммунистического

способа производства………………………………………………10

1.1.3. Типы и формы отношений собственности и способы

присвоения результатов труда……………………..........................16

1.1.4. Общественно-экономические формации, их

правовые и экономические базисы, основные противоречия,

формы перехода…………………………………………………….21

1.1.5. О сущности денег, роли товарно-денежных отноше-

ний в развитии общественно-экономических формаций……..….38

1.1.6. Формы управления и роль государства в развитии

общества………..................................................................................37

Выводы по теме 1.1.…………………………………………….43

Тема 1.2. Капитализм…………………………………………..47

1.2.1. Особенности современного капитализма………………..47

1.2.2. Мировая демографическая ситуация и планы

империализма………………………………………………………..52

1.2.3. Планы мирового империализма в отношении России, бывших республик СССР и стран социалистической ориентации58

1.2.4. Всемирный кризис капиталистического способа произ-водства. Историческая необходимость и неизбежность гибели

капитализма………….........................................................................65

Выводы по теме 1.2……………………………………………..71

Тема 1.3. Коммунистическая общественно-экономическая формация и её этапы…………………………...…………………..73

1.3.1. Суть коммунизма……………………………………...…...73

1.3.2.Социалистическая революция и её составные

элементы……………………………………………………………...80

1.3.3.Особенности социализма. О формах классовой борьбы

при социализме………………………………………………………82

1.3.4. Условия и задачи коммунистической эволюции………...88

1.3.5. Плановое развитие производительных сил, как единого

хозяйственного комплекса…………………………………………..91

1.3.6. Полное обобществление средств и результатов труда

и ликвидация товарно-денежных отношений……………...............97

1.3.7. Коммунистические идеология и мораль………………..100

1.3.8.Наука……………………………………………………….104

1.3 9. Коммунистическое образование и воспитание…………113

1.3.10. Здравоохранение, физкультура, спорт…………………118

13.11. Культура…………………………………………………..120

1.3.12. Искусство………………………………………………...122

1.3.13. Вопросы быта……………………………………………128

1.3.14. Отношение к религии…………………………………...130

Выводы по теме 1.3…………………………………………...133

Литература к части 1…………………………………………..140

Вопросы к части 1 для самостоятельного изучения

(темы рефератов)……………………………….............................146

Сведения об авторах…………………………………………...148

Часть 1. Исходные положения

коммунистической теории

Тема 1.1. Коммунистическая теория

и современность

1.1.1. Диалектический и исторический материализм как методология коммунистической теории

В статье «Три источника и три составных части марксизма» В.И. Ленин показал, что коммунистическое учение "... есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма… Философия марксизма есть материализм… Тем Не Менее Маркс не остановился на материализме XVIII века, а двинул философию вперед. Он обогатил её приобретениями немецкой классической философии, особенно системы Гегеля, которая в свою очередь привела к материализму Фейербаха. Главное из этих приобретений – диалектика, т.е. учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности человеческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся материи" [ПСС, т. 19, с. 3–4].

В современном понимании диалектический материализм – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; научное философское мировоззрение и общая методология познания объективного мира и революционного действия. Термин «диалектический материализм» установлен Г.В. Плехановым в работе «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля» (1891).

Диалектический материализм исходит из того, что материя – единственная основа мира, а сознание – свойство высокоорганизованной материи. Диалектический материализм признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений, движение и развитие мира как результат преодоления его внутренних противоречий. Способ существования материи – движение, основные формы существования материи – пространство и время. Предмет диалектического материализма, его принципы и законы раскрываются при помощи категорий: качество и количество, противоречие, причинность, сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, возможность и действительность и др.

Сущность диалектического понимания движения и развития объективного мира и познания выражают законы диалектического материализма, основными из которых являются: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

Суть закона единства и борьбы противоположностей, отвечающего на вопрос: почему происходит развитие всех реальных объектов, – состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путём аналитического раздвоения единой рассматриваемой системы на взаимоисключающие, противоположные моменты, стороны и тенденции, разницу энергетических потенциалов, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целое и качественно определенное, а с другой, вскрывая её внутреннее диалектическое противоречие, показывает основную движущую силу её развития, составляет внутренний импульс её изменения, превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает, как диалектическое противоречие, движущая сила развития, совершенствования системы. Примеры действия этого закона:

– в неживой природе: термодинамические процессы распада и синтеза атомов или молекул, притяжение и отталкивание электрических зарядов;

– в живой природе: ассимиляция (усвоение элементов пищи) – диссимиляция (процесс распада элементов),

– в общественной жизни: производство – потребление, рабы – рабовладельцы, добро – зло,

– в процессах мышления: анализ – синтез.

Закон перехода количественных изменений в качественные, отвечающий на вопрос: как (эволюционно или революционно) развиваются объекты реального мира,– констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд – вода – пар при изменениях температуры.

Закон отрицания отрицания, отвечающий на вопрос: куда происходит развитие, не возвращаясь в точности к прошлым состояниям, – характеризует возникновение чего-либо нового, отменяющего, а затем и замещающего старое. Он проявляется во всех сферах объективной реальности – в растительном и животном мире, в геологии, математике, истории, философии. Примерами могут служить ежедневное отмирание старых кровяных клеток и возникновение новых, смена общественно-экономических формаций и т.д.

Единство всеобщих законов бытия и мышления выражается важнейшим принципом диалектического материализма – единства диалектики, логики и теории познания. Исходные моменты теории познания диалектического материализма – принцип отражения, распространение материалистической диалектики на область познания, практика как основа познания и критерий истины.

Диалектический материализм – инструмент научного мышления, мировоззренческий и методологический фундамент современной науки, естественнонаучного и социального познания, революционно-преобра-зующей деятельностипрогрессивных общественных институтов.

Диалектический материализм образует неразрывное единство с историческим материализмом. Исторический материализм (материалистическое понимание истории) является наукой о наиболее общих законах развития общества. Объектами изучения исторического материализма являются общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса. Исторический материализм – составная часть марксистско-ленинской философии, общая теория марксистско-ленинской социологии. Исходные положения теории исторического материализма впервые были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом в работе «Немецкая идеология» (1845-46, опубликована в СССР в 1933 г.), а целостная характеристика его существа была дана в предисловии «К критике политической экономии» (1859). Огромный вклад в развитие исторического материализма внёс В.И. Ленин, обогативший его обобщением опыта классовой борьбы пролетариата в эпоху империализма, пролетарских революций и начала строительства социализма в СССР. Ленин сформулировал ряд важнейших методологических принципов подхода к изучению и построению коммунистической формации, связанных с сознательным целенаправленным характером её развития, ликвидацией антагонистических классов и разработал основы программы социалистического строительства в СССР.

Возникновение исторического материализма было переворотным пунктом и качественно новым этапом в развитии философии и обществознания, т.к. означало преодоление идеализма, волюнтаризма, фатализма и других реакционных направлений общественной мысли, ранее господствовавших в обществознании.

Важнейшие принципы исторического материализма:

- признание первичности материальной жизни общества – общественного бытия – по отношению к общественному сознанию, которое в свою очередь играет активную роль в общественном развитии;

- выделение из всей совокупности общественных отношений производственных отношений как необходимого социально-экономического фактора и способа развития производительных сил. При этом общественно-экономический базис общества, определяет его идеологическую, политическую, правовую, морально-этическую и иные надстроечные отношения между людьми, что позволяет осуществлять объективный и сущностный анализ общественных отношений;

- идея о том, что люди, трудящиеся массы сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства;

- исторический подход к изучению общественных явлений и процессов, т.е. признание механизма диалектического развития в истории, понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-экономических формаций;

- движущей силой развития антагонистического общества являются объективные классовые противоречия, разрешаемые в ходе классовой борьбы, приводящей к социальной революции как закономерной формe перехода от одной формации к другой. Классовая борьба, в свою очередь, является отражением диалектических противоречий между производительными силами и производственными отношениями антагонистических сообществ. Капитализм – последняя в истории формация, содержащая антагонистические классовые противоречия, на смену которой с неизбежностью в результате социалистической революции, приходит коммунистическая формация.

Уже в своих ранних произведениях К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на объективную необходимость преодоления отчуждения наемных работников от владения средствами производства и установления в обществе справедливых, гуманистических отношений: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности – этого самоотчуждения человека – и в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека; а потому как полное, происходящее сознательным образом и с сохранением всего богатства достигнутого развития, возвращения человека к самому себе как человеку общественному, т.е. человечному. Такой коммунизм, как завершенный натурализм, = гуманизму, а как завершенный гуманизм, = натурализму, он есть подлинное разрешение противоречия между человеком и природой, человеком и человеком, подлинное разрешение спора между существованием и сущностью, между опредмечиванием и самоутверждением, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Он – решение загадки истории, и он знает, что он есть это решение» [К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. – М., 1956, с. 588].

Развитие исторического материализма как науки обогащается опытом мирового революционного движения, практикой социалистического строительства в различных странах и происходит в борьбе с враждебными марксизму-ленинизму течениями, правым и «левым» оппортунизмом.

1.1.2. Марксистско-ленинская политическая экономия как теоретическая основа формирования коммунистического способа производства

Политическая экономия – наука, изучающая общественные отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовныхблаг, путём познания объективных экономических законов, управляющих развитием исторически сменяющих друг друга общественно-экономических формаций.

Название политической экономии происходит от греческих слов politikós – государственный, общественный и oikonomía – управление домашним хозяйством (от óikos – дом, домашнее хозяйство и nómos – закон). Термин "политическая экономия" был введён французским меркантилистом А. Монкретьеном в его труде "Трактат политической экономии" (1615).

Высшего развития буржуазная политическая экономия достигла в трудах представителей классической буржуазной политической экономии: У. Петти, А. Смита и Д. Рикардо (Великобритания), П. Буагильбера, Ф. Кенэ (Франция) – когда буржуазия была восходящим классом. С утверждением капиталистического способа производства, углублением его противоречий и превращением буржуазии в реакционный класс возникла вульгарная политическая экономия (Т.Р. Мальтус, Ж.Б. Сей, Ф. Бастиа). Современная буржуазная политическая экономия в промежуток времени глобализации и милитаризации империалистических стран переживает глубокий системный кризис (Дж. М. Кейнс, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт).

Подлинно научная политическая экономия создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. Применение к исследованию экономической жизни материалистического понимания истории, выделение производственных отношений в качестве предмета политической экономии, открытие объективных законов экономического развития и создание теории прибавочной стоимости позволили классикам коммунистической теории сделать вывод о неизбежности революционного крушения капитализма и перехода общества к коммунизму, об исторической миссии пролетариата как могильщика капитализма и созидателя коммунизма. В.И. Ленин в борьбе с ревизионизмом развил пролетарскую политическую экономию, создал теорию империализма и заложил основы политической экономии социализма.

Новые научные факты заставили К. Маркса «… подвергнуть всю прежнюю историю новому исследованию, и тогда выяснилось, что вся прежняя история, за исключением первобытного состояния, была историей борьбы классов, что данные борющиеся друг с другом общественные классы являются в каждый данный момент продуктом отношений производства и обмена, словом – экономических отношений своей эпохи… Гегель освободил от метафизики понимание истории, он сделал его диалектическим, тем не менее его понимание истории было по своей сущности идеалистическим… Тем Не Менее прежний социализм был так же несовместим с этим материалистическим пониманием истории, как несовместимо было с диалектикой и с новейшим естествознанием понимание природы французскими материалистами…Этими двумя великими открытиями – материалистическим пониманием истории и разоблачением тайны капиталистического производства посредством прибавочной стоимости – мы обязаны Марксу. Благодаря этим открытиям социализм стал наукой, и теперь дело прежде всего в том, чтобы разработать её дальше во всех частностях и взаимосвязях» (Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, с. 208 – 209).

Неоценимый вклад как в разработку политэкономической теории, так и в реализацию её положений на практике внёс И.В. Сталин. Он сформулировал основные законы капитализма и социализма, выявил и с успехом использовал на практике взаимозависимость между развитием производства, ценой изготавливаемой продукции и её реализацией, обеспечившей одновременно небывалые темпы экономического роста и роста благосостояния населения в советский промежуток времени развития нашей страны:

«Промышленность может нормально развиваться, если всё, что производит она, будет скупаться на внутреннем рынке. А внутренний рынок зависит от его ёмкости. Ёмкость же внутреннего рынка определяется покупательной способностью населения страны. Покупательная способность в свою очередь определяется реальной зарплатой. Она может расти только на базе снижения розничных цен. А систематическое снижение розничных цен может обеспечиваться промышленностью только путём систематического научно-технического развития этой промышленности. Поэтому мы можем развивать наше народное хозяйство только на базе систематического снижения розничных цен».

Сталин теоретически обосновал в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» и ввёл в практику социалистической экономики принципиально новые механизмы: разделение промышленной продукции на товары и не-товары, разделение денег на наличные и безналичные. Это обеспечило исключение превращения идущего на развитие общественного производства прибавочного продукта в присваиваемую отдельными членами общества прибавочную собственность. Тем самым было обеспеченоцеленаправленное плановое распределение продукции и резкое снижение внутренних цен на конечную продукцию,что способствовало уничтожению самой базы экономической эксплуатации человека человеком. Достигнутое при этом многократное удешевление средств производства позволило в социальном плане в короткие сроки и без экономических потерь резко снизить цены на товары народного потребления, продукты питания и лекарства, резко повысить рост благосостояния населения за счёт общественных фондов потребления, завоевывать мировой рынок.

Марксистская (пролетарская) политическая экономия базируется на результатах глубоких научных исследований общего кризиса капитализма и его нового, современного этапа, системном анализе форм и методов государственно-монополистического регулирования экономики, изучением проблем мирового капиталистического хозяйства, валютного кризиса. Учеными-марксистами выпущены в свет глубокие научные труды по экономическим проблемам стран "третьего мира".

Объектом изучения марксистской (пролетарской) политической экономии являются производственные отношения, свойственные различным, исторически сменяющим друг друга способам производства, представляющим собой для каждой общественно-экономической формации своё своеобразное единство производительных сил и производственных отношений. Главенствующая роль в развитии общества принадлежит производительным силам – человеку и вещественным элементам, осуществляющим обмен веществ между человеком и природой, а теоретическим выражением объективно существующих производственных отношений являются экономические категории, то есть понятия, представляющие собой теоретическое выражение производственных отношений данной общественной формации, как, например, товар, деньги, капитал и другие.

Наиболее общие, повторяющиеся, внутренние причинно-следственные связи экономических явлений и процессов выражаются в экономических законах:

- всеобщих (для всех формаций, например, закон повышающейся производительности труда, закон возвышения потребностей, закон соответствия характера производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил);

- общих (для нескольких смежных формаций, например, закон спроса, закон стоимости, закон денежного обращения и т.п.);

- специфических (для отдельных формаций, например, закон неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства при социализме и др.).

В качестве основного производственного отношения в сфере материального производства выделяют отношения собственности на средства производства. Производственные отношения изучаются политической экономией в органическом единстве с обусловливающими их производительными силами (средствами производства и людьми, обладающими трудовыми навыками и способностями). Между всей совокупности производственных отношений выделяют базисные и надстроечные отношения общества, последние из которых представляют собой совокупность политических, правовых, идеологических отношений, форм общественного сознания (в частности науки, морали, религии и др.), средств управления и учреждений общества, связанных с рядом других факторов – предысторией, географическими и климатическими особенностями, взаимоотношениями классов и общественных групп внутри общества и его внешним окружением.

Углубление международного разделения труда, экономическая и политическая интеграция стран, в том числе различных социально-экономических систем, – делают необходимой разработку теоретических основ и практических механизмов решения экономических проблем всемирного хозяйства. К ним относятся: возможности влияния стран социализма на развитие несоциалистической части мира, характер экономических отношений между странами различных систем и перспективы их развития, характеристика структуры и социальной природы действующих во всемирном хозяйстве экономических отношений и экономических законов.

«Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд», указывают К. Маркс и Ф. Энгельс в своем программном политическом заявлении (Манифест Коммунистической партии. Соч., т. 4, с. 440).

Метод политической экономии использует общефилософские приёмы научного познания: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, единство логического и исторического подходов.

Марксистский диалектический метод требует единства качественного и количественного анализа экономических процессов, в котором примат остаётся за качественным, социально-экономическим анализом. Последовательное применение диалектического метода предполагает и обогащение процесса исследования современными научными достижениями (системный анализ, использование экономико-математических моделей и т.д.).

Политическая экономия как наука имеет классовый, партийный характер, ибо она изучает производственные отношения, тесно связанные с экономическими интересами классов (пролетариата, крупной и мелкой буржуазии), и в этом смысле она является идейным оружием в руках рабочего класса в борьбе за свержение власти криминально-олигархического капитализма и построение качественно нового, социально справедливого и экономически эффективного коммунистического общества.

1.1.3. Типы и формы отношений собственности

и способы присвоения результатов труда

Собственность – исторически обусловленная форма присвоения материальных благ, в которой выражаются отношения между людьми в процессе общественного производства [БСЭ, 3-е изд.. Т.24/1, с. 11-12. М.: Советская энциклопедия, 1976].

Объектами присвоения могут быть как средства производства, так и средства потребления - предметы потребления, произведенные с использованием этих средств производства и услуги.

Отношения собственности выражаются во владении (полной принадлежности материальных благ собственнику, включая право на их отчуждение в форме уничтожения или продажи другому собственнику), пользовании (возможности собственника использовать материальные блага в производственном процессе или для личного потребления) и распоряжении (на правах оперативного управления переданными владельцем собственности в управление временной администрации средствами производства или иными материальными благами, включая их временную передачу в пользование или управление другим субъектам хозяйствования).

Юридическое право собственности фиксирует полномочия собственника владеть, распоряжаться или пользоваться имуществом, в соответствии с юридическими основаниями права на собственность, тем не менее это далеко не всегда означает фактического владения им. Примером такого расхождения между юридическим и фактическим владениями является акционирование предприятий при капитализме, когда юридически владельцами предприятий являются все акционеры, тем не менее фактическое пользование их имуществом принадлежит только тем лицам, какие владеют бóльшим количеством акций, а распоряжение, т.е. управление предприятиями принадлежит лицам, обладающим контрольным пакетом акций.Другим примером являются внеэкономические способы присвоения имущества – политические, уголовные.

Фактическое владение имуществом заключается в реальной возможности использовать его в интересах собственника, который не обязательно является юридически оформленным собственником. Владельцем собственности может быть делегировано управление его имуществом другим лицам – специально нанятым для этого управляющим или организаторам, какие осуществляют управление имуществом в интересах владельца, тем не менее сами собственниками не являются. Данный последний случай наиболее ярко проявляется при социализме: каждый работник является управляющим той сферой деятельности, которая ему поручена, тем не менее собственником средств производства, скажем, землёй, он не является; этим собственником является народ в целом.

Известны четыре основные типа собственности: общая (общественная), частная (индивидуальная и коллективная), смешанная долевая и личная.

Общественная собственность – это отношения сообщества людей по поводу совместно принадлежащего им имущества без выделения доли этих средств для каждого из членов сообщества. Она существовала первоначально в форме первобытнообщинной (родовой), а затем существовала и существует в формах: коллективной (в частности, семейной), общенародной (в частности, по форме распоряжения: государственной),самоуправляемых административно-территориальных единиц (в частности, по форме распоряжения: муниципальной), кооперативно-колхозной, имущества профсоюзных и иных общественных организаций.

Высшей формой общественной собственности при социализме является общенародная собственность, когда средства производства принадлежат всему обществу. В СССР эта собственность трактовалась следующим образом [О диалектическом и историческом материализме// История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).// Краткий курс. М.: Госполитиздат, 1950, с. 99-127]:

Средства производства функционируют как средства ассоциированных в народно-хозяйственном масштабе производителей.

Все трудящиеся как члены социалистического общества «равноправны» по отношению к средствам общественного производства.

Соединение индивидуумов с общественными средствами производства опосредуется их отношением к социалистическому государству [ассоциируемому изначально с диктатурой пролетариата]: общественная (общенародная) собственность принимает (по праву распоряжения) форму государственной собственности.

Средства производства, находящиеся в общенародной собственности передаются (на основе права пользования) коллективам предприятий и учреждений в оперативное управление.

Произведенные в общественном производстве продукты (услуги) позволяют формировать общественные фонды накопления и потребления.

Отношения частной собственности – это отношения частного лица к средствам производства, использующего наёмный труд работников с целью извлечения и присвоения прибыли. Формами частной собственности по формационному признаку являются: рабовладельческая, феодальная и буржуазная.

Смешанная долевая (групповая) собственность – это отношения группы собственников по поводу объединённого на договорных началах имущества или иного фактора производства. Её правовыми формами являются: партнёрство, товарищество, кооперация, корпорация. Данный тип собственности, как правило, предполагает совместное владение и использование объединённого имущества, капитала с распределением доходов от коллективного труда пропорционально долевым вкладам (паям) членов коллектива собственников. Принципиальное отличие смешанной долевой (некоторые авторы называют её иногда «общественно-персонализированной») от общественно-общенародной собственности заключается в следующем. Смешанная долевая форма собственности ставит доход владельца в зависимость от её размера, превращая данную собственность в капитал, и, в конечном счёте, ведёт к возрождению частной собственности. Общенародная же собственность создаёт условия для того, чтобы сделать доход пропорциональным лишь общественно-полезному труду человека при социализме и общественно-полезному труду всего общества при коммунизме. Смешанная долевая форма собственности, являющаяся способом сглаживания противоречий капиталистического общества, может в переходном периоде служить лишь средством обеспечения трудовой занятости населения и обеспечения плавности перехода к полностью социалистическим, а затем коммунистическим отношениям. Только общенародная собственность на средства производства может стать основой социалистического общества на пути к коммунизму, исключив возможность экономической эксплуатации.

Личная собственность – имущество, мелкий инвентарь, индивидуальные средства производства крестьян, ремесленников и других граждан, используемые без применения наёмного труда и изв

Тоже важно:

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля