Последние новости

Реклама

А как летал!
Человеком беспредельной храбрости называют Вячеслава Гайнутдинова его коллеги
Сегодня мы расскажем о крымчанине – Герое Советского Союза Вячеславе Карибуловиче Гайнутдинове. Думаю, что его имя также мало знакомо подавляющему большинству читателей, как и имя героя нашего предыдущего материала – майора Александра Богданова. 

Родился Вячеслав 6 ноября 1947 г. в городе Иман, ныне Дальнереченск, Приморского края. Вскоре служебная стезя отца-офицера привела его в Крым. Он закончил здесь школу и продолжил семейную традицию – поступил в Сызранское высшее военное авиационное училище лётчиков, готовившее пилотов военных вертолётов.  

Учился отлично. Увлекался боксом и музыкой. В этих увлечениях отразился характер Вячеслава: смел, решителен и в то же время лиричен и задушевен. На память читал стихи Блока и Мусы Джалиля.

Окончив училище в 1970 г., служил в Северной группе войск, потом – в Краснознамённом Среднеазиатском военном округе. Генерал-полковник авиации П. Белоножко, бывший в то время командующим ВВС округа, так рассказывает об этих годах его жизни: «Этого офицера отличали хорошее знание дела, отменные лётные качества, высокая деловая активность, умение инициативно решать стоящие задачи. Прекрасный был лётчик, человек беспредельной храбрости. А как летал! Исключительно тонко чувствовал вертолёт. Обладал поистине виртуозной техникой пилотирования и мог научить этому других...».

В декабре 1979 г. в числе первых Вячеслава Гайнутдинова направили для интернациональной помощи народу Афганистана в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа. Лётчик 1-го класса, он выполнял самые сложные задания, совершил 398 боевых вылетов. И это были не просто вылеты: каждый – на грани жизни и смерти. 

Например, 30 декабря 1979 г. вертолёт Гайнутдинова, выполнявший разведывательный полёт, попал под автоматный огонь. Насквозь пробит был лонжерон лопасти несущего винта (в дыру запросто можно было просунуть палец), а перебитый трубопровод гидравлики привёл к отказу управления, вынудив идти на посадку. Лётчику удалось продержаться в воздухе ещё 11 минут, дотянув до безопасного места. Это был всего лишь второй боевой вылет экипажа Вячеслава, ставшего вскоре легендарной личностью между лётчиков-афганцев.

Майору Гайнутдинову в Афганистане довелось побывать в реальных условиях на всех аэродромах, облететь всю страну. Не раз он подвергался смертельному риску. Показателен один из эпизодов.

У наших пехотинцев высоко в горах кончались боеприпасы. Гайнутдинов со своим экипажем поднялся в горы. Воздух разреженный, ни единой площадки для приземления. Тонко рассчитав свои действия, Вячеслав правым боковым и передним колёсами коснулся крохотного пятачка, и в таком положении удерживал вертолёт до тех пор, пока не закончилась разгрузка.

30 марта 1980 г. при подобных обстоятельствах майору Гайнутдинову пришлось выручать экипаж другого подбитого Ми — 8. Машина капитана Власова выполнила аварийную посадку в Файзабадском ущелье у Бахарака, в самых что ни на есть душманских местах, куда и залетать было небезопасно. Ему удалось подобрать лётчиков сбитого Ми — 8, буквально выхватив их из-под огня, и уйти, отбиваясь из пулемётов.

Первую боевую награду он получил за спасение зажатой в кишлаке разведгруппы, сумев взлететь и отыскать её в пыльную бурю. 

Экипаж Вячеслава числился «счастливым» – долгое время потерь между его членов не было. Но весной 1980 г. на боевой операции под Бахараком был тяжело ранен борттехник Николай Кошелев: вражеская пуля попала между пластин бронежилета. Его быстро доставили в госпиталь, но врачи оказались бессильны. Разгорячённый Гайнутдинов сел в другой, не его, но уже заправленный и снаряженный вертолёт вместо командира и снова пошёл на Бахарак. Он сполна рассчитался за своего борттехника. 

…Через четыре месяца, 17 августа 1980 г., при выполнении боевого задания отважный офицер-вертолётчик погиб. Без отца остались сын Александр и дочь Наталья.

К этому времени Вячеслав Гайнутдинов уже «дорос» до должности заместителя командира 181-го отдельного вертолётного полка, уже был Героем Советского Союза, продолжая совершать боевые вылеты на привычном ему Ми — 8. Трагедия случилась даже не в бою – при облёте новой машины. Удар лопастью по хвостовой балке повлёк падение на землю и гибель всего экипажа. Сразу после трагедии пришёл приказ о назначении его командиром вертолётного полка на территории Союза.

Похоронен Вячеслав Гайнутдинов в городе Саки.

Приказом министра обороны СССР майор Гайнутдинов навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи вертолётного полка. Его именем названы поезд Горьковско-Замоскворецкой линии Московского метрополитена и улица в Саках. Перед зданием сакской школы №1, где он учился, установлен бюст Героя. 


По материалам информационного агентства Крымская газета

Тоже важно:

Дата: 22 декабря 2015 | Разделы: События
Метки: летал
22 декабря 2015

Комментарии:






* Все буквы - латиница, верхний регистр

* Звёздочкой отмечены обязательные для заполнения поля